Вы здесь

Героические страницы истории Белорусской филармонии


25 апреля 1937 года, 85 лет назад, официально открылась Белорусская государственная филармония. Вначале в ней насчитывалось четыре коллектива: симфонический оркестр, оркестр белорусских народных инструментов, белорусский ансамбль народной песни и танца и Белорусская хоровая капелла.

С тех пор в истории филармонии случилось много разных событий... Давайте восстановим некоторые страницы с помощью документов Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства.


Концерт у партизан. Поет С. Друкер. 1944 г.

Подвижный «куст»

Вот подклеенная, оборванная по краям вырезка из газеты «Советское искусство». Даже название заметки «На передовых позициях» немного повреждено.

«Под артиллерийским обстрелом и пулеметным огнем врага, по проселочным дорогам, искалеченным воронками фугасных бомб, шесть недель движется пятнистая трехтонка, замаскированная ветвями молодых берез. Лишь вблизи внимательный глаз бойца опознает в этом движущемся кусте агитмашину белорусских актеров».

Дата подскажет много: 11 сентября 1941 года.

Вот еще одна заметка — из газеты «Советская Белоруссия» от 6 июля 1941 года, «Выступление артистов на фронте».

«Белорусская государственная филармония по поручению ЦК КП(б)Б организовала бригаду артистов для художественного обслуживания частей действующей Красной Армии. В состав бригады входят: заслуженный артист республики Бергер, артисты Гомельского областного драматического театра Перстин, Чернов, артист музкомедии: Сайков и другие.

3 июля бригада впервые выступила с концертом в Н-ской части. Бойцы тепло встретили выступление артистов.

В ближайшие дни такие же концерты будут организованы и в других частях действующей армии».

Вот такая, героическая, страница истории Белорусской филармонии... Чтобы уточнить, как это было, обратимся к воспоминаниям Сергея Остроумова «Особое подразделение».

Молодой артист Остроумов готовился начать творческий путь на сцене Гомельского драматического театра... Планы перечеркнула война.

«Дальнейшие события, сыгравшие немаловажную роль в судьбе многих из нас, связаны с приездом в Гомель из Минска Григория Павловича Прагина. ЦК КП(б) Белоруссии поручил ему, директору Белорусской государственной филармонии, работу по организации эстрадно-театральных бригад для художественного обслуживания частей действующей Красной Армии.

...В углу театрального, где стоял единственный чахлый каштан, с бурыми от пыли листьями, актеры строили бомбоубежище: углубляли и расширяли наспех вырытую траншею. Тут же, во дворе, началась, как выразился Прагин, «мобилизация» актеров в Первую фронтовую бригаду».

Артисты оказались отовсюду, и гомельские, и те, кто откуда-то эвакуировался... «В составе бригады также оказались заслуженный артист БССР Михаил Бергер и тенор-студент консерватории Юрий Матраев».

Филармония плюс консерватория

Эти две фамилии — Прагин и Бергер — будут встречаться в истории фронтовой концертной бригады часто... Мы уже знаем, что организатором выступил Прагин. Логично, что к этой работе присоединили, параллельно с директором филармонии, и директора консерватории Михаила Бергера. В один день, 28 июня 1941 года, через неделю после начала войны, они получили одинаковые удостоверения:

«Центральный комитет коммунистической партии (большевиков) Белоруссии.

№ 447 28/VІ-1941г.

Удостоверение

Центральный комитет КП(б) Белоруссии поручает тов. Бергеру работу по организации эстрадно-театральных бригад для художественного обслуживания частей действующей Красной Армии».

Точно такое же удостоверение имел Прагин. Так что осталось выполнить указ: «основным занятием филармонии ближайшего периода считать создание концертной бригады для обслуживания Красной Армии. Художественным руководителем назначить заслуженного артиста БССР М. Бергера. Возложить на него обязанности концертмейстера».

Следующий документ, на половине листа ученической тетради в линейку — свидетельство о том, что члену концертной бригады по обслуживанию воинских частей действующей армии тов. Бергеру М. А. выдан Браунинг № 278377.

Вернемся к заметке о шестидесятом концерте бригады.

«Радостны встречи с доблестными защитниками родины. Трехтонка становится эстрадой, кругом амфитеатром располагаются зрители. Так было у танков, еще не остывших после боя, у самолетов, готовых каждую минуту взлететь в воздух, у партизан, вернувшихся из рейда по тылам врага, у зенитчиков, артиллеристов и саперов... Сигнал воздушной тревоги обрывает песню. Вынужденный перерыв артисты проводят в убежище. Навстречу фашистским стервятникам поднимаются советские самолеты. Короткий воздушный бой, и в дверях убежища появляется улыбающийся лейтенант. Он говорит:

— Простите за беспокойство, противник отброшен.

...Концерт продолжается».

Под заметкой — подписи авторов: Г. Прагин, С. Остроумов.

Кстати, именно Бергер во время этого концерта играл на пианино, которое установили прямо на грузовике. Сергей Остроумов вспоминает: «Бергер участвовал в самых трудных поездках бригады, в том числе — в части комкора Л.Г.Петровского, сражавшейся за Рогачов и Жлобин. Михаил Аркадьевич носил в кармане пистолет «ТТ», тщательно обернутый в носовой платок».

Справка от 15.08.1941 года под штампом Белорусской государственной эстрады свидетельствует, что тов. Бергер «с 1.07.41 работая по обслуживанию концертами — действующей Красной Армии в качестве пианиста и художественного руководителя в связи с окончанием работы направляется в город Новосибирск».

Подпись — директор Г. Прагин.

Дело в том, что враг стремительно приближался к Гомелю, и 19 августа 1941 года руководство эвакуировало первую фронтовую бригаду в Тамбов.

Таланты в соломе

Вскоре белорусских артистов направили в Дом Красной армии Западного фронта.

Артистам пришлось нелегко. Дом Красной Армии все время передислоцировался, приходилось кочевать, голодать, ночевать, где придется... Тем более не все командиры понимали, зачем в такие напряженные боевые дни возиться с какими-то артистами.

А те давали по несколько концертов в день.

«К утру печь остывает. За окном серый промозглый рассвет. Актеры спят, поглубже зарывшись в свои соломенные ложа.

— Подъем! — вдруг кричит молодецким голосом вошедший в комнату Прагин.

Актеры прекрасно слышат команду, но остаются неподвижными. Тогда Григорий Павлович сдергивает с лежащих укрывающие их одежки...

Так и живем. Умываемся во дворе ранним утренним снежком, дежурный приносит в ведрах довольствие с полевой кухни соседей-зенитчиков, приносит бегом, чтобы пища не успела остыть.... Пока мы едим, Григорий Павлович делает замечания по вчерашним концертам.

— Безобразие, — говорит он Патюкову, выколачивая в ладонь свою неизменную трубочку. — Начинаете концерт с «медленного фокстрота». Белорусская бригада и вдруг шут знает что!

Пока Григорий Павлович говорит, Макс умудряется, внимательно глядя на него, стучать по чем попало ксилофонными палочками, Миша Перстин записывает в дневник бригады количество данных за день концертов. Иногда пишет «два с половиной», «три с половиной»... «Половина» означает, что фриц помешал закончить программу.»

Кстати, концерты начинали с песни на слова, написанные поэтом Павлом Фурманским:

«Мы явиться в гости рады

На рубеж передовой,

Белорусская бригада —

Ваш товарищ фронтовой.

 

Чтоб дойти к родному дому,

Чтоб врага отбросить прочь,

Без затей, по-боевому,

Рады песней вам помочь».

«Справедливо поют»

Давайте поближе познакомимся с Григорием Павловичем, или на самом деле Гиршем Литмановичем Прагиным... Он родился в 1903 году в Мстиславле, где отец ремонтировал музыкальные инструменты. В 16 лет попал в Красную Армию, бил басмачей. К творческой карьере привела учеба в Минском музыкальном техникуме. Григорий Ширма вспоминал, что встретил Прагина в сентябре 1939 года, после освобождения Западной Беларуси

«В это время я впервые познакомился с Григорием Павловичем Прагиным, который был и основателем Белорусской филармонии и ее первым директором на протяжении многих лет.

Потрясающие качества в характере Г. П. Прагина как администратора и человека были удивительны: он умело подбирал художественных руководителей творческих коллективов филармонии, с которыми было у него полное взаимопонимание в решении творческих вопросов. Поэтому и коллективы были тщательно оформлены и укомплектованы отличными кадрами...

Вспоминаю один концерт. Хор выступает на сцене Дома офицеров в Бобруйске. Неподалеку от сцены в переполненном зале сидел старый седобородый человек. Возбужденно и внимательно слушал. Во время паузы Прагин подошел и спросил:

— Ну, как поют?

— Справедливо поют, — ответил старик.

Для Григория Павловича такая оригинальная оценка была наградой не меньшей, чем наслаждение старого слушателя от песен».

Жена Григория Прагина — известная певица, народная артистка БССР София Друкер. Она также участвовала в работе фронтовых концертных бригад. У семейной пары были свои счеты с фашистами. Их двоих детей не успели эвакуировать из Минска. А после малыши оказались в гетто. Знакомые говорили, что пытались им помочь, так как те чуть не просили милостыню на улицах...

Дети Прагина и Друкер погибли в гетто. Рассказывают, что когда семейная пара музыкантов вернулась в Минск, особым издевательством выглядело, что их квартира осталась целой... Даже вещи на местах. А детей нет...

Неудивительно, что Григорий Прагин стал не просто артистом-агитатором, а бойцом танковой бригады. Воевал в танковом корпусе генерала Бурдейного. Как он пишет в своей автобиографии, «в сентябре 1943 года в боях за г. Ельно был контужен, и после излечения я был назначен старшим инструктором политотдела 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса. Этот корпус 3-го июля 1944 года первый ворвался в столицу белорусской республики — Минск и изгнал немецко-фашистских захватчиков. За участие в боях по освобождению г. Минска я был награжден орденом Отечественной войны ІІ степени».

Боевой маляр

В фонде Григория Прагина хранится стопка бумажек-справок о выступлениях фронтовой концертной бригады. Иногда это простая официальная справка:

«Справка

Коллективом бел. гос. филармонии в N-ском авиабатальоне 2.8.41 дан концерт»

Иногда справка превращается в теплый отклик:

«Справка.

Выдана настоящая коллективу Белорусской филармонии в том, что им дан концерт для ранбольных школы №7 гор. Тамбова 13.9.41. Концерт прошел с высоким мастерством и искусством. Все присутствующие на концерте высоко оценили выступление коллектива, выразив от глубины сердца благодарность всему коллективу. Выступление мобилизовало бойцов и командиров на скорейшее выздоровление и возвращение в строй для окончательного разгрома злейшего врага человечества — фашизма, а медсостав для лучшего обслуживания ранбольных.

Военком ст. политрук Ивановский».

А вот интересная записка на куске листа из ученической тетради:

«т. конферансье

Интересно будите ли вы исполнять скеч который вы исполняете с маляром

5.08.41 Павлов»

Очевидно, эта чудом сохранившаяся записка написана зрителем во время одного из концертов...

Что же это за «скеч с маляром»? Давайте обратимся к воспоминаниям Сергея Остроумова:

«Зоя Овчарова читает рассказ Владимира Полянова «Кокетка Лиза», а потом вместе с Женей Полосиным играет под непрерывный смех зрителей скетч «Маляр» — сценку, сохранившуюся в нашей программе до самого конца войны. Вообще на фронте оказались очень нужными все эти «Маляры», «Ревнивцы», «Укушенные», «Счастливые отцы», «Минуточки» — веселые, озорные скетчи, шутки и репризы.

— Очень нужное дело делаете, — благодарил нас военком после концерта. — Отдохнули хлопцы. Отличная зарядка!»

С репризой «Маляр» связан интересный эпизод... Было это в Подольске. Зал клуба заполнен полностью, успешно отыгрываются номера...

Наконец дошла очередь до «Маляра». Женя Полоскин вышел на сцену с кистью и ведром, перемазанный от кепки до тапочек разными «колерами». И вдруг — страшный грохот. Гаснет свет, сыплются выбитые стекла и штукатурка. Все мгновенно устремляются к дверям. И в это время, перекрывая шум, раздается истошный, умоляющий крик Жени Полоскина:

— Подождите... Я расскажу, что дальше было.

Мгновенное замешательство — и властный голос командира:

— Всем оставаться на своих местах!

А дальше? Дальше — общий смех. Карманные фонарики освещают сцену.

Выбираясь из темноты здания, Чернов жаловался на шум в ушах: он слетел с подоконника, когда во дворе клуба взорвалась фугаска. Но Прагин слушал Петра невнимательно: отругал Ваню Патюткова, который во время своего выступления сыграл «Попурри из блюзов».

После войны Григорий Прагин продолжал управлять филармонией. В 1951-м перешел на должность заместителя директора «Беларусьфильма». Но много лет на День Победы встречался с другими ветеранами Тацинской бригады возле танка, что установлен на постаменте возле парка имени Горького в память об освобождении Минска... И обязательно все пели песню про знаменитую бригаду, музыку которой написал еще на фронте директор Белорусской филармонии Григорий Прагин.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции