Вы здесь

Деревня Комсомолец. Захоронение Михаила Барашкова


Михаил Барашков возглавлял редакцию старейшей республиканской газеты в наиболее сложное для страны время — в годы Великой Отечественной войны. После трагического провала редакционной деятельности в оккупированном Минске, где вышли четыре номера газеты, пятый был подготовлен, но так и не увидел свет, продолжить выпуск издания было решено в партизанской зоне — среди Любанских болот на легендарном острове Зыслов.


Здесь в конце января 1943 года возобновился выпуск не только газеты «Звязда», но и республиканской молодежной газеты «Чырвоная змена», а также Любанской районной газеты «Кліч Радзімы», деятельность которых была прекращена войной. Редактором всех трех периодических изданий был назначен Михаил Парфенович Барашков.

Он не дождался заветных победных залпов — умер в феврале 1944 года от тифа. Похоронили журналиста-партизана в деревне Комсомолец, теперь это Солигорщина. Рядом с могилой Барашкова — захоронения двух неизвестных партизан. Благодаря сотрудникам Солигорской районной газеты «Шахтер» ухожены и они.

— Сколько я работаю в редакции (а это уже 13 лет), столько и даже больше традиция досматривать эти захоронения уже существовала, — рассказала исполняющая обязанности главного редактора Солигорской районной газеты «Шахтер» Анна МОИСЕЕНКО. — Это закономерно, что за могилой редактора подпольной газеты ухаживают не сельский совет, не школьники, а коллеги, продолжатели этой профессии — нелегкой во все времена, а тем более в годы оккупации. Мы гордимся тем, что наши предшественники не сложили свои полномочия, не скрылись и не сбежали в такое трудное время, а продолжали выполнять свою работу. Для нас это яркий пример, как можно любить свою профессию, как нужно быть преданным своему делу.

Сотрудники газеты подкрасили ограждение, буквы на памятниках, убрали от прошлогодних листьев и мусора могилы, возложили цветы. Погребение всегда в хорошем состоянии. Оно находится на отшибе деревни, возле самого леса, в окружении пяти высоченных сосен, которые, будто богатыри-охранники, караулят воинское захоронение, где вечным сном спят те, кто боролся с оккупантами в годы Великой Отечественной войны, приближал Победу — ценой собственной жизни. Михаил Барашков — меньше оружием, больше словом.

Над выпуском трех газет работало всего несколько человек: бывший редактор Любанской районной газеты Филипп Костюковец, корреспондент довоенной «Советской Белоруссии» Георгий Щербатов, сотрудники Копаткевичской районной газеты Емельян Шурпач, Александр Сакевич, Николай Курико и Нина Цылько. Михаил Барашков не только отвечал за коллектив, он также готовил статьи для печати.

В партизанской зоне коллективу «Звязды», «Чырвоной Змены» и «Кліч Радзімы» часто приходилось менять место дислокации — таковы обстоятельства военного времени. Однако не только в лесу, среди непролазных болот, создавались подпольные газеты. Работа над их выпуском велась и в окрестных деревнях, жители которых давали свои дома под оборудование редакции. Первые номера подпольных изданий в партизанской зоне вышли в деревне Шестая бригада (ныне Дворец) Любанского района, в доме Марфы Мигун.

Коллектив редакции современной «Звязды» не раз был на этом месте, в свое время (в мае 1975 года) главный редактор Аркадий Толстик открывал установленную на доме мемориальную доску, она свидетельствует, что «здесь в январе 1943 года восстановили в подполье выход газеты «Звязда» — орган ЦК и Минского обкома КП(б)Б и «Чырвоная Змена» — орган ЦК и Минского обкома ЛКСМБ». Во время торжества еще была жива сама хозяйка. Сегодня у дома — новые хозяева, которые хорошо знают, какое историческое событие произошло в этих стенах зимой 1943-го.

Во время оккупации хата, конечно, была другая. Эту Марфе Мигун построили после войны — таким образом государство поблагодарило женщину за то, что, рискуя собой и своими детьми, пустила сюда партизан. Она не сразу узнала, что те делали здесь исключительно важное дело — выпускали газеты, которые не меньше оружия были опасны для врага.

Как вспоминал сотрудник партизанских изданий Амельян Шурпач, условия работы и быта были суровые. «Мы не имели права никуда, кроме наших квартир, удаляться, никому ничего говорить о своем занятии, — писал он после войны. — Нам, конечно, не нравилось все это. После многочисленных походов, опасных операций оказаться чуть ли не под арестом — приятного мало. Скоро мы убедились, что суровые условия конспирации — не выдумка, а жесткая необходимость». И действительно, немцы тщательно искали подпольную редакцию, даже привлекали для этих целей лучших берлинских разведчиков.

В конце марта 1943 года, когда немцы находились неподалеку от подпольной редакции, газетчики собрали типографию и перешли через болотный массив за деревню Двесница. Здесь, на знаменитом острове Зыслов, где в том числе находился партизанский аэродром, который принимал самолеты с Большой Земли, вышло большинство номеров «Звязды»-партизанки, «Чырвонай Змены» и Любанской «районки». Печатались партизанские газеты и в деревне Комсомолец, которая располагалась в Старобинском (ныне Солигорском) районе. После войны название деревни не менялось. Здесь и был похоронен Михаил Барашков.

Жизнь этого смелого и талантливого человека оборвалась 22 февраля 1944 года. «Не стало нашего редактора, внимательного и чуткого советчика, умелого воспитателя, бесстрашного коммуниста, — такими словами отозвался об этом печальном событии коллега — «звяздовец» Амельян Шурпач. — На холме под тремя стройными соснами вырос могильный холмик — последняя дань живых погибшему».

Он, а также другие участники партизанского движения, в том числе те, кто участвовал в выпуске подпольных газет, неоднократно после войны посещали могилу Барашкова. Не раз здесь бывала и жена редактора. Ее хорошо помнит жительница деревни Долгое Татьяна Хомицевич, детство которой прошло в Комсомольце. Женщина рассказала, что после войны жена Барашкова приезжала в деревню часто, ухаживала за захоронениями, а когда не могла приехать, звонила в школу, и могилу убирали ученики. За это вдова Барашкова угощала их конфетами.

В партизанской зоне вышло 105 номеров «Звезды», 48 выпусков «Чырвонай Змены», они увидели свет в непростых условиях. Это был настоящий подвиг, аналогов которому больше нет ни в отечественной, ни в мировой журналистике.

Вероника КАНЮТА

Фото предоставлено редакцией газеты «Шахтер»

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.