Вы здесь

Радуница: Как правильно вести себя в этот день? Какие обряды выполняли наши предки?


Скоро поминальный день – Радуница. Как правильно себя вести в этот день? Какие обряды выполняли на Радуницу наши предки?


Похоронно-поминальные обряды создавали целостную систему и имели строгую упорядоченность и последовательность. После смерти человека обязательно отмечали определенные ритуальные дни: трети, девятины, сороковины, годовщину. После года наиболее значимыми вехами людской памяти становились Радуница и Осенние Деды.

Утром на Радуницу хозяйка, как обычно, хлопотала возле печи, готовила специальные ритуальные блюда, управлялась, а уже потом семья начинала собираться на кладбище. Все одевались в праздничную одежду, брали с собой льняную скатерть, пасхальные яйца, блины, колбасу, сало, освящённую соль, складывали все это в платочек и отправлялись в церковь на обедню. Приготовления проходили в обстановке покоя и торжественности, с чувством достоинства, уважения друг к другу и к своему роду. После богослужения в храме и панихиды по усопшим все расходились по «своим» могилам.

Чаще всего могилы убирали накануне — в так называемую живую Радуницу (понедельник на второй неделе после Пасхи) — или за несколько дней. Их обкладывали новым дерном, посыпали свежим желтым песком, поправляли крест, на который обычно повязывали белое полотенце, когда там был похоронен мужчина, небольшой белый фартук — когда женщина, прикрепляли белый венок — когда девушка. Еще раз напоминаем один из важнейших постулатов народной педагогики: копать землю к Радунице было нельзя, так как на это предки еще не дали согласия. Сначала приведите в порядок могилы умерших родных и только потом беритесь устраивать дело в своем хозяйстве.

Если могилы родственников были в разных местах, то их убирало по несколько человек, а потом все собирались возле одной чьей-нибудь могилы и начинали заупокойную тризну.

Но прежде чем живые начнут обрядовую трапезу, нужно было на каждую могилу положить ритуальное пожертвование. Возле каждого креста или памятника ставили семь (!) ритуальных атрибутов: блюдце, рюмку, в которую наливали водку и закрывали — перекрывали ломтем хлеба, одно (!) красное пасхальное яйцо (только не освящённое), ломтик сала или домашней колбасы, одно (!) домашнее печенье, одну (!) конфетку, цветы. Именно непарное количество, потому что в поминальной обрядности, характеризующейся «разрывом», «разъединением», определяющим символом является нечетность. Свадьба, наоборот, символизировала создание пары. Как парадоксально звучит современная традиция ходить на кладбище с парным (!) количеством живых (!) цветов!

Обязательным был обряд «христосования с мертвыми». Ради этого хозяйка брала пасхальное яйцо и качала его крест-накрест по насыпи. Затем подготавливали «поминальный» стол (столик и небольшие скамейки рядом с могилой умершего напоминают модель домашнего застолья): с левой стороны расстилалась скатерть, на нее ставилась кутья с зажженной свечой и все остальные блюда, каждого из которых нужно было понемножку отложить в блюдце покойному.

После этого по доброй славянской традиции по кругу пускали поминальную рюмку с питьем. До середины ХІХ века это была медовуха, специально сделанные для пасхальных празднований пиво или квас, позже водка. В рюмку наливалось питье и передавалось самому старшему среди присутствующих. Третью часть питья тот сначала отливал на могилу (опять-таки: прежде чем себе — предкам), среднюю (тоже третью часть) выпивал сам, последнюю часть — «слезу» — обязательно оставлял на дне. Затем чашу-рюмку наполняли питьем и передавали следующему по возрасту родственнику (от старших до более молодых, но только женатых людей!). И этот человек точно повторял основной принцип упомянутого этикетного правила. Так стопка-чаша ходила по кругу трижды. Если же за третий раз она доходила до последнего, кому можно было пригубить ритуальный напиток, то, что оставалось на дне, — так называемые «слезы» — опять-таки выливалось на могилу. Что стояло за «слезой», оставленной каждым на дне чаши? Род собирался возле могил тех, кто пошел в «тот» мир, «разорвав» (в символическом плане) эстафету жизни. Хождение чаши по кругу с «переходной слезой» было направлено на то, чтобы восстановить, запереть, сомкнуть ветви родословного дерева.

В эстафету родовой памяти обязательно включался и еще один атрибут — освященное в храме яйцо. Ритуальная трапеза начиналась тем, что одно освященное яйцо делилось на столько кусочков, сколько человек собралось вокруг могилы, и каждый из присутствующих брал свою долю.

Вот он — фундаментальный принцип славянской культуры, который постоянно подкрепляется неугасимой традицией: работать, так группой, толокой, праздновать — родом-хороводом, петь — хором, делить беду — между всеми. Фактически на всех семейно-родовых праздниках белорусов присутствовало главное обрядовое блюдо, делившееся между всеми присутствующими и являвшееся символом родово-общинного единства. На родинах делили «бабью кашу», на свадьбе — каравай, на похоронах — сочельник, на поминках — чашу «с горестной слезой».

На кладбище сидели долго, но больше не выпивали. Добрым словом вспоминали умерших родных, рассказывали интересные истории из их жизни, приглашали присесть за траурный «стол» близких, знакомых, соседей.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Превью: politeka.net

Выбор редакции

Спорт

Фантастическое шоу прошло в «Минск-Арене»

Фантастическое шоу прошло в «Минск-Арене»

Время любить, помнить, творить... побеждать.