Вы здесь

Она умела заряжать энергией любви. Воспоминания о Валентине Ковтун


Апрель — месяц рождения и ухода в вечность писательницы Валентины Ковтун. Так символично совпало, что как раз апрельскими днями в известной серии «Белорусский книгосбор» в издательстве «Белорусская наука» вышел том избранного Валентины Ковтун. В нем представлен роман-дилогия «Крест милосердия», драматическая поэма «Путь полочанки», стихи, статьи. Составительница — литературовед, кандидат филологических наук, докторант Института литературоведения имени Янки Купалы НАН Беларуси Ирина Богданович. Имея богатый опыт эфирных отношений с Валентиной Михайловной, хочу предложить читателям «ЛiМа» несколько упоминаний о ее служении белорусскому слову…


После прямого эфира в студии Белорусского радио, 5 апреля 2006 г.

Валентина Ковтун была частым гостем литературных программ Белорусского радио. Мы встретились в далеком 1988-м, когда в издательстве «Юность» вышла ее книга рассказов для старшеклассников «Калиновая гроздь золотая». Тот первый эфир счастливо дал толчок нашему творческому сотрудничеству на более чем два десятилетия...

На все мои предложения она откликалась легко, с особой заинтересованностью. Отличная собеседница — глубокая, вдумчивая! А как умело импровизировать! Мысль рождалась сразу в студии в процессе разговора. И так интересно было за этим следить, вести диалог. В нем одинаково ярко присутствовало логическое и эмоциональное, то, что называют живым эфирным дыханием. Она всегда очень тонко чувствовала заданную тему разговора.

На самом деле, я удивлялась ее рвению и желанию «выйти» к слушателю. Далеко не каждый писатель решается на такие постоянные публичные экзамены. Теперь понимаю, это было состояние ее души: в постоянных мыслях о литературе, утверждение себя через художественное слово и истинный образ. Возможно, тому способствовал и статус кандидата филологических наук, умение охватить критическим зрением сам литературный процесс. Помню, у Валентины Михайловны была любимая фраза: «надо делать свою работу». Это значило: не плакаться, не жаловаться на жизнь и обстоятельства, а достойно и терпеливо сверять данный богом талант.

В разные времена наших отношений она в чем-то напоминала мне своих героинь, а прежде всего, конечно, Алоизу Пашкевич (Тетку) и Евфросинью Полоцкую. Не в смысле самих образов, а устремлений духа, которые способны проникнуть в разные времена общей истории. И неистовой веры в то дело, которое тебе предопределено, которое тебя позвало. Как умела она заряжать энергией любви к избранным ею фигурам! Она сама, кстати, предложила для Белорусского радио инсценировку по роману-дилогии «Крест милосердия», назвав ее радиороманом, чтобы Алоиза Пашкевич со своей эпохой осталась в популярном жанре радиоспектакля, доступного многим слушателям. Режиссер этой постановки Игорь Лаптинский, в главной роли Алоизы — заслуженная артистка Республики Беларусь Галина Бальчевская. Хранятся в наших фондах и отдельные фрагменты романа-жития «Званые», несколько композиций по стихам, в том числе и детским произведениям, а также интересные беседы с самой писательницей.

Валентина Михайловна принимала участие в различных моих программах: "Крылья","Господа”, «Горизонты», «Нам осталось наследие», чаще это был прямой эфир. Для примера назову несколько тем: «Художественное воображение и сила факта», «Герой и параллельные миры в историческом жанре», «Образ матери и категория святости в литературных произведениях», «Художественный жанр и авторский поиск», «Женский характер в произведениях белорусских авторов», «Архитектоника Книги», «Жизнь, доля, судьба» и другие. Иногда она сама предлагала тему для беседы. И это было связано с тем, над чем она на тот момент работала. Я пыталась подсчитать наши эфирные встречи — оказалось где-то около тридцати! По ним можно когда-то составить уникальное жизнеописание писательницы.

В общем, у меня осталось впечатление, что Валентине Михайловне важно было озвучивать свои творческие сомнения и отдельные планы. «Хорошо поговорили» — с хитринкой в голосе говорила она после наших вечерних разговоров по телефону, которые случались достаточно часто и очень естественно сочетали шутку и серьезные вещи. Такое своеобразное продолжение традиционных бесед, но у них была другая стилистика, хотя цель та же — услышать себя. Ее главной заботой прежде всего была литература. Оставляя мне автограф на одной из своих поэтических книг, она пожелала «любви и новых глобальных успехов в Литературе и радиостране». Думаю, неслучайно слово «Литературы» было написано именно с большой буквы. Она воспринимала это как общее духовное пространство, отдавая должное роли белорусского эфира в популяризации творчества современных авторов и, безусловно, — национальной классики.

Мне очень импонировали в ней импульсивность и выверенность по отношению к ситуациям как творческим, так и жизненным. Можно сказать, взгляд лирика и прагматика в одном лице. Несмотря на существенную разницу в возрасте, мы находили много общих тем. И говорили открыто, на той доверительной ноте, которую не с каждым ровесником найдешь. Помню, как она смеялась, возмущалась, радовалась, но чтобы жаловалась — нет... Она была исключительным организатором. Вела к тем, кого сама любила и кем восхищалась. Умела собрать творческих людей в путешествие на родину Тетки — Старый Двор, Острина, Василишки, Щучин — или устроить паломничество к святой игуменье Евфросинии в Полоцк. Она много раз приглашала на родину, в Пинск, но у меня что-то все не получалось. А жаль...

Еще прижизненный свой сборник избранной поэзии Валентина Михайловна назвала «Свеча любви». Помню, готовя издание к печати, много рассуждала о названии — «именно свеча, а не свечка». Как символ, как драгоценный сосуд, сохраняющий любовь и наделяющий ею всех, кто желает принять этот божественный дар. «Понимаешь, Галина, здесь совсем другое. Оно и звучит возвышенно — све-ча»! Кстати, согласно этой книге к 70-летию автора (но, к большому сожалению, уже без нее) мы записали радиокомпозицию в чудесном исполнении народной артистки Беларуси Марии Захаревич, к которой она относилась с большим почетом. А Мария Георгиевна высоко ценила творчество писательницы Валентины Ковтун. Интересно, что в судьбе обеих этих женщин, талантливых и жертвенных в служении белорусскому слову, добрым гением остался народный писатель Беларуси Иван Мележ. Мария Захаревич блестяще сыграла на Купаловской сцене Анну Чернушку в спектакле «Люди на болоте» по культовому роману Мележа. А Валентина Ковтун в начале своего литературного пути получила от классика поддержку — он рекомендовал молодую поэтессу для вступления в Союз писателей.

Просто совпадением или знаком небес сегодня можно назвать тот факт, что последняя беседа на тему «Далекое и близкое», которую мы записали с Валентиной Михайловной для программы «Нам осталось наследие», была посвящена 90-летию Ивана Мележа и вышла в эфир 14 февраля 2011 года. Моя гостья успела еще раз признаться в любви и признательности своему учителю. Как говорят, широко, на весь мир, не жалея самых лучших слов и восхищения, с той особой почестью, с которой относятся к людям избранным. Жизнь подтвердила, что давнее благословение Ивана Павловича не было авансом, писательница Валентина Ковтун всем своим творчеством оправдала его высокое доверие.

...Так и осталось в моей памяти: мы идем по улице Макаенка, я провожу ее на метро. Середина апреля, легкая дымка первой зелени, солнечно и тепло. Через день-другой она собирается ехать на свою Пинщину по важным для нее делам. Говорит, что задержится не более, чем на неделю, а там — встретимся, есть о чем снова поговорить в эфире. На знакомой дружелюбной улыбке попрощалась...

Галина ШАБЛИНСКА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.