Вы здесь

Время копать... глубже


Недавно знакомая пошутила: «Весна — самое жаркое время для садоводства. Но у меня нет дачи и огорода, поэтому копаться я буду в себе». Лично у меня земли хватает. Вместе с тем хлебом не корми — дай покопаться в себе. А весной, когда душа, как и природа, жаждет обновления, тем более.


Заметила за собой, что часто, чтобы заставить сына слушаться, «на автомате» говорю ему: «если не будешь делать то, что я сказала, то мультика сегодня не будет (либо не дам конфетку)». После этих слов малыш, как по мановению волшебной палочки, выполняет любую мою просьбу. Этим же действенным методом время от времени пользуются и мой муж, и Симонова бабушка. Но недавно мы поймали себя на мысли, что делаем что-то не так. Конечно, так проще заставить слушаться и быстрее. Но глобально это вредит. Ведь, сами того не подозревая, мы воспитываем корыстного и лицемерного человека, который готов на все ради конфеты или мультика. И еще муж заметил, что этот метод угроз неэффективен и недолговечен. Ведь как только малыш сам сможет дотянуться до конфеты либо включить телевизор, он тут же перестанет слушаться. Поэтому на семейном совещании решили менять тактику. Пытаться договариваться по-взрослому, объяснять, почему лучше сделать так, как мы просим.

Ошибки — это не страшно (если вовремя их заметить и изменить правила игры). Даже пресловутые педагоги их допускали. Почти через 30 лет в книге «Исповедь» Лена Никитина признает, что их с мужем система воспитания все-таки была неидеальной. «Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: когда он упал или не мог что-то достать, мы не обращали на это внимания, не помогали ему, несмотря на слезы и вопль. Пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш выбирался. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша... не считается с остальными. И не только этому. Когда подрос второй сын, мы с ним обращались так же. И вот однажды младший плачет от удара и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону — точно как мы, взрослые. Здесь было просто безразличие до слез брата. Это неприятно поразило меня».

На днях во время посиделок, на которых кроме молодых мам, была и молодая бабушка, зашла речь о воспитании. Опытная знакомая упомянула о тех же педагогах Никитиных — знаменитых во времена ее молодости. О том, как Лене, матери семи детей, жаловалась одна знакомая: «Ох, эти сладости! Все свободное время у плиты усердствую! Больше ни на что меня не хватает!» Когда же многодетная мама в ответ заикнулась: мол, можно бы и проще, та удивилась. «Суп, кашу... Ха-ха! Моим мужикам (у нее муж и пятилетний сын) котлетки домашние подавай...» — «И подаешь?» — спросила Лена не без иронии. «А как же! У меня не семеро по скамейкам, на нормальное питание хватает», — не удержалась от колкости знакомая.

Женщины не поняли друг друга. Первой было жалко детей, которым мать не делает фарш на котлетки, а второй было скучно: у знакомой все время и силы уходят на «танцы» возле плиты, а на воспитание уже ничего не остается.

«Хоть у меня и двое детей, но я тоже никогда не перекручивала мясо на котлеты, — улыбается наша молодая бабушка. — Зато какие только праздники мы с ними не отмечали: и зазывание весны, и даже пробуждение медведя в берлоге. И теперь мои уже взрослые сын и дочь с теплотой и благодарностью вспоминают свое детство. Ватман, на котором я рисовала для них квест, походы с палатками, путешествия по Беларуси, костюмированные представления и театр теней из подручных материалов. А также как мы с друзьями собирались у нас дома и смотрели слайды с картинами Ван Гога, Рафаэля, Рембрандта, Микеланджело, а дети во время наших горячих творческих дискуссий играли рядом на полу. И, поверьте, они не помнят, что не всегда я успевала зашить им дырочку на колготках и безупречно выгладить штаны, и что котлеты на столе чаще были магазинные, а не домашние. Мне кажется, здесь важно расставить приоритеты ценностей. На что тратить время, а на что — нет. За счет чего экономить, а на что не жалеть ни минут, ни часов, ни целых лет».

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции