Вы здесь

Игнат Буйницкий создал белорусский театр и умер в танце


Его назовут отцом белорусского театра. Такая громкая оценка деятельности Игната Буйницкого вполне заслужена.


Хотя нужно уточнить это определение, не просто белорусского, а национального театра. Все же театральная история в Беларуси уходит в XVIII век, а то и раньше. Буйницкий восстановил театральную традицию, заложенную в середине ХІХ века Винцентом Дунином-Марцинкевичем и его любительской труппой, поставившей знаменитую «Сялянку». Наверное, сам Игнат Буйницкий не думал, что его увлечение народными песнями и танцами приведет к театральным подмосткам и созданию театра. Успех театра Буйницкого логичен и правомерен, он дал возможность белорусам почувствовать себя белорусами. Его зажигательные танцы под цимбалы оживляли зачахший дух зрителей, наполняли их души радостью. То, что не могло сделать слово, сделало яркое народное действо.

Жизненный путь Игнатия начался 10 (22) августа 1861 года в Родительском фольварке Прозорока Дисненского уезда Виленской губернии. Сызмальку приучился к крестьянскому труду, после учился в Риге, где окончил землемерное училище. От отца Тарквиния Буйницкого он получил заболоченный кусок земли. По натуре трудолюбивый, деятельный, даже упрямый, Игнат со страстью взялся за приведение в порядок гиблой земли и довел ее до ума.

Проявилась его характерная черта — не ждать чужой ласки, а рассчитывать на себя, на свои силы и упорно идти к намеченной цели. Когда захотел приобрести еще земли, пошел работать по своей профессии — землемером. Работал в Полоцком районе, Ошмянщине, Новогрудчине, Могилевщине. Задуманное совершил! Увеличилось хозяйство, прибавилось заботы. Приходилось приглашать крестьян из соседней деревни Поливачи скосить луг, убрать урожай или еще на какую работу. Компанейский и веселый, Игнат Буйницкий хотел приукрасить тяжелый крестьянский труд, наполнить жизнь праздничным настроением. Он устраивал народные гулянки на Дожинки и Купалье или просто во время ярмарок. Приглашенные им музыканты играли на цимбалах, скрипках, волынке. Звучали народные песни, а после начинались удалые танцы, когда ноги сами пускались в пляс. И первым танцором был как раз сам Буйницкий. «Ох, и прыгал же! Будто вихрь который проносился. Второго такого танцора никогда в жизни не видел», — вспоминает один из жителей Прозороков.

Так бы и ушло это увлечение народным творчеством со временем в небытие, если бы революционный подъем 1905 года не пробудил в Буйницком жажду самовыражения. В своих Прозороках он устраивает концерты народной песни, и как всегда, заканчивает их танцами. В представлениях участвовали и дочери Буйницкого — Ванда и Елена.

Вскоре слава о танцорах Буйницкого достигла и Вильни. Их пригласили на белорусскую вечеринку, которую организовала редакция «Нашей Нiвы» 12 февраля 1910 года. Огромный зал железнодорожного кружка был забит народом. Пришли не только белорусы, но слышались литовский, русский, польский языки. Публика ждала чего-то необычного. «Первый раз должна была показаться перед широким миром белорусская душа, явиться в своих песнях, танцах, музыке», — пишет «Наша Ніва». В начале была показана комедия Крапивницкого «По ревизии» в постановке Алеся Бурбиса, после выступил хор под руководством композитора и дирижера Людомира Роговского. Белорусские народные песни тронули сердца и души людей, некоторые песни пелись на «бис» по несколько раз. Но настоящей феерией стало выступление танцевальной группы Буйницкого. Под живую музыку скрипок и цимбал начались танцы: «Лявониха», «Метелица», «Юрка и воробей». «Надо признаться, что они удались в похвалу! — писала «Наша ніва». — Публика просто одурела. Все без конца кричали: «Браво! Бис!». По три-четыре раза пришлось играть каждый танец. По воспоминаниям Павлины Меделко, она была поражена выступлением танцоров Игнатия Буйницкого. «За всю свою жизнь я нигде и никогда не видел такого бурного массового потрясения в театральном зале, такой гаммы чувств, которые непроизвольно вырвались из людской груди».

Поразила ее и сама величественная фигура Игната Буйницкого. «Изящный, широкоплечий, в белом парадном национальном костюме, подкручивая густой ус, с залетным огоньком в глазах, выступает в первой паре сам Игнат Буйницкий со своей дочерью».

Эйфорическое выступление танцоров Буйницкого имело широкий резонанс. Буйницкого приглашают выступить на этнографической вечеринке, которую устраивал Виленский отдел императорского музыкального общества. Вместе с хором Роговского танцевальная группа Буйницкого представляла белорусскую культуру. И снова оглушительный успех. «Танцорам пришлось бесконечно бисовать по требованию публики. Надо отметить и большой талант и энергию Игната Буйницкого, идеально, художественно обработавшего белорусские народные песни», — отмечал Алесь Бурбис.

Впечатлил Буйницкий и в следующем выступлении 10 мая 1910 года, показав водевиль Каруся Каганца «Модный шляхтич». На сцене ожили картины деревенской жизни, выполненные с юмором и весельем. А после хора Роговского растроганный зритель снова был потрясен удалыми танцами актеров Буйницкого. Эти выступления в Вильно стали для Буйничского поворотными. Или по совету возрожденцев из «Нашей Нiвы», или сам, оправившись от успешного выступления, Буйницкий ясно понял, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на людей его искусство народных танцев, видел воочию, как превращалась их взрослая натура, и они, словно дети, радостно приветствовали каждый танец и сами готовы были пуститься в пляс. Было бы большим делом проехаться по Беларуси, всколыхнуть сонную жизнь провинции, пробудить народный дух.

Вдохновленный успехом, Буйницкий отменно взялся за дело, как умел и любил делать. Причуда для других, преданная любовь и восхищение для самого Игнатия Буйницкого переросли в культурную миссию, стали его жизнью. В Поливачах Буйницкий создает «синтетический сценический коллектив», куда вошли драматическая труппа, хор и танцевальная группа, музыканты. Помимо местных артистов из Вильно, приехали тот же Алесь Бурбис, братья Чеслав и Леопольд Родевичи, Алесь Межневич, Николай Шило, Язэп Орловский и другие. Согласилась выступать в труппе Буйницкого поэтесса Алоиза Пашкевич, известная под псевдонимом Тетка. Артистов Буйницкий содержал за свой счет. Наверное, они помогали ему в хозяйственных делах, уборке урожая и продаже его, чтобы иметь деньги на гастроли.

Первые гастроли по Беларуси начались 21 августа того же 1910 года в Дисне. Маленький провинциальный городок был потрясен приездом белорусской труппы. «Интеллигенция и простой народ — все искренне приветствовали белорусов, мощная идея национального возрождения страстными променадами своими всех сплотила, расшевелила застывшие сердца, и первое родное слово со сцены встречено было не одной слезой из переполненной груди и несговорчивым звуком голосов», — свидетельствовал корреспондент «Нашей Нiвы». Зрители увидели спектакль «Модный шляхтич», услышали стихи Альберта Павловича и Янки Купалы, шесть народных песен, а после ударили цимбалы, заиграла дудка, и Буйницкий вывел своих танцоров на сцену, и «весь зал стонал глухо от лестных криков, а на головы танцоров сыпались цветы и устилали им дорогу». Буйницкий устроил настоящий праздник для дисненцев, устроив им танцы на всю ночь до самого утра. И пошло-поехало! Свенцяны, Поставы, Полоцк — везде театр Буйницкого потрясал зрителя, как настоящий вихрь, который принес в глухие провинциальные уголки свежий воздух!

Своеобразным экзаменом на творческую зрелость стало выступление Буйницкого в Петербурге на белорусской вечеринке, которую устраивали петербургские белорусы. Буйницкий приехал с дочерью Вандой и музыкантами. За несколько дней он набрал из любителей самодеятельности наиболее подходящих и талантливых, поставил с ними народные танцы. Вечеринка прошла удачно, и присутствующий на ней молодой Янка Купала вдохновился на стихотворение «Игнату Буйницкому», где отметил: «Лучших танцев и весь Питер // почти что не видел».

Летом 1911 г. труппа Буйницкого выступала в Слуцке, Копыле, Клецке, Тимковичах, Ляховичах, Несвиже, Барановичах, и везде был успех. 25 и 26 июня труппа выступала в Минске в театральном зале «Париж», показала уже классические спектакли «Модный шляхтич» Каганца и «По ревизии» Крапивницкого. Публика, как всегда, тепло и живо приняла выступления этих поистине необычных артистов, которые несли народный колорит. «Среди сознательных белорусов театр поднял оживление и пробудил веру в большое дело возрождения белорусского народа», — отметила «Наша Ніва». В августе труппа выступала в Полоцке, Вилейке, Сморгони, Ошмянах.

Небывалый успех белорусского театра встревожил власти, и в 1912 году, как это бывало со всем белорусским, они запретили гастроли. Это был болезненный удар. Буйницкий время от времени выступал с концертами в Поливачах. Большая мечта создать белорусский народный театр, кажется, погибла. Последним триумфом танцоров Буйницкого стало их участие в юбилейной вечеринке журнала «Вестник знания» 27 декабря 1912 года в престижном зале Петербурга «Спортинг-Палас». Буйницкий и его артисты представляли белорусскую народную культуру. И, как выяснилось, искренняя и жизненная музыка потрясла петербургскую публику. Она бесновалась, кричало «браво» в эйфории от танцев. «Никогда и нигде не видел, чтобы так что понравилось панам петербургским, как белорусские танцы: «Мельник», «Лявониха», «Юрка», «Воробей». Лучше нравились, чем все танцы других народов». В знак уважения Буйницкому преподнесли лавровый венок с красной лентой и ценный подарок.

Было еще выступление в Варшаве в 1913 году, однако это стало последним выступлением труппы Игната Буйницкого. Он занялся хозяйственными заботами, чтобы поправить свое имущественное положение и снова взяться за дело жизни. В мае 1914 года в «Нашей Нiве» Буйницкий печатает объявление о наборе белорусской труппы. Однако война перечеркнула все планы. Тем не менее, начатое Буйницким не забылось и не сгинуло. В 1917 году в Минске создается первое белорусское общество драмы и комедии, его руководителем выбрали Игната Буйницкого. Только продолжить свою театральную жизнь Буйницкому не удалось. Он пошел в армию, по словам его зятя Николая Никифоровского, используя эту службу ради белорусской национальной пропаганды. Служил Буйницкий в интендантской роте 10-й армии в районе Молодечно. И на службе он находил возможность заниматься народной самодеятельностью и устраивать концерты. Во время одного из таких концертов от перенапряжения у Буйницкого хлынула из горла кровь и остановилось сердце. Что-то глубоко символично было в его смерти: он родился, чтобы возвысить народный танец до классического искусства, и, одержимый своей миссией, умер в танце, как герой на поле боя.

Витовт ЧАРОПКО

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».