Вы здесь

На Адамовском кладбище. Почему мы празднуем и всегда будем праздновать День Победы


Честно: я не думала, что это меня будет так волновать. Причем лично, если нарушен душевный покой и гармония с окружающим миром. Самое неприятное ощущение: кажется, все нормально и дома, и на работе, и весна на улице, и солнце в окна, и сады зацветают, и птицы поют, а что-то все равно дразнит душу и ум. Оно, к счастью, бывает редко, но тут, как говорят, накрыло. И я не могу об этом не думать, хотя собственно меня, моей семьи и даже моей страны это не касается.


Я о праздновании Дня Победы, точнее, об отказе его отмечать. Эпидемия глупости (и это мягко сказано) докатилась уже даже до Израиля. Там не будут 9 мая проводить парад и шествие ветеранов. «С учетом нынешней щекотливой ситуации в мире», — так объяснили тамошние чиновники это решение. Интересно, что подразумевается под «щекотливой ситуацией»? Снос памятников воинам-освободителям по всей Восточной Европе? Запрет отмечать 9 мая в Прибалтике? Украинский календарь на этот год, где иллюстрацией какого-то летнего месяца, кажется, июля, — изображенное на огороде чучело с характерными шляпой и пейсами (он, наверное, и сегодня есть в продаже где-нибудь во Львове)?..

От очередной подобной новости, а такое впечатление, что многие страны словно соревнуются между собой, кто дальше зайдет в отрицании 9-го (или по-их, по-европейски — 8-го) мая как праздника, — появляется ощущение невозможности, нереальности происходящего. Ну невозможно, чтобы через какие-то восемьдесят лет на людей напало такое беспамятство. Невозможно, чтобы творилось такое, когда живут еще люди, испытавшие тот ужас. Или кто-нибудь отменил приговор Нюрнбергского процесса? Того самого, где в качестве доказательств преступлений фашистов советский прокурор положил перед судьями перчатки и абажур из человеческой кожи и мыло, сваренное из человеческого жира... Получается, всего через два поколения победа над этими нелюдями — уже не праздник?

Впрочем, глупости в этом мире последних несколько лет столько, что уже стоит перестать чему-то удивляться и тем более из-за чего-то переживать. Но это не тот случай. Я долго искала для себя ответ, почему оно так. А на Радуницу он нашелся сам.

Наш фотокорреспондент Анатолий Клещук поехал в тот день на свою малую родину, в Слуцкий район. И привез оттуда репортаж с кладбища возле деревни Адамово. На первый взгляд, обычная белорусская Радуница: убраны могилки среди светлых берез, почти возле каждой-люди. На могилках — пасхальное угощение, родственники, которые давно не виделись, вместе наводят порядок, разговаривают, задумчиво смотрят на памятники. А на памятниках...

«Сожженные фашистами семьи Корзун, Ясимчик, Довнар. Память родных». «Вечер Александра Андреевна. Жила 43 года». «Арсеновичи. Жили: Лида 16 лет, Нина 13 лет, Надя 10 лет, Анька 7 лет, Коля 4 года. Убиты немцами 23 февраля 1943 года». «Статкевич Мария Павловна. Жила 52 года. Погибла от немецких оккупантов». «Будынко Мартын Мартынович, 42 года. Будынко Ольга Ивановна, 38 лет. Будынко Михаил Мартынович, 1929 года рождения. Будынко Ледя Мартыновна, 1932 года рождения. Расстреляны и сожжены немецко-фашистскими захватчиками 23 февраля 1943 года. Память дочерей и сестер». «Семья Корзун Виктор Иванович, 58 лет, Евгения Антоновна, 53 года, Нина Викторовна, 15 лет, Иван Викторович, 13 лет, София Викторовна, 10 лет. Расстреляны и сожжены фашистами 23 февраля 1943 года. Память детей, брата и сестер». «Соколовская Мария. Жила 63 года. Ее невестка Лена, 30 лет. Ее внуки Леня, 6 лет. Костик, 5 лет, Люся, 3 года, Гена, 1 год. Память сына и дяди». «Леневич Александр Александрович, 1939 года рождения. Убит фашистами в 1944 году. Память сестры».

Таких памятников на Адамовском кладбище много. Не воздвигнутые государством монументы, не братские могилы. Обычные могилки в металлических ограждениях. Памятники где старше — цементные, а некоторые уже поменяли на более новые, гранитные. Дата смерти почти у всех одна — 23 февраля 1943 года. Тогда в ходе карательной операции фашисты сожгли вместе с жителями семь соседних деревень. После освобождения останки многих жертв родственники перезахоронили на этом кладбище. Чтобы было куда прийти, принести красное яйцо на Радуницу. Чтобы имели такую возможность дети и дети детей.

В этой отнюдь не торжественной обыденности на Адамовском кладбище — а сколько подобных кладбищ и могил по всей нашей Беларуси — и самый ужас прошлой войны, ведь он личный, если не твой, то твоих родных людей, твоей семьи. И самое понятное объяснение, почему для нас и сегодня та война болит, почему для нас День Победы — не больше и не меньше — праздник жизни. И почему когда слышишь, что для кого-то нормального, не нациста — это уже не праздник, не можешь поверить, что такое вообще возможно, и теряешь душевное спокойствие.

Как мы можем изменить свое отношение ко Дню Победы, если у нас есть такое кладбище и такие могилы? Никак и никогда. Только вот чтобы дети детей это тоже понимали...

Елена ЛЕВКОВИЧ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции