«Год исторической памяти вошел в жизнь нашей гимназии очень органично, так как гражданско-патриотической работой мы занимаемся ежедневно много лет подряд, буквально с первых дней открытия нашего учреждения образования», — говорит директор столичной гимназии № 43 Мария Ковалевская.
— В 2010 году средняя школа № 2 стала первым учреждением общего среднего образования в столичном микрорайоне-новостройке «Каменная Горка», и нашей задачей было занять детей совершенно нового микрорайона чем-то на самом деле важным и полезным, объединить их общими интересами. Через пять лет мы получили статус гимназии (одиннадцатые во Фрунзенском районе и последние — в Минске). Сегодня у нас обучаются 1852 ребенка, это много, нагрузка серьезная, — констатирует Мария Ковалевская. — Приоритетным направлением работы мы выбрали гражданско-патриотическое воспитание. Уже в сентябре 2010 года у нас была создана пионерская дружина, организованы пионерские отряды. Кстати, в кабинете общественных организаций сегодня собрана интересная экспозиция «Пионерия — в моей семье». Все экспонаты сюда передали семьи наших учащихся. Родители охотно откликнулись на наше предложение и поделились советской школьной формой, своими школьными дневниками, пионерской атрибутикой...
В декабре 2012 года на базе гимназии открылся межшкольный центр допризывной подготовки молодежи Фрунзенского района. Его возглавляет заместитель директора по воспитательной работе Александр ИВАНОВ
— Кроме наших старшеклассников, обучение в центре по предметам «допризывная подготовка» и «медицинская подготовка» проходят еще 819 учащихся из 17 учреждений образования Фрунзенского района, — рассказывает Александр Валерьевич. — Занятия в центре проводятся в группах: отдельно для парней и девушек. После окончания десятого класса ребят ждут полевые сборы.
Кстати, несколько девушек изъявили желание осваивать вместе с парнями именно допризывную, а не медицинскую подготовку. Этот их выбор объясняется желанием продолжить обучение в вузах так называемых силовых ведомств. А педагоги Центра обеспечили их максимально полной информацией, где они это могут сделать, ведь, кроме Военной академии и Академии МВД, есть еще и Институт пограничной службы, и вузы Министерства по чрезвычайным ситуациям, и военные факультеты в гражданских вузах.
Настоящей гордостью центра допризывной подготовки является суперсовременный тир, где можно пострелять и из лазерного, и из пневматического оружия. Он настолько хорошо оснащен, что неоднократно становился местом проведения городских соревнований самого разного уровня.
— Открытие Центра допризывной подготовки создало шикарные возможности для подготовки наших учащихся к участию в военно-патриотических играх «Зарничка», «Зарница» и «Орленок», — рассказывает директор гимназии. — На протяжении последних шести лет наши воспитанники становились победителями районного, городского и республиканского этапа «Зарницы» в Бресте. Они традиционно занимают призовые места, потому что очень хорошо подготовлены. Начинали мы с «Зарницы», потом пошли в игру «Орленок», рассчитанную на учащихся 10-11-х классов, и в «Зарничку» — для младших школьников. Это возрастная преемственность от одной игры к другой позволяет нам охватить большое количество детей интересным занятием. Их надо воспитывать на победах, и у нас это получается.
Еще один предмет чести 43-й столичной гимназии — парадно-церемониальный отряд (своеобразная подростковая «рота почетного караула»), без выступления которого не обходится ни одно торжественное мероприятие в учреждении образования. Он неоднократно побеждал на городских конкурсах.
— Сейчас в него входит около 30 учащихся. Если раньше мы брали детей в возрасте от 12 лет и старше, то сейчас у нас занимаются и десятилетние. Они тренируются, чтобы потом занять места тех, кто покинет отряд, — рассказывает заместитель директора гимназии по воспитательной работе Татьяна СИВЦОВА. — В его составе есть знаменосная группа, группа возложения, группа барабанщиков, но все участники взаимозаменяемы. Каждый может торжественно возложить венок, играть на барабанах или участвовать в плац-концерте. Это серьезная коллективная работа. Здесь имеет значение все: и режиссура номеров, и хореография, и строевая слаженность, синхронность движений, сложность элементов, мастерство барабанщиков. Чтобы добиться той зрелищности, которую они демонстрируют, учащиеся тренируются почти ежедневно по два часа. С ними работают два наших педагога-организатора, они освоили новое для них дело буквально с нуля. Нам не нужно уговаривать детей прийти в отряд — всегда есть желающие занять место того, кто ушел. Конечно, у одиннадцатиклассников остается меньше времени на тренировки, поэтому и появляются «вакансии».
— На всех торжественных мероприятиях тон задают барабанщицы парадно-церемониального отряда, — добавляет Мария Ковалевская. — Их появления все всегда ждут. Нас приглашают и на городские мероприятия, на день рождения Фрунзенского района, пригласили даже на фестиваль оркестров, который проходил на Тракторном заводе... В общем, мы заметили, что, как только делаем один шаг, тут же открываются возможности для следующего: открыли Центр допризывной подготовки, влились в военно-патриотические игры, создали парадно-церемониальный отряд, а дальше начали работать по открытию в гимназии музеев.
Профили у школьных музеев бывают разные, мы же решили остановиться на гражданско-патриотическом, чтобы воспитывать детей на героическом прошлом. В феврале 2014 года, к 25-летию вывода советских войск из Афганистана, у нас торжественно открылся Музей чести и доблести воинов-интернационалистов. Сегодня им руководит учитель истории гимназии Наталья Шереметьева.
XX век оставил человечеству жестокую память. Две мировые войны, ряд локальных, многочисленные «горячие точки»... Наши соотечественники выполняли интернациональный долг в Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Венгрии, Вьетнаме, Египте, Йемене, Китае, Лаосе, Ливане, Мозамбике, Северной Корее, Сирии, Эфиопии. Поэтому в музее есть карта мира, на которой указаны «горячие точки», где воевали уроженцы Беларуси.
Дорогами Афганистана прошли 28 832 гражданина Беларуси. В числе погибших — 771 наш земляк. Многие вернулись домой инвалидами. 12 человек пропали без вести.
— Экспозиция музея тематически разделена на несколько зон, — проводит для нас экскурсию Наталья Шереметьева. — Это история Афганистана до ввода советских войск, первый этап войны (декабрь 1979 года — февраль 1980-го), штурм дворца Амина, ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана; второй этап (до апреля 1985 года), осуществление широкомасштабных боевых операций; третий этап (до декабря 1986 года) и так далее. В разделе «Скорбное Эхо Афганистана» размещены материалы о минчанах, погибших во время боевых действий в этой стране.
Наш музей уникален тем, что здесь находятся только личные вещи, которые были переданы музею или самими участниками Афганской войны, или родственниками погибших воинов. Ольга Карасева, например, приехала в Минск из Витебска, чтобы передать в музей личные вещи и фотоальбом своего отца. Призналась, что хранить их дома — очень больно. Доверие, которое она нам оказала, для нас очень важно. А одна витрина в музее находится полностью под патронатом Елены Федоровны Кобликовой. Она посвящена ее сыну — стрелку парашютно-десантной роты войсковой части 35919.
14 апреля 1985 года подразделение десантников попало в окружение. Колесо сжималось, и выход оставался только один — пройти через минное поле. Впереди шел гвардии рядовой Николай Кобликов. Почти дошли, когда раздался взрыв. За мужество и героизм он был посмертно награжден орденом Красной Звезды, медалями, Грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Жизнь Николая, погибшего в 19 лет, легла в основу книги Николая Чергинца «Сыновья». Похоронен Николай Кобликов на Северном кладбище в Минске. Его мать не отдала личные вещи сына в музей истории Великой Отечественной войны, а передала их в музей 43-й гимназии. Периодически она его посещает и корректирует экспозицию, посвященную сыну.
Педагоги гимназии уверены, что именно на таких примерах личного мужества и чести нужно воспитывать новое поколение. Личные истории очень трогают современных подростков. Кстати, они и сами с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и проводят экскурсии на белорусском, русском, английском и немецком языках.
— Когда мы сделали первый музей и посмотрели, как исторический материал работает на воспитание, то поняли, какая же это благоприятная почва, — констатирует Мария Ковалевская, — и начали собирать материал для нового музея «О подвиге великом и вечном», приуроченного к 70-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Его опекает учительница математики Татьяна БУЛДОВА.
Экспозиция музея включает элементы военного обмундирования и экипировки времен Великой Отечественной войны, образцы оружия, солдатский полевой котелок, награды, переданные школе в дар ветеранами Фрунзенского района, имитацию Вечного огня. Большая часть экспонатов была собрана учащимися школы — членами отряда «Поиск». На стендах — информация об основных этапах и переломных моментах войны. Основное внимание — событиям и боевым действиям на белорусской земле. А самый интересный объект в музее — макет танка Т-34 образца 1940 года, который был создан «Студией 25». Есть даже отдельная тема экскурсии, посвященная этому образцу военной техники: ее проводит восьмиклассник гимназии, который очень глубоко углубился в соответствующую тематику.
— У каждого учителя, кроме уроков должно быть занятие для души, — говорит директор нашей гимназии. Для меня это музей и поисковый отряд, его костяк оставляют мои восьмиклассники, у которых я являюсь классным руководителем, — констатирует Татьяна Булдова. — Учителя гимназии, кто родом не из Минска, часто приглашают нас на свою малую родину. Мы путешествуем по местам боевой славы и по местам трагических событий военных времен на белорусской земле. На весенних каникулах ездили в Застаринье, что в Барановичском районе. Это деревня — младшая сестра Хатыни. Ночью 2 мая 1943 года партизаны отряда имени Александра Суворова организовали праздничное собрание ее жителей, посвященное 1 мая. Об этом стало известно гитлеровцам. Утром в деревню ворвались каратели. Они сгоняли в дома по 15-20 человек, расстреливали их из автоматов, а дома поджигали. Было сожжено 96 дворов и убито 382 жителя. Также мы посетили Колдычево в Барановичском районе, где в годы войны действовал лагерь смерти. А когда поздно вечером вернулись домой, то мои дети не побежали отдыхать, а полезли в интернет, чтобы найти больше информации об увиденном. И вот в такой ситуации ты понимаешь, что и время, и силы отданы не зря.
А сегодня в гимназии ведется сбор экспонатов уже для третьего музея, который будет посвящен истории комсомола.
— Это для нас с вами комсомол — наша молодость, а для современных детей — далекая история, — улыбается директор гимназии. — Считаем, что и эта страница из прошлого будет для них интересна.
Также учащиеся 43-й гимназии присоединились к проекту по созданию виртуальной истории лагеря военнопленных «Шталаг 352» в Масюковщине. Географически гимназия находится недалеко от места, где он располагался. Проект реализуется при поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее». Теперь и гимназисты будут вносить свой вклад в восстановление судеб узников концлагеря...
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Елизаветы ГОЛОД
Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».
Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.
Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.
«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.