Вы здесь

Письма с войны


Володе Войтовичу из деревни Грушевка Кобринского района в 1941-м было всего 17 лет. Он ушел на фронт в 1944-м, воевал уже в Европе. Постоянно писал родным письма: обращался к отцу, матери, брату, сестре. Писал о себе, как мог — подбадривал их. Володя погиб в Восточной Пруссии в 1945-м. Его письма нашли на чердаке при разборке старого дома. 24 фронтовых треугольника. Теперь они хранятся в Брестском областном краеведческом музее.


Накануне праздников музей устроил выставку под названием «Живые строки войны». Сегодня в фондах хранится 138 писем, все они и образовали экспозицию из живых строк, написанных в блиндажах и окопах, на коленях, подсумках либо на случайных досках. Написанных на листах из тетрадей, немецкой или советской упаковочной бумаги, на самых невероятных лоскутах. Писали как могли, ведь письмо солдата было самым лучшим событием для родных, для тех, кто ждал его с войны. Скажу сразу, что ни одна выставка за последние десятилетия, а их, эксклюзивных, содержательных, интересных, наш музей проводит довольно много, не вызывала столько эмоций, не стала таким потрясением, как эта.

И не было тут историй особых, которые можно раскрутить в повесть либо киносценарий. Письма простые, земные, бытовые, но сквозь них буквально кричит война. Правда, еще были телеграммы, например, такие: «Еду на фронт», «Боря погиб», «Симу убили», «Сочувствую вашему горю». Телеграммы активно давали особенно в начале войны, ну и в конце, когда большинство территорий было освобождено. Два слова — и трагедия для всей семьи.

Из писем видно, как война разделила жизнь каждого из этих людей на «до» и «после». До войны, были, несомненно, радости и проблемы, доброе и худое, но была жизнь, а вот начало ее — каждый день в неведении, что будет завтра, будешь ли ты жив, и мучительное ожидание, незнание для семьи, которая надеется. Письма же тогда были единственным средством коммуникации. И случалось, что похоронка приходила раньше письма, которое боец отправлял родным.

Хотя почта, как рассказал старший научный сотрудник музея Олег Анисимов, в 1941-м получила особые преференции. Почтовые вагоны отправлялись раньше грузовых с боеприпасами либо санитарных. Письма поддерживали боевой дух фронтовиков и должны были быть доставлены оперативно. Так и происходило в большинстве случаев. За войну почта перевезла около шести миллиардов писем. Жаль только, что музеи практически не имеют писем на фронт, которые писали родные солдат. В тех условиях сохранить послание, пронести его через всю войну было нереально. Эти документы тоже много интересного могли рассказать потомкам. Но хорошо, что мы имеем немало солдатских писем — уникальных документов, ведь они и есть та самая правда войны, которую не изменишь и не перепишешь.

Во время открытия выставки музею передали еще один экспонат — письмо жителя деревни Величковичи под Брестом. Письмо боец начал писать 8 марта 1945 года. Писал, что скучает, спрашивал, начинает ли пробиваться трава на побережье Буга, писал, что скоро победа и он вернется домой... А 10 марта письмо дописал его боевой товарищ и сообщил, что Николай погиб.

Как и Владимир Войтович, воевавший в 221-м стрелковом полку 61-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. То есть пехота. А в пехоте, как недавно рассказывал ветеран из Каменецкого района Вадим синяк, менее чем за год переживали по пять пополнений. Этот 20-летний парень, который-то знает, видит, не рассказывает подробности, чтобы не пугать родных, но горькая правда прорывается хотя бы в одной строке: «дела у меня не очень». А как на войне может быть «очень»?! Вот и Володя из Кобринской Грушевки сложил голову в одном из боев в январе 1945-го. Не дождались родные сына и брата, не родились его дети, а потом внуки, не стали они учеными либо политиками, земледельцами либо рабочими. А могли бы стать, продолжить род, и правнуки с честью пронесли бы портрет Владимира Филипповича в День Победы. А так его письма, написанные красивым почерком, видимо, сохраняли родители, пока были живы. Потом другие люди переместили семейные реликвии на чердак, где и нашли их случайные люди при разборке дома.

Есть на этой выставке письма и тех, кто остался жив, работал, растил детей. Многие авторы прожили интересную, достойную жизнь. Но больше всего трогают вот эти, написанные юными, 20-летними, которые не вернулись с фронтов. Им бы жить и жить, строить дома и семьи, свершать мечты, радоваться потомкам. Но война отобрала все. За их скромными строками, в которых каждый из них надеялся и верил, — бесчеловечная суть войны, а еще необходимость, обязанность каждого делать все, чтобы сберечь мир.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Превью: БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.