Вы здесь

Елена Атрашкевич: Для композитора талант — это счастливое состояние


В следующем году Белорусский союз композиторов отметит свое 90-летие. Его председатель Елена Атрашкевич рассказала, что работа над подготовкой праздника началась уже сейчас — собираются идеи, придумываются проекты, проводятся встречи с Министерством культуры. Но это лишь маленькая часть того, чем занимается Елена Атрашкевич. Ежедневно она встречается со студентами — преподает в Минском колледже искусств, а также создает музыку и устраивает концерты. Даже наша встреча состоялась в перерыве между уроком и последующим интервью Елены Викторовны на радио.


— Почти в каждом из своих интервью вы упоминаете, какую сильную поддержку в жизни вам дала мать...

— Моей матери 90 лет, и она человек с активной жизненной позицией, с теми приоритетами и устоями, которые воспитали в ней годы Великой Отечественной войны. Мать не только дитя войны, но и юная партизанка: еще будучи, по сути, маленькой девочкой, она уже выполняла боевые задания, за которые в дальнейшем получила награды. Поэтому мать, слава богу, в строю. Не унывает, показывает пример мне и моей старшей сестре. Мать дала нам многое, начиная с азов — возможность получить достойное образование, чтобы потом выстроить счастливый путь. Я развивалась как музыкант, а сестра — как человек науки. Мы с ней педагоги, и в этом заслуга нашей матери.

— Какие условия вам необходимы, чтобы создавать музыку? Можете ли писать по дороге на работу или у вас есть определенное расписание для занятий собственным творчеством?

— На работу я еду вместе с мужем — это возможность для нас обоих зарядиться на целый день. В дороге я музыку не создаю. Хотя однажды была история, когда одну из своих песен написала в троллейбусе. Вот пришел в тот момент импульс... Также вспоминаю себя, когда помогала бабушке копать картошку — работа достаточно тяжелая, и я музицировала на поле. Но создание музыки для меня — осознанный процесс. У меня много времени занимает педагогическая работа, и когда удается найти свободное время, я сознательно сажусь рисать. Случайностей почти не бывает.

— Как считаете, какие черты необходимы человеку, который занимается творчеством на профессиональном уровне?

— Владение профессией — это умение на ней концентрироваться и тратить силы на неё. Здесь нужно заряжаться на большой и долгий путь. Это как с рождением ребенка: ты должен не только его выносить и воспитать, но и выпустить в свободное плавание. И если это музыкальное произведение успешное — наблюдать со стороны за плодом своего труда. Самое главное — это терпение и, как мне кажется, не ждать мгновенного результата. У композиторов есть такое понятие — писать в стол. Не у каждого получается так, что произведение сразу находит своего исполнителя. Я очень рада, что сейчас есть востребованность в белорусской музыке, а значит, и в деятельности авторов Белорусского союза композиторов.

— Тогда какую роль во всем этом играет талант? Или вообще это красивый миф?

— Для композитора талант — это счастливое состояние. Не хотелось бы никого обидеть, но есть композиторы, обладающие всеми необходимыми чертами, чтобы профессионально вырасти, реализовать свой талант. А есть немного другая категория — способные авторы. Такие люди также могут создавать очень качественный продукт. И, знаете, я наблюдаю ситуации, когда человек обладает талантом, но не самореализуется как композитор только из-за того, что не приложил никаких усилий. Есть и другая сторона — ожидание, что профессия даст мгновенный результат. Продолжая идею, композитор должен работать про запас. Сколько авторов XVІІІ-ХІХ веков не сразу были понятны и востребованы! Не всем повезло стать Моцартом, которому платили много денег за музыку. Их он тут же щедро разбрасывал и умер в нищете... На сегодняшний момент важна подушка безопасности для композиторов — педагогическая деятельность, очень важно, что знания передаются следующим поколениям.

— Елена Викторовна, в одном из интервью вы говорили: «Почти всю жизнь работаю с молодежью. Много пишу для детей». По вашему мнению, достаточно ли пространства для творчества у молодых композиторов, которые начинают свой профессиональный путь?

— Достаточно. Потому что сейчас организовано много конкурсов, участвовать в которых можно и онлайн. Есть и белорусские конкурсы, в частности, Союз композиторов уже в третий раз провел «Ступени творчества», где самой главной и важной номинацией является композиторская. Благодаря этому конкурсу у старших коллег есть возможность увидеть талантливую молодежь. Или это не потенциал? Довольно часто люди, получившие академическое образование, вступают в наш союз. Поверьте, мы с удовольствием принимаем молодых членов. Кроме того, существует большой ряд конкурсов, позволяющий самодеятельным авторам себя реализовывать.

У меня есть ученица Екатерина Павлович, она закончила колледж как вокалистка, сейчас работает по распределению в Смолевичах. А под творческим псевдонимом Катка пишет песни. Такой комплект «автор-исполнитель» очень успешен. Сейчас молодежь в плане поп-музыки, современной стилистики развивается активно — помогают в этом и различные онлайн-платформы вроде ТікТок. Это раньше, до 80-х годов, чтобы получить признание, нужно было, чтобы тебя записала фирма грамзаписи в Ленинграде.

— Елена Викторовна, на какой музыке и базе формируется поколение молодых композиторов Беларуси?

— Когда я училась в Ленинграде, то уже имела хорошее музыковедческое образование — понимала и знала разную музыку. И параллельно со мной училась девушка, которая всегда спрашивала: «А зачем мне знать гармонию, полифонию, анализ музыкальных форм?» Это те предметы и науки, которыми композитор должен обладать обязательно. По-моему, она так и не закончила обучение. Не зная традиций, ты не сможешь стать новатором. Ты должен сначала «повариться», узнать о той музыке, которая уже была создана. Ради чего? Чтобы не пойти по тому же пути и не писать в стилистике Шопена, Моцарта и так далее. Конечно, надо затачивать ухо и на современную музыку.

Важно говорить о наслушенности не только автора, но и публики. Потому что она хочет «кушать» то, к чему привыкла. Готовность слушателя необходима — мы должны взращать и тех, кто пишет, и тех, кто слушает. Тогда, возможно, и менталитет будет немного другой.

— На ваш взгляд, студенты и молодые композиторы в большей степени стремятся к традиции или новаторству?

— По-разному, это зависит от амбиций, желания, в конце концов, от эксклюзивности автора. Например, недавняя выпускница нашей Академии Елизавета Лобан — замечательный молодой автор, член нашего Союза композиторов. Сейчас она в поиске пути самореализации. Изучает стилистику, вводит в свои произведения неофольклор.

— В одной из критических статей российский композитор Владимир Тарнопольский высказывает мысль, что сейчас большую поддержку молодым композиторам оказывают немузыкальные институции — центры современных искусств, музеи, драматические театры, фестивали и так далее. Есть ли подобные тенденции в Беларуси?

— В Национальном художественном музее 12 мая реализован проект, посвященный духовной музыке композитора Людмилы Шлег. Параллельно состоялась презентация ее творческих работ в жанре иконописи и пейзажа. В данном случае для меня главную ценность составляет именно единение этих двух направлений в одном пространстве.

Музыка вообще нужна в синтезе — в театре и кино. Посмотрите ленты Тарковского — многие из них идут без музыкального ряда. И ты понимаешь, что в какой-то момент тебя начинает тяготить отсутствие музыки. И, наоборот, взяв современный ситком с навязчивой мелодией, которая постоянно повторяется, ты думаешь: «Ну какой композитор «молодец»: не напрягался, зациклил мотивчик и все».

Синтез возникает там, где он необходим. Другое — есть ли в этом новаторство? Когда Скрябин писал симфонию света, пытаясь ввести световые эффекты, это была новинка. Теперь же есть множество таких технологий, проектов, шоу и так далее.

— Продолжая тему синтеза, но в другом контексте, хотелось бы спросить вас о роли Союза композиторов: как вы считаете, нужно ли расширять границы сотрудничества между творческими союзами Беларуси?

— В состав нашего союза входит более 120 членов — это активный социум. И каждый в этом социуме чувствует себя по-разному. Кто-то находится в своем внутреннем состоянии, есть и те, кто работает не только на свое творчество. Для нас очень ценны сцепки, когда мы можем делать что-то совместно. Есть много проектов, в частности фестиваль белорусской песни и поэзии, который проводится летом в Молодечно. В этом году нас ждет проект духовной музыки, а также «Музыкальный Олимп», который начнется с чествования постоянных композиторов с тем, чтобы в перспективе создать возможность номинаций для молодых авторов. Как может композитор существовать без поэта? Обязать невозможно, взаимодействие происходит на естественном, общечеловеческом уровне отношений. Для того, чтобы объединение творческих союзов произошло на глобальном уровне, необходимы мегапроекты государственного уровня.

Союз композиторов всегда открыт для взаимодействия. Например, к нам обратился струнный квартет Большого театра оперы и балета с идеей исполнить произведения из Полоцкой тетради. Это наш известный музыкальный памятник, культурное сокровище. Парадокс в том, что найденные мелодии выложены очень сухо, как документ — их нужно развить. И вот наши композиторы занимались разработкой этих мелодий, чтобы в итоге исполнить их в Несвижском замке. Это ли не единение направлений?

— По вашему мнению, как подготовить общество, зажечь в нем интерес к академической музыке?

— Под лежачий камень вода не течет. Надо заинтересовать, предложить и, извините, затягивать на концерты. Иногда мне приходится убеждать студентов, которые уже и так находятся в музыке, посещать определенные концерты. И я вижу, что они идут с не очень большой охотой. Но как же потом благодарят! То есть рядом должен быть человек, который направляет. Нужны и образовательные программы, как в России «Таврида». Подобное можно было бы реализовывать и у нас.

Молодежью у нас считаются люди до 31 года. Вот некоторые из них заканчивают университет в 24, а дальше? Золотое время, когда ты понимаешь, что можешь много. К сожалению, этот период без внимания. Надо молодежь поддерживать и направлять и после окончания учебных заведений, тогда у нас будет хорошо и с патриотическим, и с идеологическим воспитанием.

— Елена Викторовна, существует ли в Беларуси здоровая конкуренция среди композиторов?

— Я вижу конкуренцию в том, чтобы создать качественный материал, достойное произведение. И в данном случае это не расталкивание локтями — в композиторстве есть множество ниш, в которых можно себя реализовывать. Кто-то работает в жанре киномузыки, кто-то — в театральной, хоровой, инструментальной... А нездоровая конкуренция — это прямая зависть. Мы с коллегами с удовольствием ходим на концерты друг друга, поздравляем с достижениями.

— Союз композиторов России инициировал проект аудиофиксации современных партитур «Звуковой обзор» — антологию музыки ХХ—ХХІ века. Расскажите, пожалуйста, существуют ли в Беларуси подобные проекты?

— Надо понимать, что в России широко развиты институты меценатства и спонсорства. У нас, к сожалению, это не так широко распространено.

Министерство культуры приобретает музыку композиторов. И произведения, приобретенные государством, представлены в нашей национальной библиотеке. Также на сайте Союза мы стремимся размещать произведения, кто-то из друзей ведет отдельные творческие страницы в интернете. В прошлом году был проведен первый хоровой конкурс имени Виктора Ровдо, тогда Академия музыки и Ассоциация хоровых дирижеров попросили разместить нашу музыку на их портале ради того, чтобы зарубежные коллективы могли познакомиться с нашим творчеством.

— У нас отсутствует нотное издательство, нет печати либретто. Или это большая проблема для развития отечественной академической музыке?

— Это действительно проблема. На недавнем заседании в министерстве я озвучивала этот вопрос. Это не значит, что мы совсем не печатаемся — есть частные издательства, например, «Ковчег» Владимира Кузьмина. И он с большим удовольствием издает белорусскую музыку. Но государственного издательства, которое бы правильно выстраивало работу с авторами, с нотными магазинами и потребителями, нет. И пути решения проблемы довольно просты. При существующих издательствах нужно открыть линейку, которая работала бы на издание необходимого — репертуарного перечня для воспитания молодежи. А это довольно большое количество произведений, музыке обучаются с первого до седьмого класса, а также есть лицеи и Академии.

Что касается либретто, я сама столкнулась с тем, что у нас есть много авторов, способных написать хорошую оперу. Понимаете, в оперном жанре ты не будешь раскручивать мыльный сериал. Необходимы очень яркие идеи, в основе которых лежали бы общемировые ценности, чтобы это подавалось на национальной основе. Для этого должен появиться если не штат либреттистов, то как минимум профессия, образовательное направление или в Академии музыки, или в Академии искусств.

Беседовала Арина КАРПОВИЧ

Фото из личного архива героини

Выбор редакции