Вы здесь

Ключ без права передачи: как патронатные воспитатели помогают сиротам


Вот уже больше года жизнь 44-летней Елизаветы связана с жизнью воспитанницы одного из детских домов Минска Алины. За это время женщина испытала множество самых разных эмоций, но ни разу не пожалела о том, что решилась продолжить «Нити дружбы».


Директор Артем Головий, психолог Ольга Головнева, smm-менеджер Юлия Петрова, социальные педагоги Ольга Камай и Дмитрий Свириденко.

Непростое решение

Елизавета выросла в большой дружной семье и всегда мечтала создать такую же. Ей повезло с родными, друзьями, профессией, а вот с собственной семьей — не получилось.

Ее всегда восхищали люди, способные помогать и поддерживать сограждан с ограниченными возможностями, бездомных, детей и животных, которые не по своей воле оказались в одиночестве и беде. Огромное уважение вызвали мужчины и женщины, усыновившие сирот. Но сама на такой шаг решиться не могла. По соцсетям следила за деятельностью учреждения по социальной адаптации детей-сирот «Нити дружбы», лайками поддерживая взрослых, становившихся патронатными воспитателями. Долгое время считала — это какие-то особенные, прекрасные, необычные люди.

— Патронатный воспитатель — это не усыновитель и не опекун, но все равно он несет ответственность за ребенка, — отмечает Елизавета. — Для таких отношений нужно найти и силы, и время, иметь определенную моральную готовность и эмоциональную зрелость. Мне нравится делиться знаниями и социальным опытом, но я долго сомневалась, смогу ли справиться с патронажем. В июле 2020 года увидела приглашение желающим прийти на встречу в «Нити дружбы». Откликнулась. Вышла оттуда в смешанных чувствах. Но заполнила анкету для собеседования с психологом и подготовила необходимые документы.

Квалифицированные специалисты объясняют взрослым особенности детей-сирот, предупреждают о рисках, имеющих место в отношениях с ними. И психолог, и социальный педагог на протяжении всего периода обучения работали с Елизаветой. Она не скрывала своих сомнений. Но в один прекрасный день понятно: если не решится сейчас, не решится никогда. В феврале 2021 года женщина стала патронатным воспитателем для 11-летней Алины.

Лиза плюс Алина

— Какой бы ты ни представлял картину своих отношений с ребенком, все равно жизнь обязательно преподнесет неожиданности и сюрпризы, — подчеркивает моя собеседница. — Наша с Алиной история развивалась непредсказуемо. Вот договариваемся с ней о встрече заранее. С другого конца города после работы направляюсь в детский дом, спланировав совместный досуг, перекроив личные планы. Приезжаю и вижу — Алина стоит вместе с группой детей на пороге: решила пойти в Макдональдс, куда их пригласили волонтеры. Подобные ситуации повторялись не единожды. Первое время «обижалась» на Алину как маленький ребенок. Но сама стала напоминать себе: «Я — взрослая, доверие девочки с непростой судьбой надо завоевать». Что касается собственных ожиданий и надежд, за этот год у меня разбилось несколько пар розовых очков, в том числе стеклом внутрь. Самое главное, что нужно осознать и принять — в этом отношении бессмысленно ждать благодарности, рассчитывать на какой-то результат. Важно настраивать себя на безусловную отдачу: делай как надо и будь, что будет.

Даже в отношениях с родными детьми далеко не всегда получается наладить эмоциональную связь, добиться желаемых результатов, дождаться благодарности. Что же говорить о социальных сиротах с их негативным, травматическим опытом, полученным в своих семьях? Поэтому для помощи воспитателям, педагогам детских домов и нужны «дополнительные силы» неравнодушных, заинтересованных взрослых: необходимо проявить к каждому мальчишке и девочке индивидуальный подход, подготовить их к жизни в сложном внешнем мире, социализировать, убедить в том, что на их поддержку в любой ситуации можно рассчитывать.

— Алина по природе своей добрая и отзывчивая, — объясняет Елизавета. — Она всегда делится со своими братьями и детьми в группе тем, что я ей покупаю. Девочка учится слушать и прислушиваться, проявляет интерес, если что-то не понятно. Но для социализации, личного развития ей нужна помощь. Первое время дарила Алине что-нибудь и спрашивала: «Ну как тебе?» И слышала в ответ традиционное: «нормально». «Алина, ну что все время нормально и нормально?» — не выдерживала я. Начинала предлагать варианты: «можно ответить: отлично, прекрасно, красиво». Или гуляем по лесу, и я начинаю описывать его, чтобы ребенок слышал: «этот лес зеленый, густой, смешанный». Гуляя в городе, рассказываю об улицах, об интересных событиях, которые здесь происходили. Читаем сказку «Королевство кривых зеркал» и выясняется, что каждое третье слово Алине не понимает. Выписываем, выясняем, запоминаем«.

11-летняя девочка, оказавшись в деревне у родственников Лизы, впервые увидела, как и где растут орехи, и очень удивилась. И таких открытий за время общения с патронатным воспитателем у Алины было множество. Вместе они ходили за грибами, сеяли семена, ухаживали за цветами, консервировали заготовки на зиму, знакомились с интересными людьми, смотрели на Минск с высоты обзорной площадки Национальной библиотеки, любовались открытием сезона городских фонтанов, катались на катамаране. С течением времени у братьев Алины также появились патронатные воспитатели. И теперь уже большой компанией взрослые с детьми отправляются иногда в Ботанический сад, аквапарк, на боулинг или на экскурсию.

Периодически Лиза старается приглашать Алину на выходные с ночевкой к себе домой. Там знакомит девочку с ежедневным бытом, присоединяет ее к уборке, рассказывает о том, как распределяет свой бюджет.

Елизавета отмечает: многому ей самой приходится учиться, проявлять гибкость в отношениях с Алиной, считаться с ее особенностями. Например, постоянные напоминания Алине о важности и необходимости учебы привели к тому, что девочка стала избегать контактов. Чтобы восстановить понимание, Елизавета изменила тактику, и отношения наладились. Похвала, регулярное поощрение, когда у ребенка что-то получается, влияли гораздо эффективнее, чем чтение нотаций.

Открыть себя

Не все из окружения Елизаветы поняли и поддержали ее шаг. Однако сейчас многие знакомые уже искренне интересуются отношениями с подопечной.

— Нет-нет, да и спрашиваю себя: насколько я нужна Алине, могу ли чему-то научить ее, являюсь ли примером для нее в жизни, — признается Елизавета. — Иногда вижу обнуление своих усилий, и руки опускаются. Но гораздо чаще все же рада, что решилась и пришла в «Нити дружбы». Вот я болела, и Алина нарисовала для меня динозаврика, а как-то смастерила браслет. Бесконечно дорожу этими подарками. Как бы там ни было, эта девочка обогатила мою жизнь. Такое удовольствие делиться с ней знаниями, опытом, узнавать что-то новое и о ней, и о себе. Иногда еду на встречу с Алиной после работы, уставшая, с кучей собственных проблем, которые нужно «разрулить»«. Потом поговорю с ней, посмеемся вместе, и мне становится так тепло на душе. Еду домой уже в отличном настроении.

Нити дружба, нити доверия... Чтобы их продолжить, всегда нужно поработать. Елизавета всегда восхищалась теми, кто находит силы и время заботиться о других. Ей казалось, что люди, способные бескорыстно делать добро — какие-то исключительные. Познакомившись с патронатными воспитателями, став одним из них, разумеется: это одновременно обычные и необычные взрослые. Не герои, но яркие и глубокие личности, которые, помимо себя и своих проблем, видят тех, кому повезло меньше. «Не боги горшки обжигают». Иногда всего-то и нужно — сделать шаг вперед, выйти из зоны собственного комфорта, проявить волю к тому, чтобы приумножить добро. И пусть твои усилия не всегда морально окупаются, пусть тебе не всегда говорят «спасибо». Ты творишь добро, а, значит, совершенствуешь мир, становишься лучшей версией себя самого. А это уже — большое дело.


Справка:

Учреждение по социальной адаптации детей-сирот «Нити дружбы» зарегистрировано в июле 2014-го. Смысл его деятельности в том, что к подросткам-сиротам прикрепляются патронатные воспитатели, помогающие в традиционно сложный пубертатный период найти в жизни опору, не потеряться в таком непростом мире. За годы своей деятельности 45 патронатных воспитателей (этот статус в Беларуси закреплен законодательно — прим. автора) стали друзьями для 48 ребят из детских домов.

Патронатными воспитателями становятся люди самых разных профессий, семейные и одинокие, в основном в возрасте 25-45 лет, с высшим образованием, преимущественно женщины. Для успешных отношений взрослому и подростку необходимо общаться не менее 2 часов в неделю в течение минимум года. Все патронатные воспитатели проходят собеседование с психологом и учебный тренинг, получают заключение от Управлений по образованию и заключают договор с детским домом. Обязательные требования к взрослым — отсутствие судимостей, зависимостей, наличие жилищных условий, куда можно было бы приглашать сирот.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.