Вы здесь

Вызов или новый взгляд? Ирина Ромбальская представила необычную арт-интервенцию в музее Я. Коласа


Удивлять, шокировать и не бояться высказываться — так можно обозначить творческое видение художницы, телеведущей Ирины Ромбальской. И на днях в этом можно было убедиться на открытии ее арт-интервенция «Ирина Ромбальская (ІRRA). Во взрослом интерьере». Более двух десятков скульптур временно «прописались» в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа.


Такая вот попытка «разгерметизировать» творческое пространство классика произведениями современного искусства. Все скульптуры, которые представлены здесь публике, можно воспринимать как отдельное высказывание на определенную злободневную тему. В каждой композиции мы видим женщин, каждая из них неповторима и разрушает обычное восприятие своего образа. За внешними атрибутами скрывается много смыслов и посылов, которые посетители могут расшифровывать по-своему.

Здесь есть художественное высказывание на тему глобализации, которая уничтожает аутентичность, смешивая смыслы и образы и подменяя ценности. Либо вот скульптура «Сила рода» — рассказ о том, что «женщина, коронованная самой природой, рождает в этот мир все темное и светлое, пошлое и гениальное, доброе и злое... Эта женщина как никто другой знает, насколько ценна жизнь и как трудно его дарить, и сама же выпускает на свет тех, кто будет его ломать...» Такой посыл находим в описании к скульптуре. Она имеет смысловые акценты — на голове у женщины не привычная корона, а тазовые кости... Воспринимать безэмоционально такое вряд ли получится. Но задуматься о том, насколько ответственно давать новую жизнь и что важно заложить в своих детей, а также какой высокой миссией наградила каждую из нас природа, — точно возникнет желание. И так каждая работа Ирины Ромбальской – это не просто изображение женской красоты, но и демонстрация множество контрастов нашей действительности, где каждый выбирает свое и по себе.

— Мы с директором музея Ириной Матяс долго думали, примут ли эту выставку здесь. Но, наверное, надо идти туда, где страшно, поэтому и мы все же реализовали задуманное. Хотя, скажу честно, для меня это минимальный вызов, который я готова принять, — делится автор Ирина Ромбальская. — Надеюсь, что в нашей стране будет появляться все больше пространства для молодых художников, ведь, по моему мнению, у нас достаточно талантливых, ярких личностей и персонажей, чтобы высказываться. И моя выставка – это попытка «разгерметизировать» привычное пространство, может, даже хулиганство, но со знаком плюс. Мы сделали то с целью еще больше подчеркнуть величие тех белорусов, которые жили и творили, а вместе с тем делаем определенное обращение к сегодняшним людям, воспитанным на социальных сетях. Хочется показать, что ничего не бывает без ошибок, не всегда просто, и не каждый раз получается так, как хочется. Но нужно идти и вести за собой, чтобы показать истинное.

Работы, представленные в экспозиции, очень разные. Можно увидеть даже те скульптуры, которые выставлялись в свое время в Лувре и в Каннах. Однако объединяет их, пожалуй, именно неравнодушие автора к окружающему миру, желание скульптора через свои произведения призвать зрителей к диалогу относительно увиденного и реакций на него. На открытии можно было услышать не только разные мнения относительно представленных скульптур, но и оценки совершенного эксперимента.

— Мне приятно, что в этот музей пришел молодой, яркий и интересный директор. И что Ирина Матяс не побоялась устроить такую выставку. Это музей, имеющий под собой серьезную основу, который посвящен классику, но и здесь должно возникать ощущение продолжения жизни. Сегодняшняя «интервенция» — как раз и есть свидетельство, что это происходит. Да, видеть такое в классическом пространстве непривычно, но такой ход вызовет интерес к этому месту. Любой музей должен высказываться, поэтому если и данная экспозиция вызовет большой разговор, то будет хорошо. А дать почву для дискуссии у создателей получилось, — отметила первый заместитель председателя ОО «Белорусский союз художников» Наталья Шарангович.

Неосновательность трактовки представленных скульптур в доме известного классика даже пробудила фантазию у присутствующих, чтобы задаться вопросом, кем бы мог быть сам Якуб Колас, если бы жил в наше время. Не секрет, что писатель всегда очень благосклонно относился к творческим молодым людям. Поэтому версии озвучивали самые разные – от блогера до рэпера, но однозначно обозначили одно: сделанное творцом вызвало бы широкий резонанс и влияло бы на сознание его аудитории.

— Действительно, кажется, если бы Якуб Колас жил сегодня, то Ирина Ромбальская была бы гостьей этого дома. Потому что наш музей всегда открыт для молодых писателей, художников, музыкантов, — отметила директор Литературно-мемориального музея Якуба Коласа Ирина Матяс. — И сегодняшним проектам нам хочется показать нашу открытость всему новому, хочется внедрять это новое в наше пространство и идти в ногу со временем. Надеемся, нам удастся сделать этот дом местом встреч как интересных творцов, так и публики, которая желает познавать и открывать для себя новое и необычное.

Каждому, кто нуждается в вдохновении, кто находится в поисках необычных ракурсов и взглядов, следует в ближайший месяц не пропустить повод и зайти в стены, где жил и творил великий Якуб Колас, чтобы услышать собственные мысли от увиденного и оценить, насколько удачной получилась попытка объединить современное искусство с классическим контекстом.

Алена ДРЯПКО

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.