Вы здесь

В свет выходят две книги-альбома Владимира Лиходедова


27 мая в Полоцке стартует праздник, касающийся каждого белоруса — юбилей самого древнего города на наших землях, одного из первых среди славянских городов – 1160 лет со времени его основания. Программа празднования рассчитана на три дня, но осмысление события — дело куда более продолжительное, ведь оно наполняет нас гордостью, вдохновляет и восхищает своим содержанием. И как иллюстрация и подтверждение этому — в свет выходят две книги-альбома известного историка и коллекционера, лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова. Названия изданий говорят сами за себя: «Полоцк. Первая столица» и «Полоцк. Источник знаний и просвещения луч». Двухтомник знакомит с коллекцией историка, которая собиралась почти полвека. Раритеты напоминают о легендарных и открывают малоизвестные страницы истории города, с которого началась современная независимая Беларусь. Накануне празднования юбилея Полоцка мы пообщались с автором о его новом проекте.


— Я сам родом из Полоцка, у меня давно спрашивают: как же так, полочанин, уже более 40 книг-альбомов сделал, а про Полоцк — ни одной. Вот руки дошли до малой родины, и на свет вышла не одна, а сразу две книги. Они на трех языках: белорусском, русском и английском, друг друга дополняют.

— Почему именно две?

— Из-за количества эксклюзивного материала. Можно было бы и четыре сделать. Но и эти две, по сравнению с другими, достаточно толстые — 288 и 304 страницы. В первой хотелось показать, как выглядел город в прошлые века. Книги содержат текст и не только фотографии и открытки, как обычно в моих изданиях, но и многочисленные уникальные артефакты и документы. Все, что там есть — из моей коллекции, там много уникальных вещей. Не брал ничего из музеев или архивов.

Первый альбом позволяет увидеть, как выглядел Полоцк на древних иконах, гравюрах, литографиях, картах, фотографиях разных периодов. Завершается этот ряд празднованием 1100-летнего юбилея.

Вторая книга — «Полоцк. Источник знаний и просвещения луч» — рассказ о городе — духовный и образовательный центр, крупнейший в Восточной Европе. Из книги можно узнать много интересных фактов о княгине Рогнеде, ее сыновьях Изяславе, прозванном Книжником, и Ярославе Мудром, при нем был составлен первый свод законов «Русская правда» — на 500 лет раньше Статута Великого Княжества Литовского! В книге отражена тенденция, приведшая к появлению таких просветителей мирового масштаба, как Евфросиния Полоцкая и Франциск Скорина.

Недаром в XVІ веке был основан Полоцкий коллегиум, в начале ХІХ века превращенный в Полоцкую академию — первое высшее учебное заведение на территории нашей страны. В том же здании позже открылся Полоцкий кадетский корпус, преемником которого является Полоцкий государственный университет.

Рассказываю и о своем историко-просветительском проекте «В поисках утраченного», начатом на страницах издания «СБ. Беларусь сегодня» и поддерживаемым Издательским домом «Звязда».

Через фотографии и уникальные артефакты альбомы показывают, как в Полоцке переплетались развитие науки, образования и просвещения. Например, можно увидеть парту XVІІІ века из академии, книги, тетради, личные вещи...

Трудно выделить что-то. Есть книга, которую подписал и подарил директор кадетского корпуса генерал-майор Тиртов одному из учеников. Набор карандашей основателя русской фенологии, орнитолога, профессора Дмитрия Ничипоровича Кайгородова, бывшего воспитанника Полоцкого кадетского корпуса. Украшен цветной эмалью и позолотой серебряный письменный прибор его сына, знаменитого художника Анатолия Кайгородова. Справочник академии 1814 года с перечнем предметов, там изучавшихся. Первое основательное издание «Жития Евфросинии Полоцкой» 1781 года. Сувенирная карточка с обеденным меню кадетов 5 декабря 1903 года на французском языке: закуски, борщ, консамэ прентаньер (овощной суп) с маленькими пирожками, филе рыбы марлин, дичь — зайчатина и рябчик, пломбир и кофе... и таких интересных вещей множество.

— Сколько вы собирали эту коллекцию?

— Почти полвека – 47 лет.

— А вам 57?

— Да. Она началась именно с Полоцка. Потом распространилась на всю Беларусь. Проекту «В поисках утраченного» уже 18 лет. Постепенно увлечение переросло в работу. Поэтому уже более 40 книг на данную тему, сотни выставок, тысячи публикаций.

— На одной из гравюр ХІХ века, размещенной в книге «Полоцк. Первая столица», можно увидеть храмы города с древней иконы преподобной Ефросинии. Там их, по крайней мере, шесть.

— В книге много изображений не сохранившихся церквей. В том числе каменные храмы Борисоглебского монастыря XII века. Величественный и одновременно воздушный Свято-Николаевский собор первой половины XVIII века, потерянный памятник виленского барокко, а также его внутренний вид...

Но здесь не только здания, городские пейзажи: в обоих альбомах много уникальных и очень интересных документов. Например, завещание XVІ века, медаль «За взятие города Полоцка Стефаном Баторием в 1579 году»... Таких предметов единицы в мире. Я очень старался, чтобы книги о Полоцке захватили тех, кто берет их в руки.

— За партой Полоцкой академии из вашей коллекции удобно сидеть?

— За ней стояли. Она интересна тем, что сделана как секретер. Подобная парта есть в Царскосельском лицее, за такой учился Пушкин. Стоя писать удобнее, так лучше сохраняется осанка и легче сконцентрироваться, а судя по перечню предметов, изучаемых в Академии, концентрация нужна была значительная.

— Есть ли среди размещенных в книге коллекционных предметов такой, за которым скрывается личная история?

— Фотография 1930-х годов Ивана Антоновича Матюшкина с женой. Это мой дед, он был первым директором Полоцкого историко-археологического заповедника.

— Дед повлиял на формирование вашего увлечения?

— Не могу утверждать, потому что его не стало, когда я был малыш. Когда начал собирать свою коллекцию, он уже не работал. Но я тогда собирал все: монеты, марки, значки, открытки... Да, первые полоцкие открытки мне попались в десять лет. Это коллекцией нельзя назвать, но они первые.

— Какой был Полоцк в XIX веке?

— Зеленым. Его украшали Софийский и Николаевский соборы, храмы Борисоглебского монастыря. Главные улицы были мощеные, там и тротуары были мощеные, на других улицах — деревянные, их меняли каждый сезон. Это уже была не столица, но былое величие ощущалось: Замковая гора, река, башни храмов... Когда смотришь на старые открытки, чувствуешь это. И мне хочется передать такое ощущение другим людям и последующим поколениям. Поэтому и книги появились, и названия у них такие: «Первая столица» и «Источник знаний и просвещения луч». Это важно помнить.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Название в газете: Ля Дзвіны і Палаты стаіць горад святы

Выбор редакции