Вы здесь

Чудо рукотворное, или Иконопись белорусской души


«Золотой век белорусской иконописи. XVII век» в Национальном художественном музее Беларуси — выставка не только о святых и их делах, но и о белорусской душе и таланте, проступающем в иконах даже с традиционными сюжетами.


Матерь Божья Одигитрия

Ой, что же это: или я выбирала направление, или это мой путь ведет, куда надо и когда надо? Задаешь себе вопросы, ищешь ответы – а тут подсказка. Выставка белорусских икон в Национальном художественном музее. Нельзя сказать, что для меня это личное открытие: и дорогу к храму знаю, и на прежних подобных выставках в музее бывала. Однако иногда человеку нужно поговорить с самим собой, а искусство создает почву для внутреннего диалога. И вот две линии сошлись в музейном пространстве, чтобы дать такое необходимое умиротворение и радость через прошлое, которое нам теперь может представляться мрачным (потому что далекое), но дает примеры невероятных возможностей человека и творца — быть собой, даже в таком искусстве как иконопись, в котором были закреплены определенные каноны. 

Илья Пророк. Мстиславско-Кричевский регион

Матерь Божья Одигитрия. Брест

Матерь Божья Одигитрия. Слуцко-Полесский регион

Чтобы лучше показать наше особое местное иконописное наследие, объединили усилия четыре музея, в коллекциях которых находятся представленные произведения: кроме Национального художественного, еще Музей древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Могилевский областной краеведческий музей имени Романова. Идея и концепция принадлежит Юрию Пискуну. Панорама получилась широкая как по регионам, где были созданы иконы, так даже по времени: чтобы лучше почувствовать особенность местной иконописи, что особенно проявилось в XVII веке, нам предлагают начать пораньше и заглянуть чуть дальше. Самобытный стиль в иконописи не возникает мгновенно – и это можно понять. И, как ни странно, формировался он не в оторванности от того света, что окружал наших предков. Наоборот, под его влиянием: что-то заимствовалось, усваивалось, но каким-то образом все же приобретало особый колорит, близкий и понятный местным жителям. Мастера, усвоив православные каноны, знали подходы к работе, что появлялись в Западной Европе, чувствовали особый ренессансный настрой да при этом наблюдали за жизнью на своей земле, за своими соседями — хорошими людьми, что показывали пример христианской жизни. Вот же Параскева Пятница – знаменитая и познавательная икона с ренессансными чертами: да, отличительный фон, но не менее интересно всматриваться в лицо. Иногда кажется, что такие черты могла иметь обычная женщина, обнаруженная мастером. И не потому ли есть ощущение, что на оскорбление Богородицы смотрит простая женщина, мать, которая любит своего сына, понимает, что в человеческой жизни много горя, но имеет надежду, что добро в мир приходит неспроста. И такие разные наши Богородицы в ипостасях из разных мест.

Троица Ветхозаветная

Воскрешение. Сошествие в ад. Пинский мастер

Надежда Творца – чтобы его работы видели люди. Надежда иконописцев – чтобы иконы служили людям. И мы редко задумываемся о том, что за каждой иконой (кроме Духа Божьего, без которого сложно сделать такую работу) стоит человек, художник. Я вот знала до сих пор имя Петра Евсеевича из Голынца. Но история не всегда сохраняет имена. Потомки потом выявляют произведения одного мастера – по присущей только ему манере, и тогда возникает условное имя, например, «Брестский мастер». Сколько таких неизвестных мастеров скрывает история...

Целование Иоакима и Анны. Брестский мастер

Царские врата. Пинск

А в случае с белорусской историей было много условий, когда сами храмы не сохранились, да были потеряны иконостасы или иконы, созданные для них. Поэтому большая работа у реставраторов, раскрывающих написанные произведения, они воссоздают утраченные фрагменты – и эти элементы выставки наполнены драматизмом с пометкой времени и надеждой на современные возможности восстановления. А есть и обратные примеры. Мои «земляки» - иконы из Брестчины, из церкви Рождества Матери Божьей в местечке Шерешево. Целый ансамбль из 24 произведений, образец сохраненного праздничного яруса белорусского иконостаса. Или иконы иконостаса Успенской церкви Жировичского монастыря, поступившие в музей по милости митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Вот что действительно чудесно: чтобы не потерять, нужно думать, как сохранить, а музейная жизнь с современным оборудованием этому больше способствует. Выставки обеспечивают главное, ради чего были созданы иконы – чтобы люди их видели. И чтобы могли вступать во вневременный диалог с теми, кто закрепил свет белорусской души.

Лариса ТИМОШИК

Фото автора

Выбор редакции