Вы здесь

Жертвы, хейтеры, наблюдатели... Что может подстерегать участников киберконфликта?


Неприятные сообщения и комментарии в интернете, издевательства онлайн, запугивание и угрозы, распространение сплетен или клеветы, в том числе с помощью фото, исключение лица из каких-то групп или онлайн-игр, создание фейковых аккаунтов или специальных групп для травли... Все эти явления – проявления кибербуллинга, травли и преследования с помощью электронных устройств и ресурсов, которых со временем и развитием технологий, наверное, будет становиться еще больше. При этом нельзя говорить, что появление интернета сделало мир более опасным — просто сейчас со всеми реальными угрозами и рисками можно столкнуться в Сети, утверждают специалисты. Во время фестиваля «Школа, свободная от насилия (буллинга)», прошедшего в оздоровительном лагере «Зубренок», они рассказали, как узнать кибербуллинг и что следует делать, чтобы преодолеть проблему интернет-травли.


Развлечение виртуальное, наказание реальное

Если кого-то однажды оскорбили – это насилие, когда это происходит с кем-то, кто не может себя защитить, систематически и периодически, – это буллинг. В конфликте виноваты обе стороны, а в буллинге жертва не виновата, что бы она ни делала и как бы себя ни вела. Конфликт, как правило, тянется не слишком долго и может разрешиться – стороны поговорят и договорятся. Буллинг же можно только остановить – жертва не может договариваться с обидчиком, пояснила Татьяна Колос, педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи БГПУ им. М. Танка:

– Люди часто конфликтуют в интернете, и иногда конфликт трудно отличить от кибербуллинга. Однако у последнего явления имеются признаки. При буллинге всегда есть агрессия и насилие. Такие ситуации обидчик повторяет намерено и периодически. При этом буллер всегда сильнее (необязательно физически, а просто популярнее, имеет больше подписчиков и т.д.). Однако иногда кибербуллинг может переходить в реальную жизнь, когда к жертве применяют физическое насилие.

Нет однозначного ответа, почему происходит травля в сети. Обидчики могут руководствоваться разными причинами, однако цель их одна — обидеть жертву. Кому-то просто скучно, и он таким образом развлекается, не думая о последствиях. Для кого-то это способ мести или зависти. А кто-то хочет доказать свой авторитет или преодолеть собственную неуверенность за счет оскорбления других.

– Травля все чаще переходит в интернет, там это не так заметно. Травить кого-то в реальной жизни сложно – это могут заметить другие и остановить. В интернете делать так гораздо проще: вряд ли кто на это обратит внимание и накажет, — рассказала психолог. - Когда ребенка травят в классе, об этом знает класс или параллель школы, когда в интернете — об этом знает гораздо больше людей и обижать его могут круглосуточно. Буллеры смелее в виртуальном пространстве, так как руководствуются иллюзорным чувством безопасности и анонимности. Однако важно понимать, что любое действие в Сети оставляет за собой цифровой след, и если будет разбор, то его отыщут. За действия в виртуальном мире предусмотрено наказание – в мире реальном.

Короля делает свита, или как спасаться

В конфликте всегда присутствуют три стороны. Обидчик, от которого исходит агрессия. Жертва, на которую направлена агрессия. И наблюдатель, не принимающий участия в конфликте, однако косвенно вовлечен в него, поскольку, хотя и не поддерживает обидчика, однако и не реагирует и следит за происходящим. Негативные последствия буллинга сказываются на всех его участниках, обозначила Татьяна Колос:

– Короля делает свита. Когда агрессор пишет что-то неприятное жертве, а на это никто не реагирует и не лайкает, буллер видит, что его насмешки никто не поддерживает. И вскоре это ему надоест, ведь он не почувствует никакого триумфа. Любому обидчику, чтобы наслаждаться процессом, нужны свидетели.

Если вы подвергаетесь буллингу, нужно помнить, что абсолютно любая проблема имеет решение. Ни в коем случае не винить себя – это не с вами что-то не так, а просто вы стали удобной жертвой в определенный момент. Не реагировать на комментарии обидчиков, чтобы не давать эмоциональной реакции и отклика и не подпитывать агрессию буллера, как бы ни хотелось ответить, объяснить или противоречить. Делать скриншоты – как бы ни было обидно и досадно хранить о себе негатив: в будущем, когда дело дойдет до разбора явления, это поможет доказать, что вас булили. Заблокировать обидчика – и лучше выяснить, где на социальной странице находится такая функция, заранее. Обратиться к администратору интернет-ресурса – они откликнутся на просьбу и помогут, ведь все заинтересованы в том, чтобы на их ресурсе не было буллинга.

Иногда невозможно справиться с буллингом в одиночку, и необходимо, чтобы вмешался кто-то третий. Человеку сбоку проще помочь, особенно если это взрослый. Если необходимо поделиться переживаниями – обратитесь к личности, которой Вы доверяете и имеющей для вас авторитет (родственники, школьный психолог или еще кто-то), чтобы рассказать о проблеме. В конце концов, это может быть и звонок на линию психологической помощи. Действовать в реальной жизни: если жертва, например, учится с буллером в одной школе, можно рассказать о проблеме классному руководителю, психологу, администрации. Не бояться решительных действий – если вы получаете прямые угрозы или уже сделали все, перечисленное выше, нужно обращаться в милицию.

Если кто-то стал свидетелем травли в интернете, это нельзя игнорировать. Можно поддержать жертву – необязательно начинать активно дружить с этой личностью. Достаточно подойти к ней и поговорить и не писать что-то вроде «Не переживай, со всеми такое случается». Не стоит поддаваться агрессии и защищать жертву, ссорясь с обидчиками. Агрессию нельзя победить агрессией. Можно начать собирать доказательства кибербуллинга: делать скриншоты, обратиться к администратору ресурса или посоветовать сделать это жертве.


Как защитить себя от кибербуллинга. Обеспечить безопасность своего аккаунта. Прежде чем опубликовать в интернете какую-то информацию о себе, подумайте, зачем вы это делаете. Нельзя указывать личную информацию, вроде локации места, где вы живете. Следите за своей интернет-репутацией, ведь будущие работодатели обязательно просмотрят, что вы помещаете на своих страницах. Выдерживайте этику общения в сети, которая фактически ничем не отличается от поведения в реальной жизни.


 

  • Последствия кибербуллинга. Каждый из участников: жертва, буллер и наблюдатель, – если не будут стараться изменить ситуацию, начнут меняться.
  • Жертва станет замкнутой, злобной и раздраженной, получит проблемы со здоровьем (головная или желудочная боль, бессонница, неприятие пищи), у нее появятся апатия и суицидальные мысли.
  • Буллер (хейтер) будет зависеть от чужого мнения, перестанет доверять другим, станет конфликтным и будет постоянно бояться наказания.
  • Наблюдатель (свидетель) станет неуверенным в себе, у него начнут притупляться эмоции, он будет бояться превратиться в следующую жертву и почувствует вину за свое бездействие, начнет воспринимать насилие как норму.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Красоту создаем для себя

Красоту создаем для себя

Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.

Общество

«Строительную амнистию» продлили

«Строительную амнистию» продлили

Не разрушать, а регистрировать

Наука

12 молодых ученых стали лучшими

12 молодых ученых стали лучшими

По итогам ушедшего года.