Вы здесь

Всепобеждающая Мона Лиза


Таблоиды мира в понедельник сообщили об очередном чудаке, нет, лучше сказать, сумасшедшем, совершившем покушение на «Джоконду» в Лувре. Он не причинил шедевру вреда, может, и не особо собирался причинить, а хотел, чтобы на него обратили внимание. Поэтому переоделся в пожилую женщину, взобрался на инвалидную коляску, подъехал к картине на максимально близкое расстояние и кинул на бронированное стекло, скрывающее картину, кусок торта.


Фото: pexels.com

Таким образом хулиган якобы хотел обратить внимание общественности на экологические проблемы Земли. Подъехать на коляске или, образно говоря, на какой-то кривой козе к тому, от кого эти вопросы зависят, рискованно, можно и по загривку схлопотать от охранников. А Мона Лиза хоть и за пуленепробиваемым стеклом, но все равно довольно беззащитна. Ее можно если не обидеть, то оскорбить, ну хотя бы кавардак учинить, заставить поговорить о себе. Да не исключено, что теперь охранники Лувра будут внимательнее относиться к инвалидам-колясочникам, которым там созданы особые условия. Но поговорили день-два про этого тортового бомбиста, на третий забудут. Тем более что картина пережила много покушений.

Более ста лет назад, в 1911-м, полотно украли из Лувра. Тем самым еще один выскочка хотел выразить протест против того, что шедевр находится во Франции, а не на своей исторической родине, в Италии. Но в Париж «Джоконда» попала когда-то полностью на законных основаниях. Ее продал французской короне потомок ученика Леонардо да Винчи, которому автор завещал работу... Через три года после похищения вора нашли, картину вернули на место.

А с середины ХХ века пошло-поехало: в 1956 году один сумасшедший брызнул на полотно кислотой, второй в этот же год запустил камнем. Не прошло и 20 лет, в 1974-м, на картину бросали стакан с краской, еще через три десятилетия бросали чашкой. Но после 56-го года покушения не наносили вреда, картина была надежно запечатлена под особым стеклом. Ну и теперь вот нашелся – не он первый, не он, видимо, последний. А она переживет и будет смотреть дальше на это удивительное человечество, которое вот уже за полтысячелетие не очень и преобразилось. К сожалению.

Приходилось встречать мнение, что стекло защищает шедевр не только от вандалов, но и мешает настоящему визуальному контакту со зрителем. Картина эта, как известно, особенная, созданная способом многослойной живописи. Она состоит из почти прозрачных чрезвычайно тонких слоев цвета, покрывающих исходное изображение. Цвета переходят друг в друг настолько плавно, что контурные линии растворяются. Удивительно, но здесь изображен даже воздух. И эта улыбка, что уже столько времени будоражит своей загадочной недосягаемостью... Не знаю, скорее всего, и да, именно без стекла она открывалась бы другими гранями и чувствами каждому, кто приходит в этот зал Лувра, но из-за таких вандалов мы не можем посмотреть на произведение искусства вполне вживую.

В 2011 году, как раз спустя столетие после кражи, мне посчастливилось посмотреть на «Джоконду». И первое, что впечатляет – небольшие размеры картины: 77х53 сантиметра. Может, от того, что идти туда очень долго чуть ли не лабиринтами Лувра, как и задумано хозяевами галереи, поэтому, когда наконец приходишь, то подсознание настроено увидеть полотно размером, может, с «Сикстинскую мадонну». А перед тобой – совсем небольшая картина за стеклом, к которой не подойдешь близко. И не только из-за музейных барьеров, но и из-за большого количества туристов. Буквально передо мной, словно картошка из меха, высыпало несколько групп китайских посетителей, да так, что туда было не подступиться. Пришлось любоваться поодаль. И все равно, даже так, синьора Лиза Герардини завораживает. Создается впечатление, что не ты смотришь на нее, а она сама наблюдает за тобой. И ее взгляд всегда направлен на тебя, как бы ты ни перемещался.

Где-то пришлось читать, что Леонардо создал живое лицо живого человека, чудесным образом восстановил одухотворенный образ. Поэтому это даже не картина, а присутствие. Как сейчас сказали бы, 3D либо 5D-эффект, только постигнутый средневековым человеком. Он же не зря считается гением, опередившим время.

Ну и насчет личности Лизы есть много версий. Некоторые считают, что никакой Лизы Герардини не было вообще. Художник воплотил в произведении черты своего любимого ученика, другие думают, что в этой работе заключен автопортрет художника. Есть версия, что автор создал некий собирательный образ идеальной женщины. Но ведь прототип, его наличие или отсутствие здесь не важны, особенно спустя столько лет. Важно, что она живет, на протяжении веков о чем-то думает, рассуждает, и эта ее едва уловимая улыбка заставляет предполагать, что она что-то знает такое, о чем не догадываемся мы. Может, поэтому так тянет к ней всяческих сумасшедших. Одержимые бешенством не могут пройти мимо, чтобы не отметиться какой гадостью. Но она стерпит, она переживет их. Ей еще сотни лет смотреть на таких разных нас.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.