Вы здесь

Что делать, чтобы в школьной жизни не было буллинга и травли?


Сделать белорусские школы безопасным местом, где не будет проявлений буллинга, психологического и физического насилия, имеет целью проект «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования», с 2020 года охвативший 26 школ Беларуси. В этом году на фестивале «Школа, свободная от насилия (буллинга)» в оздоровительном лагере «Зубренок» подвели его первые итоги за два года. Один из самых главных – разработанный детьми свод правил жизни в школе, которые будут выполняться самими учениками и перейдут в наследство младшим. По мнению специалистов Белорусского государственного университета имени М. Танка, которые при поддержке Министерства образования и детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси реализовывают этот проект, подобные правила следует внедрить во всех учебных заведениях. А среди планов на следующие три года реализации проекта — приобщить к активному участию в нем родителей и объяснить важность роли педагогов-психологов в школе.


Ток-шоу, психологический театр, портал позитива

За два года учащиеся каждой из школ, участвовавшие в проекте, учились взаимодействовать и решать проблемы мирно, по принципу «Равный — равному», а также организовали множество проектов, с помощью которых они рассказывают о проблеме буллинга и путях преодоления.

Школьники создали страницы в социальных сетях, сняли видеоролики о буллинге. Видео курсантов Гомельского кадетского училища даже было отмечено спецпризом на международном конкурсе по правам человека в Санкт-Петербурге. А ученики Боровлянской школы Минского района запустили на YouTube ток-шоу «Говорить о проблемах не стыдно», гости которого обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются жертвы буллинга, и рассуждают, почему подростки становятся буллерами.

Подростки из Озерщинской школы изобразили проблему буллинга в граффити «Проспект Дружбы» на ограде вдоль дороги на Речицу. В Пружанах ученики создали психологический театр, а в минской гимназии № 146 организовали «Живую библиотеку».

Школьники из Ивановской школы Брестской области рассказали, что в реализации проекта им помогла «Хорошая и смелая тетрадь», записи о своих успехах, неудачах, мыслях, эмоциях и чувствах в ней делают дети этого учреждения. Старшеклассники минской школы № 197 объединились в отряд «Открытые сердца» и помогают педагогам, проводя уроки для учеников 4-5 классов. А в этом году здесь начали создавать службу школьной медиации.

В Гродненской школе ученики организовали детский диалоговый центр, развивающийся в четырех направлениях. Это арт-кафе с психологом, где проводят тренинги с использованием технологий арт-терапии, дискуссионный клуб, волонтерская деятельность и портал позитива в социальных сетях.

Школьники очень эмоционально и вдохновенно делились своими достижениями в борьбе с буллингом и тем, что они для этого сделали. Единогласно отмечали, что в школе стало лучше и интереснее, а школьная жизнь начала даже напоминать семью, и, самое главное, «вместе — не страшно». Одна из участниц призналась, что сама была жертвой буллинга и, едва сдерживая слезы, поблагодарила за существование такого проекта. И это, пожалуй, самое яркое доказательство полезности проекта и обязательной необходимости в продолжении.

Буллинг - не в моей школе!

Модель дружеской и поддерживающей среды в школах пришла в нашу страну из Хорватии, а специалисты БГПУ выработали белорусскую версию по созданию такой среды. Проект реализуется по пособию, получившему гриф Национального института образования. За два года школьники, поставившие себе задачу распознавать буллинг и противодействовать ему, научились отличать шутку от насмешки, а дружеское подтрунивание — от травли, делиться опытом и вместе обсуждать проблемы, чтобы можно было уверенно сказать: «Буллинг — не в моей школе!». К проекту, кстати, присоединились и родители: во время родительских часов они больше узнавали, что такое буллинг и как поддержать детей.

На фестиваль от каждой школы приехало по десять человек. Семь учеников (от шестого до одиннадцатого класса) и трое взрослых: ментор — специалист, курировавший реализацию проекта в учебном заведении, школьный психолог или педагог и представитель администрации школы. За два дня фестиваля подростки и взрослые через игру, разбор ситуаций, работу в группах ознакомились с созданными проектами, поразмышляли над отношениями в школе и ролью психолога во взаимодействии между подростками и учителями, обсудили проблемы буллинга в интернете.

- Мы ожидаем, что дети станут среди своих сверстников проводниками отношений, свободных от насилия и травли. А педагоги будут содействовать активному продвижению модели в школах и созданию условий для ее реализации, — поделился Дмитрий ШИЛИН, старший координатор по вопросам охраны детства представительства Детского фонда ООН в Беларуси.

У педагогов гораздо больше компетенций видеть, слышать и понимать детей, чем даже у родителей, потому что их этому учили. Но для успешной реализации проекта необходимо участие всей школы. Менторы должны заниматься не только с детьми, но и с учителями, уверена Елена ГОЛОВНЕВА, заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования:

- Я впечатлена именно детьми, которые не отрицают наличие проблемы буллинга в школе, понимают, что такое явление существует и с ним нужно бороться. Неожиданным оказалось признание подростков, что им проще «разруливать» конфликтные ситуации самим и находить в себе ресурс для этого. И только в наиболее сложных ситуациях – идти к учителю. Наши дети открыты и свободны, охотно делятся знаниями и проблемами, и это тоже результат проекта. Кроме того, подростки имеют высокую степень доверия к педагогам-психологам – с ними они иногда обсуждать вещи, которые не могли бы сказать родителям. И это наша задача на перспективу – приобщить к процессу работу с родителями, чтобы безопасная среда была и дома, а ребенок чувствовал, что он нужен и ему есть с кем обсудить все вопросы. Ежегодно министерство составляет план сотрудничества с ЮНИСЕФ, и все наши проекты направлены на охрану детства. Очень ценно и важно, что одним из результатов фестиваля стал свод правил, созданный самими учениками.

Специалисты отмечают, что во время фестиваля они почувствовали состояние комфорта детей, так что проект против буллинга приближает всех нас на один шаг к тому, что хочет каждый в мире — быть счастливым.

Ирина СИДОРОК, фото автора

Название в газете: Перазагрузіцца на дабрыню

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.