Вы здесь

Генсек Белорусского Красного Креста: белорусы — очень хорошие люди, всегда готовые помочь


Дмитрий Шевцов – о главных принципах работы Красного Креста, гуманности, а также о непростых и приятных моментах в работе.

Помощь никогда не бывает лишней. Особенно если речь идет о пожилых и одиноких, инвалидах, детях, оставшихся без родителей. Несмотря на самое пристальное внимание государства к этим людям, всегда остается место для работы такой организации, как Красный Крест. Мигрантский кризис на границе, чрезвычайные происшествия, поиск людей, ушедших из дома и пропавших или тех, о ком нет сведений еще со времен Великой Отечественной, — все это и является работой сотрудников и волонтеров организации. Генеральный секретарь Белорусского Общества Красного Креста Дмитрий Шевцов рассказал об особенностях ее деятельности.


Одним из самых масштабных вызовов на посту главы Красного Креста для вас стал миграционный кризис — на белорусско-польской границе осенью прошлого года, а теперь — и на белорусско-украинской. Оцените, как справилась ваша организация?

— Действительно, кризис затронул и нашу организацию, и непосредственно меня, потому что случился буквально через месяц после моего вступления в должность генерального секретаря. Никто не ожидал, что он будет настолько масштабен. Во второй половине октября на границе находилось около трех десятков человек. Мы о них заботились, привозили продуктовые наборы, средства гигиены и считали, что их достаточно большое количество — ровно до той поры, пока на границе не появилось около двух с половиной тысячи мигрантов. Потом подходили еще, в результате на белорусско-польской границе на протяжении пятисот метров образовался стихийный лагерь, где проживало около трех с половиной тысячи человек. Условия, конечно, были тяжелые: импровизированный лагерь из соснового хвороста, туристических палаток, везде антисанитария...

Впоследствии, как известно, людей удалось переместить в ТЛЦ «Брузги». Здесь особая роль Красного Креста как координатора всей гуманитарной миссии, но это была большая коллективная работа. Пару недель назад мы подводили итоги деятельности во время миграционного кризиса с участием губернатора Гродненской области Владимира Караника и помощника президента по этому региону Юрия Караева со всеми заинтересованными. Каковы наши сильные стороны? Самое главное-то, что мы справились и не допустили ни одной человеческой смерти. Были разные случаи: находили малышей с переохлаждением, был ребенок с температурой тела 34 градуса – это крайняя степень переохлаждения, но его удалось спасти. Был мужчина с СОVІD-инфекцией и 75-процентным поражением легких, он находился на ИВЛ в одной из клиник, и его тоже удалось спасти. Были беременные женщины с угрозой прерывания беременности, были инвалиды. Всем этим людям была обеспечена психосоциальная, гуманитарная и медицинская помощь.

Еще один аспект – все структуры смогли скоординировать свои действия, и здесь ведущей скрипкой были Гродненский облисполком и Совет Республики. Без них не справился бы ни Красный Крест, ни другая организация. Кризис наступил здесь и сейчас, мгновенно, и люди, находившиеся на границе, в течение нескольких суток испытывали тяготы и не имели пищи. А там были дети, беременные женщины, инвалиды, старики. Поэтому облисполком и Совет Республики сразу организовали доставку Красному Кресту продуктов питания и питьевой воды, так как у нас не было такого большого запаса. Помогали и другие организации: Белорусский союз женщин, БРСМ, Федерация профсоюзов, «Белая Русь». А также и наши международные партнеры: Международная федерация Красного Креста, Международный комитет Красного Креста, национальные общества — датское, швейцарское, немецкое и турецкое — откликнулись и перечислили средства, на которые мы смогли закупить необходимые для мигрантов вещи. Позже подключились международные партнеры по линии ООН. В результате всеми действиями и их координацией руководил штаб, который возглавлял помощник Президента — инспектор по Гродненской области Юрий Караев. Это помогло нам точно сработать. Очень активно откликнулись люди, общественность, предприятия, они перечисляли деньги, организовывали продуктовые наборы.

В январе шесть женщин, которые были беременны, родили. Они со своими новорожденными находились в кризисной комнате Гродненского отделения Красного Креста. Если у них были еще дети, мы доставляли их из ТЛЦ к мамам. Мы обеспечили комфортное проживание – в помещениях квартирного типа, с кухней, продуктами питания.

Что касается мигрантов из Украины, то первый миграционный кризис нам помог. Мы четко понимали, что нужно делать. Правда, если в первом случае люди больше нуждались в продуктах питания и средствах гигиены, то украинским беженцам была нужна, прежде всего, психоэмоциональная помощь. После кризиса на белорусско-польской границе мы сделали некоторый апгрейд. Мы поняли, что нам необходима дополнительная техника, чтобы доставлять продукты и средства гигиены. Также нам необходимы были модули – комфортабельные большие палатки, имеющиеся в МЧС, где люди комфортно чувствуют себя и зимой, и летом, ведь они отапливаются и кондиционируются. Мы купили четыре больших модуля, вмещающие одномоментно 50 человек, и два маленьких на 20-25 человек. Для их развертывания требуется не более часа.

На белорусско-украинской границе мы изначально основывались в Брагинском районе — на погранпереходе, где нет никаких коммуникаций. Установили два больших модуля, и украинцы приходили сами, некоторых доставляли российские военные, кто-то выезжал на своем транспорте. Они шли к нашим модулям, где могли поесть и отдохнуть, получить медицинскую помощь. Мы работали круглосуточно. Проводили опрос, в чем люди нуждаются: или это одежда, медикаменты, или какие-то вещи. После них забирали автобусы и размещали в санаториях Гомельской области. А на следующий день мы привозили все то, что они заказывали.

Здесь также стоит отметить связь с Гомельским облисполкомом, у нас работал штаб, неоднократно приезжали губернатор и помощник президента, мы сотрудничали с местными органами власти.

На сегодня со стороны украинско-белорусской границы люди не идут, но мы все равно работаем, так как украинцы, вышедшие через Западную Украину, идут к нам транзитом через Польшу. По данным пограничного комитета — от 130 до 260 человек ежедневно. Не всем нужна помощь, но некоторые обращаются в Красный Крест с просьбой в приобретении одежды или по продуктовому набору. Пока они не трудоустроены, мы берем над ними опеку.

14 июня отмечается День донора. Каким будет участие Красного Креста?

— Заготовкой крови и ее компонентов занимается Минздрав. В частности, РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, городской центр в Минске и областях. Но мне как медику не стоит объяснять, что такое донорство, я был донором еще в студенческие годы. Наша организация активно помогает, и мы популяризируем безвозмездное донорство. Это визитка любой цивилизованной страны. Кровь и ее компоненты жизненно необходимы для определенных категорий людей, попавших в различные ситуации, и их наличие решает, будут они жить или нет.

Мне нравится подход Великобритании, где каждый гражданин страны хотя бы раз в жизни должен быть безвозмездным донором — ради того, чтобы сдать эту кровь для себя. В жизни может случиться все, что угодно, и кровь может пригодиться и тебе. С одной донации мы можем спасти четыре человеческие жизни. Случаи бывают разные: инфекционные болезни, заболевания, когда происходит разрушение эритроцитов и их нужно постоянно восполнять, заболевания, связанные со свертываемостью крови, травмы — требуется переливание большого количества компонентов крови. Мы должны понимать, что это гуманно, и если мы считаем себя развитым цивилизованным обществом, то должны заботиться о жизни других людей. Лично я, когда вижу безвозмездного донора, понимаю, что передо мной человек очень глубокой, гуманной и правильной формации, и это всегда настраивает на позитив.

Конечно, в день донора мы приглашаем разных людей: высших государственных лиц, ученых, медиков, людей из сферы образования и СМИ. Безвозмездное донорство у нас неплохо развито, но мы популяризируем его еще шире.

В столичном метрополитене недавно появился брендированный вагон, посвященный медико-социальной службе Красного Креста «Помощь». Наверное, это одна из самых значимых программ...

— Мы решили запустить такой поезд, чтобы еще раз напомнить о себе. Позиция, что добро делается тихо, с моей точки зрения неверна. О добре надо говорить. В нашей жизни хватает напряженной повестки дня, негативных новостей по всему миру: стихийные бедствия, болезни, конфликты. Мы должны говорить, что мы хорошие люди, и тогда будем чувствовать себя ими в полном смысле слова. Красный Крест в любой стране является визитной карточкой доброты. «Помощь» – это то, чем занимаемся мы и наши волонтеры. Все, о чем мы говорили, — мигранты, донорство крови — лишь отдельные направления деятельности.

А наша медико-социальная служба «Помощь» на постоянной основе работает с пожилыми людьми, инвалидами, детками, которые остались без родителей и находятся в общежитиях, — у нас есть программа «Няня вместо мамы». Наши волонтеры приходят, чтобы побыть с малышами,  находящимися в больнице и получающими лечение.

Мы работаем с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями. В Минске есть отличный сервис «Открытый дом», куда они ежедневно приходят и занимаются с нашими психологами и волонтерами, сотрудниками РНПЦ психического здоровья. Эти люди понимают, что они востребованы, это помощь и их семьям. У нас есть сервисы для семей, воспитывающих деток с хроническими психическими заболеваниями. Один из них находится в Гродно и объединяет около 50 семей, которые приезжают туда ежедневно. Проводятся занятия, оказывается психологическая помощь деткам и их родителям. Жить всегда легче, когда рядом люди с такими, как у тебя, проблемами.

Программа «Помощь» направлена в первую очередь на пожилых людей, одиноких, но объединяет и другие категории, включая детей, инвалидов. И такой вагон поможет понять минчанам, что такое «Помощь», зачем она и кому помогает.

Какие перспективные направления деятельности «Красного Креста»?

— Наше важное направление – служба поиска. Изначально мы искали людей, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Около 8-10 % таких нам удается найти до сих пор, несмотря на то, что прошло восемьдесят лет. Мы связываемся с архивами в Беларуси и России, других странах. Это небыстрый процесс, иногда проходит год или даже несколько, но нам удается найти, где погибли люди, и рассказать их родственникам. Сейчас наша служба розыска начала работать еще и с мигрантами – с Ближнего Востока по воссоединению семей, и по Украине, так как кто-то остался там, кто-то выехал в Беларусь, Европу или Россию. У нас уже около 200 заявок, над ними работают. Около 35 поисковых дел мы успешно смогли закрыть.

У нас есть отдел по чрезвычайным ситуациям, и волонтеры, обученные по этой программе. Это помощь в различных чрезвычайных ситуациях: подтопления, случающиеся на Полесье, экстремально низкие и высокие температуры. Мы идем на помощь ГАИ и МЧС зимой, работаем на трассах и помогаем людям. В жаркую погоду мы также даем воду, выставляем модули для профилактики теплового и солнечного ударов. При подтоплениях, пожарах на торфяниках помогаем МЧС. Вместе со спасателями проводим совместные учения по поиску людей и также им помогаем в таких ситуациях. Сейчас готовимся к международным учениям совместно с МЧС, они будут проходить на Брестчине в июле. Пригласим наших партнеров из Российского Красного Креста, они хотят перенять наш опыт по спасению во время стихийных бедствий, аварий и совместных действий с МЧС.

Также мы обучаем людей оказывать первую помощь. Это работа на безвозмездной и платной основе. У нас есть международные инструкторы, которых приглашают проводить учебные тренинги в разных странах. Мы обучаем население, людей, работающих сиделками, в школах, дошкольных учреждениях, на предприятиях. Это важно, ведь если ты не растерялся, значит, что ты спас человеческую жизнь.

Вы возглавляете Белорусский Красный Крест уже восемь месяцев. Чем эта работа отличается от руководства поликлиникой, больницей?

— Работу на посту генерального секретаря Красного Креста можно назвать в определенном смысле обобщающей. Прежде всего, здесь пригодился весь мой медицинский опыт, как и врача, так и организатора здравоохранения. Что в медицине, что в Красном Кресте принципы спасения человеческой жизни, гуманности и милосердия одинаковы. Этот опыт мне очень помог. Работа и образование в области социальной сферы (я окончил Академию управления по специальности «государственное руководство и управление социальной сферой») также помогли, так как работать приходится с министерствами по труду и социальной защите, образованию, МЧС, МВД, МИД, Госпогранкомитетом. Важным оказался и мой опыт работы в парламенте. Это и законотворческая деятельность, и опыт работы заместителем председателя комиссии по международным делам. Мне очень кстати пришелся опыт международной коммуникации. Это ведение переговоров, международные встречи, так как в зависимости от того, как ты позиционируешь работу Красного Креста, строится отношение и к нашей организации, и к стране в целом. Визитка любой страны – не только работа экономики и валовой внутренний продукт, но и деятельность Красного Креста. Визитка нашей страны – это, прежде всего, милосердие, ведь наши люди очень добрые и готовы помогать.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.