Вы здесь

Фестиваль «Арт-Минск» в Национальной библиотеке Беларуси


НББ пятый раз принимает ежегодный фестиваль искусства «Арт-Минск». Он стал одним из самых значимых художественных мероприятий страны как для представителей профессионального сообщества, так и для многих жителей и гостей столицы. Масштабный праздник, как отмечают организаторы, подчинен единственной цели — подарить зрителю наслаждение от искусства.


Владимир Шаповалов. "Тихий зимний вечер. Заславль", 2022 г.

В этом году «Арт-Минск» в НББ посвящен 955-летию города. В экспозиции, которая разместилась в галерее «Ракурс», — работы, способные отразить стилевое, культурное и историческое разнообразие столицы. «Творческая энергия, исполнительский талант и искренняя привязанность к родному городу объединили авторов разных поколений и мировоззрений, известных мастеров и молодых художников. В выставке созвучны как классические жанры и стили, так и современное искусство. Пейзажи, портреты, натюрморты, абстракция и изобразительные эксперименты представят яркую панораму современного белорусского изобразительного искусства», — приглашают на выставку создатели. Каким же авторами пытаются заманить? Геннадий Козел, Максим Бородич, Анатолий Лисовский, София Пискун, Денис Барсуков, O.ZHE, Лилия Нишчик, Оксана Мисан-Быстрова, Андрей Савицкий, Павел Маслеников, Юлия Мацури, Владимир Шаповалов.

Галерея «Ракурс» очень просторная, поэтому сначала может показаться, что произведений в ней не так много. Однако после знакомства с экспозицией становится понятно: посмотреть есть на что, хотя, в отличие от основной площадки, цельной выставки не получилось. Только об этом позже. Примечательно, что большинство работ неброские, в каком-то смысле сдержанные. Касается это, например, такой акварели, как «Тихий зимний вечер. Заславль» (2022) Владимира Шаповалова. Мягкий пейзаж, приятная композиция, скромное звучание личного выражения — что тут говорить, акварель сама по себе, как правило, нежная и хрупкая. Образными экспериментами выделяются работы Софии Пискун, в том числе «Старый сад» (2022) - таинственный, мрачный и даже неприятный. Также как пример – традиционное в плане замысла и воплощения, в некотором смысле «мелодичное» полотно «Отражение» (2021) Элеоноры Бубашкиной.

Посвящение проекта 955-летию Минска можно считать нарицательным. Во-первых, сразу бросается в глаза «Течение» (2022) Анны Кохан, произведение абсолютно не о Минске, а скорее противопоставление ему. Разумеется, определенные параллели с другими странами и народами всегда напрашиваются, однако не в этом случае. То же можно сказать и про довольно привлекательный пейзаж (и частично натюрморт) «Свет» (2022) Ильи Гичана. Нельзя не выделить произведения художницы O.ZHE «Кактус» (2017) и «Сагуара мини (кактус)» (2020) — ботанически-абстрактные образы, которые бы могли стать частью основной выставки «Арт-Минска». В данном контексте они выглядят лишними, хотя дело тут не в абстрактности. Те же нон-фигуративные работы «У подножия» (2017) Геннадия Козела или «Вечернее» (2018) Элеоноры Бубашкиной прекрасно отражают концепцию.

Максим Бородич. "Портрет Владимира Пантелеева", 2015 г.

Отдельного разговора заслуживают портреты, среди которых — символическая «Весть» (2021) Александры Чудаковай, четкие «Изображения мировых цивилизаций. Дуализм восприятия» (2021-2022) Лилии Нишчик, «несерьезный» «Падре» (2022) Ольги Поляковой, полуреальные «Веселые ребята» (2022) Никиты Вайлупава... Однако сразу цепляют внимание именно «Портрет Владимира Пантелеева» (2015) и «Портрет художницы Валентины Шобы» (2014). Автор — Максим Бородич, который работает над этой темой уже несколько лет. Между тем, если раньше произведения посвящались неизвестным личностям или людям, которых обычный зритель знал в лучшем случае только по имени, то теперь сравнить героя и его прототип, увидеть сходство и понять идею будет гораздо легче.

Чуть отдельно от общей экспозиции помещена классическая графика. На момент посещения экспозиции автором этого текста работы были без привычных подписей рядом, однако привлекали даже больше внимания, чем другие. Узнаваемы они, естественно, по авторским подписям, хотя, прежде всего, конечно, по стилю. Речь здесь не в последнюю очередь о Владимире Басалыге с его серией «Родина моя дорогая». Входят эти работы в экспозицию «Арт-Минска» или составляют ее содержание (ведь, кажется, нигде об этом не говорится), не так важно. Они достойны зрительского внимания и оценки.

Выставка «Арт-Минск», согласно информации на сайте Национальной библиотеки, будет работать до 29 июня.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Общество

Огненные деревни. Нельзя забыть. Дремлево: Ужасный пепельный сентябрь

Огненные деревни. Нельзя забыть. Дремлево: Ужасный пепельный сентябрь

В адском дремлевском огне оборвались жизни 183-х человек.