Вы здесь

Бысюк: «Возможности Брестской крепости в деле патриотического воспитания не ограничены»


Сказать, что с Григорием Бысюком за тридцать лет работы в Бресте приходилось общаться много раз, будет правильно, но, видимо, не совсем точно. Лучше - о плодотворном длительном сотрудничестве. И когда Григорий Григорьевич много лет работал в культуре, и позже, например, в бытность сенатором, всегда отличался коммуникабельностью, был легок на подъем. В комментарии, кажется, не отказал ни одному журналисту, готов сделать это в любое время в любой ситуации. Сколько его знаю, не имеет моды оправдываться занятостью, кивать на нехватку времени. Так же и сейчас, когда Григорий Бысюк возглавляет знаковый для Бреста объект – мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Сегодня мы также говорим о крепости, но разговор начинаем с работы в Совете Республики.


— Что вам дал опыт работы в высшем законодательном органе страны?

— Очень многое. Участие в законотворческом процессе всегда способствует расширению кругозора, вырабатывает государственное мышление. Приходилось готовить несколько десятков сообщений по конкретным законодательным актам. А еще это возможность знакомства с интересными людьми и возможность найти единомышленников в своем деле. Те наработки, связи, скажем, с российскими музеями используем в работе и сейчас. Отношения с союзными парламентариями способствуют принятию и реализации программ по дальнейшему развитию мемориального комплекса. Всегда обогащают встречи с государственными деятелями, интеллектуалами от экономики, и, что мне особенно интересно, от культуры.

— Кстати, как вы пришли в культуру? Это был осознанный выбор или стечение обстоятельств?

— И то и другое. Сейчас думаю, что есть, несомненно, определенный элемент случайности, но больше все же закономерности. Я родился в небольшой деревне Непли, что под Брестом. Там пошел в первый класс, а потом нашу школу закрыли, дети начали ходить в Клейники, за шесть километров по бездорожью: тогда же не было школьных автобусов. И люди потянулись ближе к городу. Вот и мои родители построили дом в пригороде, мы стали жить в нынешнем микрорайоне Речица. Я пошел учиться в городскую школу. Со временем стал посещать репетиции ансамбля танца «Прибужье», который к концу моей учебы в школе получил звание народного, потом танцевал в нашей знаменитой «Радости». Так что с культурной отраслью определенным образом связал свою жизнь.

Образование получил в Брестском государственном педагогическом институте – он так тогда назывался – на филологическом факультете. Затем была служба в армии, работа в комсомольских, партийных органах. В начале 1990-х годов пришел на работу в Брестский горисполком заместителем председателя, курировал социальные вопросы, в том числе и культуру. А в 1996 году возглавил управление культуры облисполкома и работал здесь 12 лет.

Генеральный консул России в Бресте Игорь Конякин вручает приветственный адрес президента России директору мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Григорию Бысюку.

В это время активно закрывали многие социальные объекты в сельской местности, особенно учреждения культуры...

— Да, людей на селе становилось меньше, постепенно стали закрывать магазины, школы, клубы, библиотеки. С этим процессом, как я уже говорил, моя семья столкнулась в 1960-е годы. И процесс постоянно продолжался. Урбанизация влечет за собой угасание небольших сельских населенных пунктов. Но одно дело, когда ты пассивный наблюдатель этих явлений, а другое — когда тебе нужно ехать на собрание, объяснять причины такого шага, находить работу людям, которые остаются после закрытия объекта. Важно было не просто закрыть то или иное учреждение, но, как сейчас говорят, оптимизировать его. Где можно было, старались объединить клуб с библиотекой в одно. Тогда же появились первые так называемые дома социальных услуг. Начали внедрять новую форму обслуживания – библиотечные, клубные автомобили, они, кстати, востребованы и пользуются популярностью у населения.

И все равно, когда закрывают школу, клуб, магазин, жизнь из деревни начинает потихоньку уходить. Вы согласны с таким утверждением?

— Полностью согласен. И поэтому вот это явление под названием агрогородки, иными словами – государственную программу по развитию села, считаю очень правильным и своевременным. Принятые на государственном уровне социальные стандарты позволили сохранить в крупных населенных пунктах дома культуры, библиотеки, отремонтировать, модернизировать здания, наполнить новым оборудованием и содержанием. Вспоминаю, как приходилось буквально пробивать компьютеризацию сельских библиотек. Некоторым руководителям районов пришлось довольно настойчиво доказывать необходимость этих финансовых затрат, так как в библиотеке должен быть компьютер, даже если она небольшая и сельская.

То же и с клубами. Они не только места проведения мероприятий — праздников, это, прежде всего, место встречи творческих людей, самодеятельных артистов. Вы не представляете, сколько у нас одержимых песней, танцем, кто готов был ехать на конкурс, фестиваль, показывать свое искусство только потому, что любит это дело. И как этих людей можно не поддержать?! Вот вспоминаю народный ансамбль из деревни Тельмы. Кто-то работает на тепличном комбинате, кто-то – в соседнем хозяйстве, другой каждый день едет на работу в город, но каждый вечер спешит на репетицию. А в глубинке, отдаленных деревнях таких коллективов в мою бытность насчитывалось великое множество. Самодеятельные артисты срывались и ехали на любое мероприятие по первому призыву. Притом, что дома ждала семья, иногда довольно большое подсобное хозяйство, его оставляли на мужа или жену, иногда даже на соседей. Песня, музыка, народный танец их так объединили, что по-другому они уже жить не могут, это стало частью их души.

Сейчас уже не так часто бываю на разных фестивалях или обзорах самодеятельных коллективов, но когда бываю, то радуюсь, что многие из них живут, пополняются новыми силами из числа более молодых артистов. Не так давно на юбилее «Радости» видел такие коллективы: детские, молодежные, взрослые, вселяющие оптимизм за будущее самодеятельного искусства.

Около 200 новобранцев-пограничников приняли присягу в Брестской крепости.

В 90-е годы в Бресте начинались знаковые фестивали, конкурсы. Предлагаю вспомнить то время.

— Вместе с нашими директорами театров Александром Козаком и Михаилом Шавелем мы начинали организацию Международного театрального фестиваля «Белая башня». Фестиваль в сентябре становился настоящим праздником театрального искусства, к нам ехали профессиональные труппы из многих стран мира. Новым содержанием был наполнен тогда Международный фестиваль «Январские музыкальные вечера», возникший в 1980-х годах. До этого руководитель музыкального общества Лилия Батырова в его организации опиралась только на свои усилия, в 1990-х фестиваль получил государственную поддержку.

Мы стали поддерживать творческих людей. Вспоминаю конкурс «Брестская звезда», когда отмечали деятелей культуры по разным номинациям. Начались фестивали духовой музыки, которые сейчас успешно продолжаются. В районах стали появляться свои творческие фестивали и праздники. Получали известность активности в районах, тот же Мотольский музей либо школа бондарства в Иванове — старались поддержать народных мастеров, энтузиастов музейного дела. Сейчас я перечисляю многие направления буквально штрихами, а за каждым таким мероприятием, каждой компанией, делом стояли месяцы, иногда годы напряженной работы, усилия многих и многих людей.

Вторая половина 1990-х — время работы над знаковыми объектами по восстановлению историко-культурного наследия. В свое время каждый из них был включен в государственную программу и получил соответствующее финансирование, но этому предшествовала большая или, лучше сказать, громадная организационная работа, много бумаг, согласований. Что особенно запомнилось?

— В ту пору специалистом по вопросам сохранения историко-культурного наследия у нас работал Леонид Нестерчук. Многие его идеи были поддержаны и реализованы. А запомнились годы работы, прежде всего, результатами, когда открывали эти объекты для посетителей, когда заканчивалась первая очередь какой-либо работы, то есть, первый шаг совершен. И сейчас приятно заезжать, скажем, в Ружанский дворец, принимающий множество туристов, он имеет хороший музей. А главное – работа там продолжается. Со временем Ружанский дворцовый комплекс обещает стать особой туристической жемчужиной. Скажем, в Косово какие-то двадцать лет назад вообще ничего не было, одни руины. Сейчас имеем усадьбу-музей Тадеуша Костюшко, а через дорогу — величественный Косовский дворец. Возродился и дворец Немцевичей под Брестом, появилось много знаковых мест в районах области. Надо отдать должное тому поколению работников культуры, включая нашу команду, с которой пришлось работать. Сегодня имеем что показать детям, гостям Брестчины. К нам едут туристы.

— Как и в Брестскую крепость, среди посетителей которой – десятки миллионов. Считаете ли вы нынешнюю работу вершиной своей карьеры?

— Несомненно. Сейчас очевидно, что это самые интересные годы моей работы, наполненные встречами, открытиями, достижениями. В числе последнего можно упомянуть создание новых экспозиций, открытие новых музеев, реконструкцию мемориального комплекса. И еще – осознание знаковости, особенности этого объекта наполняет честью, ответственностью. Одним словом, я полюбил все это сразу, как только пришел. Здесь работает великолепный коллектив профессионалов, им можно гордиться, который достойно продолжает традиции предшественников. Недавно мемориальный комплекс был награжден орденом Франциска Скорины. У нас немало оценок на государственном уровне. Но ведь главное – это отзывы людей, интерес к крепости. Как я недавно сказал на встрече с молодежью, не зарастает народная тропа в крепость.

— После перерыва, связанного с пандемией, поток туристов возобновился?

— За три первые недели мая у нас было 160 тысяч посетителей. Такое количество связано, прежде всего, с праздничным днем 9 Мая. Как известно, были дни бесплатного посещения музеев по всей стране. Утром мы наблюдали – поверите ли? - большой поток людей. Такое поверхностное знакомство, с одной стороны, не лучшим образом способствует усвоению информации. Человек проходит по экспозиции: посмотрел направо, посмотрел налево, пошел дальше. А с другой стороны – хоть так. Его что-то зацепило, заинтересовало, он придет снова, чтобы посмотреть более вдумчиво. Придет с семьей или друзьями, пусть даже в один из музеев. Кстати, знаете, какую особенность заметил в окружении туристов? Все хотят начинать осмотр с Музея обороны. Бывает, когда потоки туристов большие, чтобы развести их, отдельным группам предлагаем начинать осмотр с новых музеев, которые рядом. А они не соглашаются, говорят, что хотят с этого.

Постоянный комитет СГ презентовал в Бресте книгу «Подвиг советского народа бессмертен».

Неудивительно, Музей обороны работает с 1956 года, он есть во всех сборниках, буклетах, именно здесь находятся знаменитые часы, показывающие 4 часа утра, время нападения на крепость 22 июня... И, хотя в последнее время в своей газете мы не раз рассказывали о новых музейных экспозициях, думаю, стоит напомнить о них снова, так как они знаменуют собой очередной этап развития мемориального комплекса.

— Да, старейший наш музей особенный, можно сказать, что это намоленное место. С него начинался мемориальный комплекс. Этот музей стал центром коммуникаций с защитниками крепости, их встреч здесь, что самое ценное в нашей работе. Он представляет собой классический музей.

С 2015 года у нас появились такие экспозиции, как «Музей войны — территория мира», «Летопись Брестской крепости». Последнюю можно назвать уникальной, аналогов которой нет в Беларуси. Еще одна экспозиция рассказывает об обороне Восточного форта. Реконструированный Пятый форт стал отдельным музеем. Начиная с 2018 года, девять объектов было отремонтировано, три музейные экспозиции открыты в рамках реализации проекта Союзного государства Беларуси и России. Работа все время продолжается. Есть задумки, проекты, планы на дальнейшее развитие крепости именно при содействии Союзного государства. Это наш долг перед будущими поколениями – сохранить крепость как символ мужества и стойкости ее защитников. Ну а для этого нужно поддерживать в состоянии, привлекательном для посетителей. Поэтому впереди – большая работа, ее хватит и новым поколениям работников мемориала.

Крепость для каждого брестчанина, может, даже для жителя нашей страны – объект особый. Мемориал не обходит ни одна делегация, здесь чуть ли не каждый день проводятся мероприятия. Что считаете сейчас самым важным в работе, что радует или вызывает озабоченность?

— То, что нас не минует ни одна делегация, это абсолютно точно. И форум коммунальщиков, и симпозиум врачей, как правило, начинаются с возложения цветов к Вечному огню, не говоря уже о правительственных или парламентских делегациях. Писатели, государственные деятели, политики часто в разных контекстах упоминают подвиг гарнизона крепости как образец мужества и верности Родине. И это прекрасно. У нас принимают присягу воины, посвящают в студенты, проводят выпускников отдельных учреждений. Недавно видел, как принимали в пионеры учеников школ из Пинского и Ивацевичского районов. Некоторые школы этих районов сделали традицией привозить детей в крепость, чтобы завязать галстуки здесь. Подобных традиций должно становиться больше. Особенно сейчас мы по-новому начинаем осознавать, как это важно для патриотического воспитания молодого поколения. А потенциал для такого воспитания в Брестской крепости не ограничен.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции