Вы здесь

Современный сервис вдоль дорог Беларуси увеличивает предложения


Белорусские транспортники стремятся к комплексному развитию объектов придорожного сервиса, где можно было бы отдохнуть всей семьей, а развлечения для себя могли бы найти и дети, и домашние питомцы. Однако пока такие объекты чаще всего утилитарные: приехал-заправился-поел-поехал. А вот современные автозаправочные станции страны сегодня уже становятся не просто местом для заправки, а многофункциональными комплексами. В этом году в столичном регионе появятся две новые АЗС, около десятка объектов в стране будут масштабно реконструированы, а на самом деле — почти возведены заново, около 40 — модернизируют. Как развивается придорожный сервис в Беларуси, рассказали эксперты.


Критерии удобства

Еще в 2011 году обязательным требованием к объекту придорожного сервиса в Беларуси стало наличие условий для передвижения людей с ограниченными возможностями. Такое требование существует не во всех европейских странах. Сейчас эти правила соблюдаются на новых и реконструируемых объектах – как на их территории (стоянки, парковки, подходы), так и внутри зданий и санитарных сооружений, рассказал Сергей Леончик, начальник управления развития автомобильных дорог Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций.

— Мы пошли по немецкому пути развития автобанов, когда через каждые 50-60 километров строится объект с максимальным набором услуг, начиная от обычного отдыха на пути остановки до приобретения товаров в дорогу и возможности переночевать в гостинице. На главных магистралях страны сейчас работает 387 автозаправок, 50 гостиниц, 43 автомойки, 19 мотелей (кемпингов), 537 объектов питания, 70 пунктов технического обслуживания.

Среди обязательных требований к объектам — наличие стоянок: не менее пяти мест для большегрузов, пяти — для легковых автомобилей, двух — для автобусов туристического класса.

Любой предприниматель, начиная свое дело, должен понимать, в каких условиях он будет работать, поэтому Министерство транспорта выступает за стабильную законодательную базу в этом направлении, а значит, существующую базу нужно сохранить.

— Человек, вкладывающий свои средства, должен знать, что ему будет полностью принадлежать определенный объект. Земельный участок выделяется для использования на срок от 50 до 99 лет без аукциона, за исключением пригорода Минска и областных центров, где подобных объектов предостаточно.

В рамках Дорожной карты по развитию дорожной инфраструктуры специалисты провели своеобразное тестирование десятков объектов, посещая их как обычные лица. Рассматривали объекты с точки зрения удобства по восьми основным критериям: от легкости ориентирования на объекте, его обозначения и качества обслуживания до чистоты санитарных сооружений, в том числе наличия у последних бесконтактных средств (дозаторов, умывальников, сушилок). Половина придорожных объектов в стране, кстати, принадлежит иностранным или частным организациям.

Раньше люди чаще брали еду с собой в дорогу. Теперь же они приходят на объекты и хотят попробовать какие-то новые блюда, сравнить сорта кофе, хотят какого-то движения, например, получить интересную забаву, заметил Сергей Леончик.

Планограммы для магазинов и стоянки для караванеров

На автозаправках внимание прежде всего уделяется качеству топлива и его постоянному наличию, контролируется его доставка на всех этапах движения: от нефтеперерабатывающего завода до нефтебазы и непосредственно до АЗС. Однако здесь предлагается и ряд других услуг, так как водитель на пути хочет отдохнуть, наесться, выпить кофе, привести себя в порядок, заметил Сергей Каморников, заместитель генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти»:

— В объединении «Белоруснефть» функционирует 575 автозаправочных комплексов (более 300 объектов придорожного сервиса и объекты, которые помещены в городах, районных и областных центрах). Активно развивается система общественного питания — на 360 АЗС уже есть кафетерии, а пять лет назад их было только 215.

Второе направление развития — торговля. На заправках работает 425 магазинов. Для них разработаны единые планограммы, которые различаются в зависимости от местоположения заправки (на трассе или в городе). Ассортимент и спрос на определенных объектах отличаются. Но обязательно есть технические жидкости и даже определенные запчасти, а также перекусы в дорогу и вода.

Почти на всех заправках (400 объектах) обязательно присутствует бесплатная точка Wі-Fі и такие базовые услуги, как пылесос и подкачка шин. Хотя с последним существуют определенные проблемы зимой, когда температура значительно понижается, и не все оборудование способно работать. Современные объекты комплектуют таким образом, чтобы даже при температуре минус 10 и 15 °с подкачка колес и пылесос работали, заверил специалист.

Пытались развивать и стоянки для караванеров — лиц, путешествующих на «домах на колесах». В Беларуси 19 таких мест, где можно зарядить аккумулятор, слить и заправить воду. На некоторых заправках есть автомойки и СТО, однако это больше дело малого бизнеса — такие объекты появляются рядом с заправками. На отдельных АЗС есть пункты-дозаторы, где можно залить в большегрузы жидкость AdBlue или его аналоги, что требуется международными перевозками.

Конкуренция и модернизация

Практически вся территория страны покрыта сетью заправок, чтобы обеспечить топливом всех автомобилистов. Объекты находятся на расстоянии 25-30 километров, поэтому новые АЗС строятся, как правило, когда появляются новые дороги или увеличивается город. Специалисты больше направлены на модернизацию объектов и оборудования на них, подчеркнул Сергей Каморников.

Есть придорожные объекты, которые существуют много лет, набор услуг в которых не слишком увеличивается, и определенное время людей это устраивает. Однако когда происходит реконструкция АЗС на этом участке дороги, то людям хочется более качественного, современного, чистого дизайна и пространства. И путешественники сразу переключаются на объекты в составе АЗС. Здесь и стоянка, и освещение, и возможность отдохнуть в вечернее время. Фактически, такие объекты становятся пунктами для времяпрепровождения горожанами, а старые объекты отходят на второй план, добавили эксперты.

Если есть конкуренция, есть и качество услуг, ведь от отношения к потребителю зависит и наполняемость, и востребованность ими объектов. Если появляется новая АЗС, то некоторые придорожные объекты, которые морально устарели, выводятся из употребления, и клиенты переключаются на новые. Информацию о местоположении, стоимости и видах топлива на АЗС путешественники могут, кстати, найти через интернет, чтобы выстроить себе соответствующий маршрут.

Дорожники изучают трафик на дорогах, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать деньги в определенные объекты. Просчитывается и грузопоток, и приобретение товаров, и качество обслуживания (для работников АЗС создают специальные обучающие ролики о том, как приготовить блюдо, заправить бак, расставить товар на полках). Если видно, что модернизация объекта окупится через семь лет, в него вложат деньги. Главная задача — развивать сервис так, чтобы люди, проезжая по дорогам, гордились им, отмечают специалисты дорожной отрасли.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.