Вера Викторовна Терехова отработала в Могилевецкой средней школе 58 лет, на пенсию ушла в 82 года. Это, согласитесь, редкий случай. Она преподавала историю, ее жизненная судьба также во многом стала отражением истории страны. Один из результатов ее работы в школе — богатый историко-караеведческий музей, которым может гордиться не только школа и населенный пункт, но, наверное, и район. Здесь собрано множество оригинальных экспонатов, изображающих прошлое региона: от древних веков до нашего времени.
Сначала стоит сказать о музее. Его выпускница исторического факультета БГУ начала собирать, как только приступила к работе учительницей. И было это в начале 1960-х годов. Своим энтузиазмом, любопытством историк заражала учеников, коллег. Молодая учительница участвовала в раскопках, устроенных научной экспедицией возле деревни Осошник. На протяжении многих лет энтузиасты-краеведы проводили беседы, агитировали местных жителей приносить бабушкины запасы из сундуков и чердаков, наиболее документальные. В музее нет привычных жерновов, горшочков, прялок либо лаптей — традиционных атрибутов этнографических уголков. Это историко-краеведческий музей. Здесь есть документы, фрагменты оружия, уникальные снимки, эксклюзивные вещи.
При раскопках в земле нашли остатки оружия, посуды, орудий труда еще тех людей, которые назывались племенами дреговичей. Что-то из этого выставлено в самом начале экспозиции. Более поздние главы рассказывают о войне 1812 года, которая жестоко прошлась по этой земле. Музейная экспозиция создавалась по принципу показа исторических событий через судьбы земляков. На каждый период либо событие найдены участники либо свидетели из могилевчан, Лысково, Осошника и других окрестных деревень Ружанщины. О войне 1812 года уже сказано, могилевские ревнители нашли также свидетельства о повстанцах Кастуся Калиновского, участниках Русско-японской войны, революции 1917 года. На одном из стендов размещен портрет Василия, в октябре 1917-го служившего на крейсере «Аврора».
Значительная часть экспозиции посвящена польскому периоду истории края. Отдельный стенд отведен активистам КПЗБ и узникам известного концлагеря в Березе-Картузской. Представлена даже роба узника Береза-Картузского лагеря из грубой мешковины. Несколько здешних подпольщиков в разное время попадали в этот лагерь. Интересным посетителям подается нагрудный знак солтыса (старосты) польского времени, сохранившийся у кого-то на чердаке. Есть газеты, датированные 1920 годом, и оригинальное полотнище красного флага КПЗБ.
Отдельный раздел посвящается личности и творчеству польского поэта Франциска Карпинского, родоначальника сентиментальной польской литературы, который жил в этих местах последние свои 30 лет и похоронен в Лыскове.
Идешь по разделам музея, словно по десятилетиям истории: в конце 1939, 1940 годах была попытка создания сельскохозяйственных артелей-колхозов. Каждая деревня становилась отдельным колхозом, но первый блин оказался комом, и об этом коротком отрезке «биографии» деревень нашлись реальные свидетельства и воспоминания людей.
Самая объемная часть экспозиции посвящена Великой Отечественной войне. «У Веры Викторовны был особый талант добывать оригинальные экспонаты, - рассказывает нынешний хранитель музея учитель Александр Попко. - Для деревенского музея похвастаться настоящей папахой и другими личными вещами генерала, который освобождал эти места в 1944-м, — особая гордость. А у нас все это есть».
А до освобождения были три страшных года оккупации. Александр Степанович показывает немецкие паспорта-аусвайсы, выдававшиеся жителям деревень. Новая власть провела таким образом «инвентаризацию» населения. Были выявлены советские активисты, те, кто поддержал советы, их судьба оказалась трагической. С портрета смотрит молодая красивая женщина. Оказывается, ее расстреляли вместе с малышом-сыночком в числе 68 активистов и партизанских связных.
— Расстрел произошел возле деревни Лысково, - говорит учитель. - Но данные приблизительные, на самом деле жертв может быть гораздо больше. Подпольщиков, людей, связанных с партизанами, выявляли весь период оккупации и расстреливали.
Участники войны представлены не только в фотографиях и кратких биографических данных. Есть целая коллекция писем с войны, документов, вещей фронтовиков, они сейчас выглядят настоящими реликвиями.
— Посетителям, экскурсантам, старшеклассникам во время уроков нередко объясняю суть войны на примере двух снимков одного и того же человека, — рассказывает Александр Попко. - Евгений Алексеевич Петров, наш земляк, участник Сталинградской битвы. Между съемками разница в год, тот год, который вместил в себя кровавые бои под Сталинградом и лечение после тяжелых ранений. На первом фото он юный, двадцатилетний, красивый, с другой — смотрит словно сорокалетний человек с печатью пережитых страданий. Вот в этом наиболее ярко замечаются страшные проявления войны, ее нечеловеческое лицо.
Снимков, которые сегодня можно назвать историческими, в разделе немало: земляки на улицах Берлина, по дороге домой, радость встречи.
Послевоенная колхозная жизнь отражена также в галерее снимков. Вот первая техника коллективных хозяйств – грузовики и гусеничные тракторы, правда, на балансе МТС. «Когда подходим со школьниками к этим стендам, часто спрашиваю, знают ли они, что такое МТС, — рассказывает Александр Степанович. - Смотрят удивленно, берутся за телефоны. Тогда объясняю, что колхозы обслуживала техника машинно-тракторных станций. Первые колхозы не могли себе позволить приобрести грузовик либо трактор, техника была общей. А на снимках работавшие на ней земляки. МТСы тогда были авторитетными организациями, даже свои газеты имели, многотиражки».
На снимках того периода доярки, которые еще доили коров вручную. 25 коров в группе, их нужно было два, а то и три раза в день подоить. А работники здешние были знатные. Даже те из земляков, кто где-то ехал после окончания учебных заведений, определялись в бывшей большой стране. Газетная вырезка с фотографией рассказывает о землячке, которая после железнодорожного техникума была направлена в Читу. Очерк о ней был подписан сотрудником Читинского обкома ВЛКСМ. Выходцы из Ружанщины отмечались наградами и на освоении целины, на строительстве БАМа. Ряд различных грамот, благодарственных писем они передали в музей.
— Сейчас сюда приходят ученики всех классов на тематические уроки, на занятия в формате ШАГ. Приходят ученики других школ. Дети задают много вопросов, и это приятно, — говорит учитель. - Стараемся с ними рассуждать, искать параллели между историей деревни и историей страны, иногда направляю их к книгам, историческим источникам. Нашу книгу отзывов уже саму можно считать экспонатом. В ней записи людей из многих стран мира, дальнего и ближнего зарубежья. Музей открыт в 1985 году. Иногда нам говорят, что пора провести модернизацию. Но дело не только в финансах. Многие снимки, документы, материалы так прикреплены к стендам, что мы рискуем их потерять, если задумаем перенести на новую поверхность. По-моему, главное все же содержание, а не форма. Важно сохранить то, что было собрано за десятилетия Верой Викторовной, ее коллегами и единомышленниками, подытожил свою краткую экскурсию учитель.
Вера Терехова – человек на Пружанщине известный. Добрых полвека она является внештатным автором районной газеты, пишет интересные статьи по краеведению. Сколько новых имен открыто, сколько забытых или неизвестных эпизодов из прошлого восстановлено!
Родилась она в Пскове. Мать со вторым мужем, офицером, перед самой войной выехала в Брест, Вера оставалась с бабушкой. Совсем маленькой девочкой могла бы стать узником известного детского концлагеря Саласпилс в Латвии, но с группой детей в последний момент была спасена тамошней православной общиной и вывезена в Восточную Пруссию. Жили на хуторах у хозяев вплоть до самого освобождения. Поэтому и имеет статус малолетнего узника. С матерью встретилась уже после войны, переехала к ней в Брест. Интересное обстоятельство рассказала Вера Викторовна. Когда после окончания школы она поступала на истфак БГУ, ей пришлось замалчивать тот факт, что малым ребенком была принудительно вывезена и некоторое время жила в Германии, иначе бы в число студентов не попала... Теперь это тоже история.
Выпускницей университета не искала возможности остаться в Минске, например, устроиться в музее, как делали многие однокурсники, а с радостью поехала в деревенскую школу. Здесь, кстати, встретила и свою судьбу. Ее мужем стал Степан Семенович Кречко, который потом 33 года возглавлял школу, стал заслуженным учителем БССР. Своей жаждой к изучению истории, собирательством заразила сначала мужа, потом коллег, учеников.
— У нас были краеведческие классы, — рассказывает почтенный ветеран труда. - Мы ходили, записывали воспоминания, искали свидетелей, очевидцев, участников событий, собирали, обобщали, оформляли. А еще ездили на экскурсии по всей большой стране, Брестскую крепость посещали каждый год. Сейчас бывшие выпускники заходят, не забывают своего педагога, звонят, присылают открытки.
Все время учительница вела большую исследовательскую работу, печаталась в районной, областной газетах, в журналах. Благодаря ей белых пятен в истории Ружанщины, да и Пружанщины, стало намного меньше. Вот и совсем недавно в районке вышла интересная статья Веры Тереховой о бывшем директоре Государственного художественного музея, уроженке Пружан Елене Аладовой.
Сейчас Вера Викторовна заканчивает подготовку новой книги, рабочее название «Страницы прошлого Пружанщины». Там собран эксклюзивный материал про великих людей, кто здесь некоторое время жил и работал, про населенные пункты, малоизвестные страницы из истории войны – словом, книга обещает стать очень интересной. Нет только спонсора. Но автор настроена решительно. Если и не найдется спонсор, она будет откладывать деньги с пенсии, чтобы хоть небольшим тиражом издать книгу. У ветерана-педагога много планов, задумок, на ее рабочем столе наброски новых статей, материалы, тетради с записями, блокноты. Вера Викторовна очень радуется, что созданный ею музей живет, развивается, востребован.
Светлана ЯСКЕВИЧ
«Пока у нас такой сильный лидер, все у нас будет хорошо!».
Впечатления тех, кто наблюдал за торжеством в регионах.
Оно не является населенным пунктом.