Вы здесь

В плену мира декораций. Иван Рогатень полвека отдал работе в кино


Иван Рогатень полвека отдал работе в кино. Однако он принадлежит людям, которые никогда не заявляют вслух о содеянном. Может, потому что художник-декоратор – профессия тех, кто, как правило, всегда остается за кадром... Наш герой участвовал в создании десятков кинолент, работал с выдающимися режиссерами, среди которых были Виктор Туров, Валерий Рубинчик, Лев Голуб и другие, был знаком и дружил с известными актерами. Но остался скромным человеком, который сегодня может часами рассказывать о кино и его закулисье.


Друзья до кино доведут

Недавно на киностудии «Беларусьфильм» разместилась персональная выставка Ивана Александровича «50 лет в кино». Раньше работы художника-декоратора можно было увидеть в стенах Музея истории белорусского кино, а теперь они переместились туда, где когда-то все начиналось. Хотя нет, все же стоит отмотать еще на несколько лет раньше... С детства парень любил рисовать. Вспоминает даже, как однажды был готов отказаться от похода на спектакль, чтобы получить вместо этого цветные карандаши. В итоге получил и то, и другое. В семье Иван родился младшим из пяти детей.

– Родителям было тяжело (папа после войны имел инвалидность по зрению), поэтому так и сложилось. Сам я родом из деревни Зарубчики Глубокского района, что на Витебщине. Старшая сестра Мария была учительницей и сначала забрала меня к себе, а потом и поспособствовала, чтобы учился в Ошмянской школе-интернате, куда я попал в шестом классе, как ее только открыли, - вспоминает Иван Александрович. - Мне там нравилось, потому что я парень был активный. Был в школе оформителем стендов. Легко влился в коллектив. Там мы имели возможность заниматься музыкой, и я играл в оркестре. Капельмейстер у нас был требовательный: если «дал петуха» (сбился), то сразу готовься чистить трубу.

То ли упомянутый руководитель оркестра, или вообще учеба далеко от дома воспитали в юноше дисциплину и требовательность к себе. А интерес и желание развиваться появились у него после знакомства с одним художником и прихода в их школу преподавателя рисования.

– С тем преподавателем мы подружились. Он давал мне задания, и я рисовал геометрические фигуры, натюрморты. А поскольку Ошмяны находятся в 50 километрах от Вильнюса, то, бывало, вместе ездили туда в воскресенье. Там я наслаждался архитектурой, а потом приезжал и рисовал.

Надо сказать, что попытки юного талантливого парня заметили. И как раз в выпускном классе в 1964 году о нем написали статью «Мечта о голубых городах» в газете «Знамя юности». Впоследствии было поступление на архитектурный факультет Политехнического университета. Но в переходный период начались у Ивана Александровича проблемы со здоровьем, ведь у него порок сердца. Взял «академку» сначала, а потом все же продолжил учебу. На четвертом курсе друзья подбросили ему идею подработать на «Беларусьфильме».

– Учился со мной Слава Марухин (его брат Юра был оператором), и мы дружили. Так с ними и пришел в 1968 году на фильм «Мы с вулканом», который снимали в Брестской крепости. И уже после окончания университета, поскольку видели, что парень легкий на подъем и быстро все выполняю, я получил приглашение на картину «я, Франциск Скорина...». Исторический фильм, было много декораций! И я загорелся, - рассказывает художник. - Строили Ягеллонский университет, делали печатный станок. Так я и остался в плену мира декораций.

Сегодня на счету художника работа во многих знаменитых кинолентах и с известными режиссерами.  «Могила Льва» (В. Рубинчик), «Полонез Огинского» (л. Голуб), «Пламя» (В. Четвериков), «Шляхтич Завальная» (В. Туров), «В августе 44-го» (М. Пташук), «Вольф Мессинг» (В. Краснопольский), «Угрум-река» (Ю. Мороз), список этот можно продолжать долго, но никогда не знаешь, были бы все они такими, какими есть, если бы не преданная и слаженная работа каждой команды их создателей.

– Есть закон в нашей профессии: если ты за собой оставляешь хвост халтуры, то потом тебя снова работать уже не позовут. Так в принципе и в любой работе, если делаешь качественно, то обязательно поинтересуются, кто это сделал. И тогда, заканчивая один фильм, идешь сразу на другой, — продолжает свой рассказ Иван Александрович. - После «Могилы льва» получил я приглашение на картину «Полонез Огинского». Фильм о войне, а съемки проходили в Жировичах. И на том фильме и женился. В том месте, где мы снимали кино, через дорогу был универмаг. Увидел там красивую девушку и начал ее обхаживать. Так за два месяца мы и подружились, а в ноябре устроили свадьбу. Уже 25 лет, как я остался без своей Лидии Петровны, она умерла в 47 от инсульта. Для меня это была и есть очень большая потеря.

 

Самая ценная награда

Несмотря на печальные эпизоды жизни, много в нем было доброго и светлого, что и по сей день греет душу воспоминаниями. Пара вырастила двух дочерей, одна из которых, Ольга, как и папа, закончила архитектурный. Есть внуки, и они также проявляют интерес и способность к рисованию. И сам Иван Александрович поддерживает творчество. Он без преувеличения человек с золотыми руками. Способен находить художественные решения для замыслов режиссера и воплощать их в реальности.

– Я буквально со всеми режиссерами сотрудничал, кто работал на «Беларусьфильме», и у каждого постиг свою школу мастерства. Каждый раз, когда начинается работа над новым фильмом, я включаюсь в поиск информации и ее изучение. Как только приступили к съемкам «Вольфа Мессинга», то я купил книгу «Архитектура деревянных синагог» и изучал ее, чтобы иметь более четкое представление об этих сооружениях. В том же интернете сейчас много всего, но по сути из десяти страниц написанного тебе может пригодиться от силы одна. Меня ценили всегда еще и за то, что все делал вручную, а не на компьютере. Мне было достаточно набросок получить от художника или режиссера — и дальше я все доделываю сам.

Вспоминает художник-декоратор и свою работу в Москве, где делал дизайн экспозиции белорусского павильона на выставке «60 лет советского кино»:

– Все киностудии Советского Союза представляли что-то свое, и нужно было построить натурную декорацию и внутри украсить павильон. Украинцы мазанку строили, кто-то юрты делал, а мы решили смастерить партизанский лагерь. Там был художник Ганкин Евгений Маркович, и с ним нам и нужно было реализовать задуманное. Сделали все, как положено: землянку, кузницу с мехами, печь смастерили, которую можно было даже топить. Я туда два лесовоза леса привез. После экспозиции москвичи к нашей декорации водили посетителей еще несколько месяцев и деньги зарабатывали.

А Ивана Александровича за ту работу наградили золотой медалью ВДНХ СССР. Но когда слышишь, с какой любовью и нежностью рассказывает Иван Рогатеня о каждой киноленте, к созданию которой имел отношение, то понимаешь, что все они и каждая в отдельности — его большая и самая ценная награда.

– Я просто работал и делал в кино свое дело и никогда особо не высовывался. За жизнь я прошел послевоенное время, застал коммунизм, помню Карибский кризис... Вот это 1973 год, - продолжает мой собеседник, когда мы подходим к очередному стенду. - Делали по заказу Машерова большую картину. И там есть по сценарию эпизод, когда танк прямой наводкой бьет по дому. Купили специально для этого дом, перевезли в нужное место. Камеру поставили метров в десяти от места взрыва. Пиротехники заложили взрывчатку, подрезали балки, но единственное мы не учли: что некуда будет деваться взрывной волне. И уже во время съемок пошла она на камеру. Хоть и спрятали мы технику в колодце за стеклом, но волной их снесло. Повредился дорогой объектив... А вот фильм «Франц и Полина». Я для него целую деревню под Минском построил. Накануне съемок мы приехали с режиссером в то место, и я рассказал о своей идее. Он закрыл глаза, включил воображение и дал добро на реализацию. Когда же ее в кадре сжигали, то мне очень жалко было.

Без фантазии настоящего не создашь

Кстати, во «Франце и Полине» художник-декоратор даже снялся в роли полицая. А поскольку роль была с текстом, то по тому времени даже хорошо заплатили за нее. За каждым из десятков фильмов, где работал Иван Александрович, стоит своя история. Приходилось и зимой окопы копать, и строить кабинет Сталина, делать военный самолет времен Первой мировой войны либо сооружать водопад...

– В 1976-м снимали «Венок сонетов» с Рубинчиком. Поехали в Кенигсберг и выбрали там натуру. А после возник вопрос, как установить скульптуру Пушкина. Вес ее был более 150 килограммов. Начали думать, как поднять скульптуру. И тут я заметил лебедку строительного крана «Пионер». Только вот проблема, что он с мотором, а значит, нужно подключение к электричеству. Обратились в местную районную электросеть, где нам помогли. Заключили договор и заплатили 320 рублей, а после нас подключили к узлу неподалеку от съемочной площадки. Теперь есть что вспомнить.

Много эпизодов в кадре и много впечатлений на съемочной площадке. Кино — это же работа в коллективе. И художник-декоратор сталкивается в том числе и с актерами. Бывает, что люди начинают дружить, а потом с радостью встречаются на других картинах. Так, Иван Александрович с теплотой вспоминает свои знакомства, встречи и работу с Владиславом Галкиным, со Светланой Ивановой, Львом Дуровым, к которому даже ездил в Москву в гости, и с множеством других интересных людей.

– Я ценю людей, которые умеют вливаться в группу. А не так, чтобы вели себя, словно они приехали на площадку с номера люкс и всем нужно держаться от них в стороне, — говорит Иван Александрович. - А что касается конкуренции среди коллег, то у меня есть ученики, которые мне помогают. Я сразу вижу, работают ли у человека руки и голова. И «сачков» замечаю. Поэтому в моей команде всегда те люди, которым могу довериться и которым доверяю. В наше время много «мышиных» художников, которым помогает компьютер, но как нет фантазии, то ничего настоящего и большого не получится...

Алена ДРЯПКО

Фото из архива героя

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.