Вы здесь

В плену мира декораций. Иван Рогатень полвека отдал работе в кино


Иван Рогатень полвека отдал работе в кино. Однако он принадлежит людям, которые никогда не заявляют вслух о содеянном. Может, потому что художник-декоратор – профессия тех, кто, как правило, всегда остается за кадром... Наш герой участвовал в создании десятков кинолент, работал с выдающимися режиссерами, среди которых были Виктор Туров, Валерий Рубинчик, Лев Голуб и другие, был знаком и дружил с известными актерами. Но остался скромным человеком, который сегодня может часами рассказывать о кино и его закулисье.


Друзья до кино доведут

Недавно на киностудии «Беларусьфильм» разместилась персональная выставка Ивана Александровича «50 лет в кино». Раньше работы художника-декоратора можно было увидеть в стенах Музея истории белорусского кино, а теперь они переместились туда, где когда-то все начиналось. Хотя нет, все же стоит отмотать еще на несколько лет раньше... С детства парень любил рисовать. Вспоминает даже, как однажды был готов отказаться от похода на спектакль, чтобы получить вместо этого цветные карандаши. В итоге получил и то, и другое. В семье Иван родился младшим из пяти детей.

– Родителям было тяжело (папа после войны имел инвалидность по зрению), поэтому так и сложилось. Сам я родом из деревни Зарубчики Глубокского района, что на Витебщине. Старшая сестра Мария была учительницей и сначала забрала меня к себе, а потом и поспособствовала, чтобы учился в Ошмянской школе-интернате, куда я попал в шестом классе, как ее только открыли, - вспоминает Иван Александрович. - Мне там нравилось, потому что я парень был активный. Был в школе оформителем стендов. Легко влился в коллектив. Там мы имели возможность заниматься музыкой, и я играл в оркестре. Капельмейстер у нас был требовательный: если «дал петуха» (сбился), то сразу готовься чистить трубу.

То ли упомянутый руководитель оркестра, или вообще учеба далеко от дома воспитали в юноше дисциплину и требовательность к себе. А интерес и желание развиваться появились у него после знакомства с одним художником и прихода в их школу преподавателя рисования.

– С тем преподавателем мы подружились. Он давал мне задания, и я рисовал геометрические фигуры, натюрморты. А поскольку Ошмяны находятся в 50 километрах от Вильнюса, то, бывало, вместе ездили туда в воскресенье. Там я наслаждался архитектурой, а потом приезжал и рисовал.

Надо сказать, что попытки юного талантливого парня заметили. И как раз в выпускном классе в 1964 году о нем написали статью «Мечта о голубых городах» в газете «Знамя юности». Впоследствии было поступление на архитектурный факультет Политехнического университета. Но в переходный период начались у Ивана Александровича проблемы со здоровьем, ведь у него порок сердца. Взял «академку» сначала, а потом все же продолжил учебу. На четвертом курсе друзья подбросили ему идею подработать на «Беларусьфильме».

– Учился со мной Слава Марухин (его брат Юра был оператором), и мы дружили. Так с ними и пришел в 1968 году на фильм «Мы с вулканом», который снимали в Брестской крепости. И уже после окончания университета, поскольку видели, что парень легкий на подъем и быстро все выполняю, я получил приглашение на картину «я, Франциск Скорина...». Исторический фильм, было много декораций! И я загорелся, - рассказывает художник. - Строили Ягеллонский университет, делали печатный станок. Так я и остался в плену мира декораций.

Сегодня на счету художника работа во многих знаменитых кинолентах и с известными режиссерами.  «Могила Льва» (В. Рубинчик), «Полонез Огинского» (л. Голуб), «Пламя» (В. Четвериков), «Шляхтич Завальная» (В. Туров), «В августе 44-го» (М. Пташук), «Вольф Мессинг» (В. Краснопольский), «Угрум-река» (Ю. Мороз), список этот можно продолжать долго, но никогда не знаешь, были бы все они такими, какими есть, если бы не преданная и слаженная работа каждой команды их создателей.

– Есть закон в нашей профессии: если ты за собой оставляешь хвост халтуры, то потом тебя снова работать уже не позовут. Так в принципе и в любой работе, если делаешь качественно, то обязательно поинтересуются, кто это сделал. И тогда, заканчивая один фильм, идешь сразу на другой, — продолжает свой рассказ Иван Александрович. - После «Могилы льва» получил я приглашение на картину «Полонез Огинского». Фильм о войне, а съемки проходили в Жировичах. И на том фильме и женился. В том месте, где мы снимали кино, через дорогу был универмаг. Увидел там красивую девушку и начал ее обхаживать. Так за два месяца мы и подружились, а в ноябре устроили свадьбу. Уже 25 лет, как я остался без своей Лидии Петровны, она умерла в 47 от инсульта. Для меня это была и есть очень большая потеря.

 

Самая ценная награда

Несмотря на печальные эпизоды жизни, много в нем было доброго и светлого, что и по сей день греет душу воспоминаниями. Пара вырастила двух дочерей, одна из которых, Ольга, как и папа, закончила архитектурный. Есть внуки, и они также проявляют интерес и способность к рисованию. И сам Иван Александрович поддерживает творчество. Он без преувеличения человек с золотыми руками. Способен находить художественные решения для замыслов режиссера и воплощать их в реальности.

– Я буквально со всеми режиссерами сотрудничал, кто работал на «Беларусьфильме», и у каждого постиг свою школу мастерства. Каждый раз, когда начинается работа над новым фильмом, я включаюсь в поиск информации и ее изучение. Как только приступили к съемкам «Вольфа Мессинга», то я купил книгу «Архитектура деревянных синагог» и изучал ее, чтобы иметь более четкое представление об этих сооружениях. В том же интернете сейчас много всего, но по сути из десяти страниц написанного тебе может пригодиться от силы одна. Меня ценили всегда еще и за то, что все делал вручную, а не на компьютере. Мне было достаточно набросок получить от художника или режиссера — и дальше я все доделываю сам.

Вспоминает художник-декоратор и свою работу в Москве, где делал дизайн экспозиции белорусского павильона на выставке «60 лет советского кино»:

– Все киностудии Советского Союза представляли что-то свое, и нужно было построить натурную декорацию и внутри украсить павильон. Украинцы мазанку строили, кто-то юрты делал, а мы решили смастерить партизанский лагерь. Там был художник Ганкин Евгений Маркович, и с ним нам и нужно было реализовать задуманное. Сделали все, как положено: землянку, кузницу с мехами, печь смастерили, которую можно было даже топить. Я туда два лесовоза леса привез. После экспозиции москвичи к нашей декорации водили посетителей еще несколько месяцев и деньги зарабатывали.

А Ивана Александровича за ту работу наградили золотой медалью ВДНХ СССР. Но когда слышишь, с какой любовью и нежностью рассказывает Иван Рогатеня о каждой киноленте, к созданию которой имел отношение, то понимаешь, что все они и каждая в отдельности — его большая и самая ценная награда.

– Я просто работал и делал в кино свое дело и никогда особо не высовывался. За жизнь я прошел послевоенное время, застал коммунизм, помню Карибский кризис... Вот это 1973 год, - продолжает мой собеседник, когда мы подходим к очередному стенду. - Делали по заказу Машерова большую картину. И там есть по сценарию эпизод, когда танк прямой наводкой бьет по дому. Купили специально для этого дом, перевезли в нужное место. Камеру поставили метров в десяти от места взрыва. Пиротехники заложили взрывчатку, подрезали балки, но единственное мы не учли: что некуда будет деваться взрывной волне. И уже во время съемок пошла она на камеру. Хоть и спрятали мы технику в колодце за стеклом, но волной их снесло. Повредился дорогой объектив... А вот фильм «Франц и Полина». Я для него целую деревню под Минском построил. Накануне съемок мы приехали с режиссером в то место, и я рассказал о своей идее. Он закрыл глаза, включил воображение и дал добро на реализацию. Когда же ее в кадре сжигали, то мне очень жалко было.

Без фантазии настоящего не создашь

Кстати, во «Франце и Полине» художник-декоратор даже снялся в роли полицая. А поскольку роль была с текстом, то по тому времени даже хорошо заплатили за нее. За каждым из десятков фильмов, где работал Иван Александрович, стоит своя история. Приходилось и зимой окопы копать, и строить кабинет Сталина, делать военный самолет времен Первой мировой войны либо сооружать водопад...

– В 1976-м снимали «Венок сонетов» с Рубинчиком. Поехали в Кенигсберг и выбрали там натуру. А после возник вопрос, как установить скульптуру Пушкина. Вес ее был более 150 килограммов. Начали думать, как поднять скульптуру. И тут я заметил лебедку строительного крана «Пионер». Только вот проблема, что он с мотором, а значит, нужно подключение к электричеству. Обратились в местную районную электросеть, где нам помогли. Заключили договор и заплатили 320 рублей, а после нас подключили к узлу неподалеку от съемочной площадки. Теперь есть что вспомнить.

Много эпизодов в кадре и много впечатлений на съемочной площадке. Кино — это же работа в коллективе. И художник-декоратор сталкивается в том числе и с актерами. Бывает, что люди начинают дружить, а потом с радостью встречаются на других картинах. Так, Иван Александрович с теплотой вспоминает свои знакомства, встречи и работу с Владиславом Галкиным, со Светланой Ивановой, Львом Дуровым, к которому даже ездил в Москву в гости, и с множеством других интересных людей.

– Я ценю людей, которые умеют вливаться в группу. А не так, чтобы вели себя, словно они приехали на площадку с номера люкс и всем нужно держаться от них в стороне, — говорит Иван Александрович. - А что касается конкуренции среди коллег, то у меня есть ученики, которые мне помогают. Я сразу вижу, работают ли у человека руки и голова. И «сачков» замечаю. Поэтому в моей команде всегда те люди, которым могу довериться и которым доверяю. В наше время много «мышиных» художников, которым помогает компьютер, но как нет фантазии, то ничего настоящего и большого не получится...

Алена ДРЯПКО

Фото из архива героя

Выбор редакции

Общество

Приемная кампания: кто штурмовал вузы? Рекорды и антирекорды

Приемная кампания: кто штурмовал вузы? Рекорды и антирекорды

В БГУ 82% зачисленных на первый курс набрали 300 баллов и более.

Калейдоскоп

Состав для дачника. Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму

Состав для дачника. Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму

Советы от практиков, как лучше сохранить урожай на зиму.