Вы здесь

Анастасия Маринина о спортивном менеджменте и как он развивается в Беларуси


Захватывающие соревнования, незабываемые эмоции, необычные победы и горькие поражения — то, что видят и любят спортивные любители. Но и в подтрибунных помещениях стадионов кипит не менее интересная жизнь. За красивой спортивной картинкой стоит большой труд многих людей: менеджеров, журналистов, администраторов, судей, юристов.

Как правило, их имен не знают. А они делают все, чтобы публика знала имена своих спортивных героев. Что такое спортивный менеджмент и как он развивается, рассказала генеральный секретарь — исполнительный директор Белорусской федерации баскетбола Анастасия Маринина.


— Анастасия Владимировна, на ваш взгляд, как сегодняшняя сложная ситуация в спорте изменила работу спортивного менеджера?

— Менеджер на то и менеджер, чтобы быстро адаптироваться и перестраиваться с учетом перемен. Самая главная задача менеджера — организовать процесс и построить все цепочки, которые позволят прийти к поставленной цели. Мы были готовы к отстранению наших команд от международных стартов. С российскими коллегами мы активно сотрудничаем с 2018 года, у нас есть соглашение с судейской коллегией, мы работаем с Центром современных спортивных технологий «Росэнергоатом». В 2019 году заключили соглашение с Российской Федерацией баскетбола. В целом у нас налажено хорошее сотрудничество с Россией. Теперь нужно это сотрудничество перевести на уровень спорта высоких достижений. Конечно, мы не забываем о резерве, который является самой важной частью всей спортивной цепочки. Мы перестраиваем свою работу. Но она остается максимально направленной на потребности спортсменов, чтобы они могли прогрессировать и давать своим странам нужный результат.

— В общем, в Беларуси работает институт спортивного менеджмента?

— Второе образование по специальности «Спортивный менеджмент и маркетинг» я получала в нашем университете физической культуры. Выбор специальности сразу после школы иногда бывает бессознателен. А когда получаешь второе образование, уже относишься более критично, забираешь только то, что нужно. Даже критически оценивая, скажу, что у нас отличные преподаватели. Мы изучали законодательную базу, маркетинг, менеджмент, анатомию, физиологию — и все это от лучших специалистов страны. Если человеку это не нужно, если он не хочет быть спортивным менеджером, от одного замечательного учебного заведения он хорошим менеджером не станет. На первом месте должно быть желание, на втором — способности. По моему мнению, менеджер-специалист, имеющий аналитическое мышление, умеет планировать время и организовывать процессы. Не каждый на такое способен, и это нормально. Один будет хорошим менеджером-исполнителем, второй — менеджером-руководителем. Один будет генерировать идеи, второй — их реализовывать.

— Вы в федерации баскетбола креативщик или исполнитель?

— У нас нет разделения на тех, кто выполняет, и тех, кто креативит. Если нужно, например, готовить площадку к мероприятию, это делают все. У нас полная взаимоподдержка и настоящая командная работа, что мне очень нравится. Все готовы работать и в нерабочее время, жертвуя своим личным временем. Когда к нам приходит новый человек, сразу предупреждаем, что у нас нет такого понятия, как отпуск или «на часах шесть вечера, и я иду домой». И не потому, что у нас такое злое руководство. Почти все соревнования проходят вечером или в выходные дни. Любой, кто работает в спорте: то ли журналистика, менеджмент, тренерская работа, — понимают, что выходных и свободных дней почти нет. В это время проходят соревнования, ведь так удобно для целевой аудитории — любителей. В отпуск каждый сотрудник Федерации идет с ноутбуком, всегда остается на связи. Ни один спортсмен или команды не должны страдать из-за того, что кого-то нет в офисе. Но тут все фанаты своего дела, и проблем с этим нет.

— Как руководству построить работу команды так, чтобы она была готова работать без выходных и отдыха?

— Во-первых, мы сразу предупреждаем о такой функции. А во-вторых, к нам приходят люди, любимые в баскетбол, и они готовы работать в таком режиме. Конечно, у некоторых случается выгорание, и они увольняются, но через некоторое время возвращаются. Отработать в таком режиме даже несколько лет — колоссальный опыт. Европейские игры, чемпионаты мира, международные матчи — каждое из этих событий дает уникальный опыт, который потом будет полезен в любой сфере. Это и планирование, и организация мероприятий, выполнение протоколов, самоорганизация, принятие решений в экстренных ситуациях. Иногда случаются такие рабочие ситуации, что для того, чтобы их решить, нужно сделать чудо. Конечно, такая работа больше подходит для молодых людей, полных жизненных сил и энергии. Тем, кто хочет жить спокойно, такой ритм скорее всего не подойдет. Но для молодежи здесь будет столько драйва, столько всего интересного и необычного! И каждое проведенное мероприятие — плюс в карьеру и повод гордиться собой.

— Полезным опытом, наверное, будет и работа со спортсменами. Как известно, в спорте простых людей не бывает...

— Надо понимать, что весь спорт держится на спортсменах и тренерах. Это уникальные люди, творческие, с нестандартным мышлением и характером. И вся спортивная отрасль существует только потому, что есть они. Любой спортивный менеджер, судья, администратор — всего лишь обслуживающий персонал. Ни один менеджер не известен на весь мир так, как известный Лука Дончич, и ни один менеджер не привлекает внимание людей к баскетболу так, как он. И любой менеджер работает в спорте только потому, что есть такие гениальные спортсмены. И наша задача — сделать так, чтобы им было максимально комфортно. Люди приходят смотреть не на менеджеров или судей, а на спортсменов. Поэтому и существует спорт. Когда-то белорусские любители баскетбола приходили смотреть, как играет Анатолий Якубенко, теперь приходят смотреть на Анастасию Веремеенко, на нашу мужскую сборную.

— Анастасия Владимировна, кроме баскетбола, вы работали в легкой атлетике. Работа менеджера в разных видах спорта сильно отличается?

— Работая в легкой атлетике, я научилась всему, что сейчас могу как менеджер. Тогда в федерации легкой атлетики работала суперпрофессиональная команда. И мне было интересно все. Тогда я познакомилась со спецификой легкой атлетики. Она сложна тем, что имеет 47 видов. В каждом — свои особенности: начиная от психологии и заканчивая организацией соревнований. Но, если любишь спорт и понимаешь, как работает это пирамида, независимо от вида, всегда будет интересно работать, ведь есть направленность на результат. Каждый спортсмен, тренер, менеджер мечтают, чтобы были медали, победы — ради этого и работаем. И тот адреналин, который дает работа в спорте и вообще сам спорт, наверное, не заменишь ничем. Спортсмены каждый день проводят двукратные тренировки, не видят никакой другой жизни, кроме как на площадке, но они возвращаются в зал. Ведь таких эмоций, которые дает спорт, нигде никогда не испытаешь. Это такой позитивный наркотик.

— А ваш опыт работы пресс-секретарем Национального олимпийского комитета чему научил?

— С моей коллегой Риммой мы шутим, что после Национального олимпийского комитета у нас развилась «музейная болезнь». Когда я там работала, НОК переехал в новое здание. Игорь Анатольевич Рачковский поставил перед нами задачу сделать портретную галерею, а Максим Владимирович Рыженков — полноценный музей. Два руководителя, два вице-президента поставили такие большие задачи. Как это сделать, почти никто не знал. Мы посетили очень много музеев. Основным стал музей в Лозанне в штаб-квартире МОК. Мы смотрели все: на каких болтиках все держится, как организовано подсвечивание, как размещена информация, как она оформлена. С тех пор, когда я прихожу в музеи, первое, на что смотрю, — планировка, оформление помещения, из какого стекла выполнены витрины. Понимаю, какая огромная работа стоит за оформлением музея. Она включает и менеджмент, и маркетинг, ведь информацию нужно представить в наилучшем виде.

— Выезжая на Олимпийские игры, на чемпионаты мира, часто ли получается подсмотреть у зарубежных коллег что-то для своей работы?

— Куда бы я ни выезжала, всегда стараюсь увидеть то, что может пригодиться в моей работе. Даже в небольшой спортивной школе в маленьком городе можно увидеть, как организовать рабочий процесс и достигать успеха при минимальном финансировании, но с энтузиастами. Иногда в других странах я понимаю, что некоторые процессы у нас не приживутся. У нас просто разные менталитеты, люди по-разному воспринимают информацию. Например, белорусский баскетбол — женский. А на Западе делается ставка на мужской баскетбол, и девушки не собирают столько поклонников и не пользуются такой любовью, как наша команда. А наши умницы, красавицы собирают полный Дворец спорта. И когда я об этом рассказываю, зарубежные коллеги очень удивляются. Это наша фишка. И на этом можно строить маркетинг. В общем, во всем белорусском спорте лидируют девушки. Это наша специфика, и мы продвигаем именно женское лицо белорусского спорта.

— Анастасия Владимировна, в вашей жизни есть человек, на которого вы равняетесь?

— Когда слышу, что кто-то сделал себя сам, не верю в это. Каждый человек, встреченный в нашей жизни, чему-то учит. Конечно, изначально это родители. Я из спортивной семьи. Папа — экс-рекордсмен мира, мама — член сборной СССР по легкой атлетике. И любовь к спорту заложена у меня с детства. Когда я пришла на телевидение в качестве журналиста, Борис Герст и Владимир Госпитальников сделали все, чтобы я сформировалась как журналист. Когда перешла в «пишущую» журналистику, Юрий Волошин учил меня писать тексты так, что я плакала, так как думала, что ничего не получится, но это была прекрасная школа. Каждый человек в моей жизни чему-то научил. Сейчас это, конечно, Максим Владимирович Рыженков. Для меня он пример менеджера. Я всегда выбирала: не где работать, а с кем, для меня это очень важно. Профессиональные качества руководителя, коллег не должны вызывать сомнения. Я всегда приходила работать к сильному руководителю. Как и в агентство «Минск-Новости», когда его возглавлял Григорий Новиков, очень сложный человек. Но журналисты, прошедшие его школу, и сегодня вспоминают его добрым словом. Он был талантливым менеджером и высококлассным журналистом. Я шла работать в НОК потому, что там был Игорь Анатольевич Рачковский, в федерацию баскетбола — ведь там Максим Владимирович Рыженков — знала, что многому у них научусь.

— Возвращаясь к спорту, бытует мнение, что спорт сегодня — социальное явление и люди хотят получать удовольствие не только от соревнований. Поэтому организаторам турниров нужно думать над тем, как развлекать публику. Вы с этим согласитесь?

— Когда на площадке выступают команды среднего или низкого уровня, какие-то развлечения для зрителей имеют значение. Но если на площадке выступают команды топ-уровня или между собой соревнуются звезды, то все, что вокруг, для зрителей становится ненужным. Мы иногда думаем, что хороший буфет заменит спортивное шоу. Нет. Люди приходят посмотреть на звезд спорта. Когда «Цмоки-Минск» играют с «Борисфеном», на трибунах 2-3 тысячи человек. Если они будут играть с ЦСКА, людей придет вдвое больше. Любой болельщик хочет видеть победы своих спортсменов. Это продукт, который необходимо продавать. Если команды или спортсмены постоянно терпят неудачи — как ты их не раскручивай, какие развлечения ни придумывай, люди на соревнования ходить не будут.

— Актуальная тема личного бренда спортсменов. А есть ли смысл развивать бренд команды?

— Каждая команда имеет свой бренд. С одной стороны, это достижения команды, а с другой — работа клубов. «Цмоки-Минск» успешно продают спортивную экипировку со своим логотипом, и все дети хотят иметь майку, на которой написано «Цмоки-Минск». В ней они потом приходят на соревнования. А если говорить о бренде спортсмена... Сегодня сформировалось такое понятие, что спортсмен — это такой медийный образ, это то, как человек представлен в своих социальных сетях и медиа. Но часто в медиа и в жизни — два разных человека. Насколько важно развивать этот бренд, каждый решает сам. Но самое главное — оставаться человеком. Например, сейчас у нас три спортсмена борются с тяжелой болезнью. Им помогает вся команда, и финансово, и морально. Но не все это афишируют. Поэтому, когда остаешься человеком, пользуешься уважением в первую очередь среди своих коллег и тех, чья мысль для тебя важна. А общие массы... Здесь от любви до ненависти один шаг.

— Каковы ближайшие планы у федерации баскетбола и белорусских команд?

— Сейчас для нас самое главное — не потерять резерв национальной команды, а сделать его еще сильнее. Проектов очень много. Каждый день появляются новые идеи и проекты. Стартовала «Лига Палова», в Островце пройдет турнир по баскетболу 3х3, с 15 по 17 июля — Кубок памяти Семена Халипского. В следующем году Беларусь принимает ІІ игры стран СНГ, и наши спортсмены будут участвовать в соревнованиях по баскетболу 3х3. Наша задача — сделать так, чтобы наша хорошая команда стала суперхорошей. Расслабляться некогда.

Валерия СТЕЦКО

Фото из личного архива героини

Выбор редакции

Калейдоскоп

Весы — приятные новости, Лев — добрые дела. Гороскоп на следующую неделю

Весы — приятные новости, Лев — добрые дела. Гороскоп на следующую неделю

Овен. Понедельник принесет вам романтическое настроение, хотя нужно работать

Общество

Как «Звязда» в 90-ые годы возвращала с небытия имена героев ВОВ и отстаивала честь партизан

Как «Звязда» в 90-ые годы возвращала с небытия имена героев ВОВ и отстаивала честь партизан

Татьяна Подоляк на протяжении 20-летней работы в «Звязде» осуществила немало патриотических проектов.