Вы здесь

В ТЮЗ поставили спектакль по «Альпийской балладе» Быкова


В Театре юного зрителя 22 июня, в День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, состоялась премьера спектакля «Альпы. Сорок первый». Постановка, режиссером которой стала Татьяна Самбук, создана по мотивам повести Василя Быкова «Альпийская баллада». История рассказывает о двух пленных — Иване и Джулии, сбежавших из австрийского концлагеря в самый разгар Второй мировой войны.


Сцена, где происходит действие, условно разделена на две зоны. Первая – комната, залитая уютным, желтоватым от абажура светом. На стене — множество фотографий, на столе — стаканы с чаем и патефон. Атмосфера теплого, безопасного дома. В этой вселенной и существуют старые Иван и Джулия. Видно, что Джулия, роль которой щемяще исполняла заслуженная артистка Беларуси Вера Кавалерова, хорошо знает привычки Ивана: она, не задумываясь, кладет в его стакан необходимое количество сахара. Иван, которого заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко сыграл тепло, наделив своего героя юмором и сердечностью, предлагает: «Давай почитаем». С этого момента героев затягивает в водоворот далеких, тяжелых воспоминаний о войне. Зрительское внимание переключается на следующую сценическую зону, намного более аскетичную, чем предыдущая. Это опушка, вокруг несколько деревьев – голых, с угловатыми ветвями. Появляются два героя: это тоже Иван и Джулия, но молодые.

До этой встречи они не были знакомы. У Ивана прострелена нога — идти сложно, и он чуть не теряет сознание. Вдруг из ниоткуда встает девушка и бросается ему на помощь. Оказывается, что оба убегают из фашистского плена. И вот уже пару объединяет общая цель: дойти до перевала, а там уже будет и поддержка от партизан, и психологически проще — все же родная земля Джулии. Отношения парня и девушки разворачиваются постепенно. Анастасия Криштапович в роли Джулии трогательная и искренняя, вот она узнает, как зовут ее спутника, и с тех пор произносит его имя с ударением на первую букву. А вот Иван, которого сыграл Геннадий Горянский, вначале настороженно сдержан, угощает Джулию хлебом — отдавая последний кусок... Пара сближается не только благодаря романтическим чувствам, но и благодаря общей травме: войне, плену, потере дома.

В финальной части спектакля молодые люди почти доходят до перевала — мы его не видим, мы только знаем о его существовании со слов героев. Они представляют, каким будет их общее будущее: родится ребенок, который сделает первый шаг, отпустит воздушный шарик в небо, пойдет в школу и попросит помочь в математике. Иван и Джулия смеются. Понять, что что-то пойдет совсем не так, помогает свет. В комнате Из воспоминаний Ивана вдруг становится темно: сейчас рассмотреть фотоснимки, стол и патефон довольно сложно. Исчезают цвета и с лиц молодых Ивана и Джулии, они напоминают восковые маски. Действительно, хотелось бы отметить работу Александра Гарцуева, художника по свету спектакля «Альпы. Сорок первый», — это одна из сильных сторон постановки. Работа с освещением и оттенками построена таким образом, что напоминает спектакль внутри спектакля.

Ответ, почему гаснет свет в комнате Ивана, не заставляет себя долго ждать: парня убивают, а девушка спасается. В этот момент становится понятно, что старые Иван и Джулия — лишь фантазия, изображение, которое никогда не будет существовать в реальности. Не будет ни чая, ни музыки, ни совместного чтения книг. «В тот день я умерла вместе с ним», — говорит в конце спектакля уже старая Джулия.

Зрители остаются впечатлены... Спектакль по мотивам повести белорусского классика поставлен на русском языке и будет понятен широкому кругу зрителей, тому же российскому. Быкова можно понять на любом языке, хотя монолог, в котором Иван рассказывает о своей деревне, упоминает белорусские пейзажи и родной дом, был бы на языке оригинала более трогательный. Впрочем, думаю, что тем, кто присутствовал на спектакле, захочется перечитать произведения Василя Быкова и узнать больше о событиях нашей трагической истории.

Арина КАРПОВИЧ

Выбор редакции