Вы здесь

Выставка Ивана Козела «Манят родные просторы» работает последние дни


В экспозиции представлены живописные роботы художника 1996-2022 годов, посвященные архитектуре и природе Беларуси, — это 30 произведений, написанных по наработкам во время пленэров. Удалось ли художнику передать узнаваемый образ и колорит белорусского ландшафта? Постиг ли он философскую сущность окружающего мира?


«Земля родителей», 2019 г.

Так или иначе, точно одно — художник живет в мире, который видит своими глазами и чувствует своим сердцем. Нельзя сказать, что он копирует натуру (по крайней мере, некоторые зрители во время открытия выставки восклицали: «Это в Беларуси? Может ли такое быть?»), отражая различные состояния природы, как и нельзя отметить, что мир Ивана Козела совсем не похож на реальный и так близок каждому белорусу (хотя и в этом случае никто не собирается оспаривать наличие фантазии у художника). Как всегда, правда посередине: творец показывает, кажется, исключительно свою Беларусь. С одной стороны — кто из нас не видел, например, знаменитый монастырь над озером в Жировичах («Жировичская святыня», 1999)? Кто не знает о церкви в Сынковичах — один из самых старых готических православных храмов Беларуси («Церковь в Сынковичах», 2009)? Кто не слышал о Ракутевщине («На Ракутевщине лето», 2011)? Кого не манил стародавний и одновременно молодой Логойск («Логойский пейзаж», 1997)? Кого не очаровывали пейзажи Новогрудчины («Холмы Новогрудчины», 2022)? И с другой — пейзажи в чем-то неузнаваемые, может, где-то «додуманные», ярким примером чему служит работа «Золотые поля» (2016). Неожиданным и чуточку сложным для восприятия кажется «Август» (2009), полотно, на котором изображено что-то вроде хутора, окруженного со всех сторон ржаным полем. Возможно, к такой оценке направляет не в последнюю очередь «месторасположение» художника, своеобразный пункт наблюдения, расположенный на возвышенности, что влияет на масштаб картины. Стоит лишь немного его сдвинуть, спуститься с этого холма, и картина потеряет присущее ей обаяние, ее настроение кардинально изменится не в лучшую сторону. Видимо, поэтому этот прием – любимый у Ивана Козела, о чем свидетельствуют «Земля отцов» (2019), «Дятлово. Выпал снег», «Край Адама Мицкевича» (обе — 1999), «Идет весна» (2014) и особенно — «Цветут ильны на Дятловщине» (2021).

«Пришла зима», 2017 г.

Нельзя не заметить, что Иван Козел предпочитает диалогу с предшественниками и современниками. Разумеется, искусствоведы могут поспорить о первоисточнике, но глазу зрителя заметны параллели с мотивами полотен Леонида Щемелева. Речь прежде всего о картине «Пришла зима» (2017): повсюду снег, у реки еще видно трава, на втором плане — довольно большая деревня. Однако совсем другие составляющие обращают на себя внимание в данном контексте: мужчины, которые начинают потихоньку разбирать скирды, и лошадь, подпитываемая сеном. Именно последний становится центральным образом картины. К тому же присутствуют здесь приглушенные золотые оттенки, с которыми любил работать народный художник.

В произведениях можно проследить влияние еще одного знаменитого живописца — Бориса Аракчеева: в любви к природе в состоянии покоя, во внимании к ее незаметным нюансам, в принятии, кажется, не совсем привлекательных проявлений действительности. В этом русле вспоминаются работы «Лошица на стыке веков» (2016), «Земля в Орошанах. Кыргызстан» (1998) (работа стоит отдельно не только из-за обозначения локации), «Пейзаж с коровами» (1999), разные стилистически, однако такие близкие по настроению с пейзажами многих белорусских художников.

«Лошица на стыке веков», 2016 г.

Некоторые полотна просто просятся на сравнение. Далеко ходить не надо: «Деревенский мотив» (2010) Ивана Козела даже композиционно очень похож на произведение Владимира Трушина «Вечер» (1974), которое сейчас экспонируется на выставке «Степени мастерства» в Национальном художественном музее. Многие пейзажи по звучанию совпадают с лучшими живописными работами Виталия Цвирко. А уже упомянутая «Земля родителей» сообщает коды стольких произведений, что и перечислить невозможно. Любители могут представить. Кажется, Ивана Козела такие сравнения ни в коем случае не обидят и не огорчат. По всему видно, что художник-традиционалист и поклонник подобных творцов, классиков и современников. Из всего этого богатства нам остается только оценивать, сравнивать, выбирать. Позволяет это делать, кстати, еще одна выставка во Дворце искусства — к юбилею со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Там представлены пейзажи и авторство Ивана Козела родных мест классиков.

Так или иначе, верное еще одно обстоятельство: художник скромно и хладнокровно создает отдельный идеальный мир, в котором не найти потоков людской толпы. В представленных на выставке «Манят родные просторы» работах не виден город, а присутствующая деревня полнится немногочисленными живыми существами. И они всегда издалека. То ли стараются не мешать художнику, то ли автор сам не стремится приблизиться к ним, а только всматривается и хранит в памяти.

Евгения ШИТЬКО

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.