Вы здесь

Импортозамещение, образование и экологическая безопасность


На Форуме регионов обсудили состояние и перспективы импортозамещения в рамках Союзного государства в условиях санкций

На заседании соответствующей секции отмечалось, что сфера импортозамещения имеет немало проблемных вопросов. В их обсуждении приняло участие около 70 человек из числа представителей государственной власти и местного самоуправления, банков, коммерческих компаний, общественных объединений, интеграционных структур Беларуси и России. Спикеры обозначили важность адаптации экономики Союзного государства к новым реалиям и выразили необходимость в снятии барьеров для лучшей работы по замещению импорта.


Санкции со стороны Запада вынуждают Беларусь и Россию активно работать в сфере импортозамещения. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

Он заметил, что Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций. Это вынуждает адаптации планов по импортозамещению в новой реальности. Например, сейчас в России отдается внимание производству сырья и комплектующего оборудования, в которых страна нуждается. Подготовлены предложения по организации производства импортозамещающей продукции более чем на 220 площадках. Как подчеркнул российский спикер, Беларусь также находится под действием жестких санкций коллективного Запада. И это вынуждает ее активно работать в русле импортозамещения.

— В современный момент идет работа по перезагрузке кооперации России и Беларуси, — отметил Иван Абрамов. — Потенциал белорусской экономики имеет все возможности для импортозамещения необходимых российской экономике товаров и услуг. Одним из наиболее перспективных направлений являются информационные технологии. Кроме того, создано семь отраслевых групп для обеспечения импортозамещения в сфере легкой, химической промышленности, электроники и других направлений. Идет работа по созданию электронной площадки, где предприятия смогут подбирать партнеров.

Российская сторона даже приняла план первоочередных действий по обеспечению развития экономики в условиях внешнего санкционного давления, который на регулярной основе дополняется новыми мероприятиями. Они направлены на предоставление льгот импортозамещающего производства.

— Мы радикально сократили контрольно-надзорную деятельность, автоматически продлеваем лицензии, разрешения, упрощены процедуры подтверждения соответствия. Снят многие другие барьеры на пути импорта, упрощены бюджетные процедуры. Осуществляются программы поддержки некоторых отраслей — транспорта, АПК, промышленности, ІТ-отрасли. Активно идет выдача льготного кредитования в рамках программ. Все эти меры позволили сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, стабилизировать ситуацию в экономике, — сообщил представитель российского парламента. — В свою очередь, форум – та площадка, которая позволяет поделиться опытом и выработать конкретные меры по сверке наших шагов.

Защита внешнего рынка невозможна без координации работы в сфере импортозамещения Союзного государства, считает первый заместитель министра экономики Беларуси Юрий Чеботарь. Он акцентировал внимание на потенциале импортозамещения. По его словам, потенциал довольно широк и составляет до 60 млрд долларов. Для Беларуси цена вопроса – около 5 млрд. Для страны ключевой является производство двигателей, локомотивов, железнодорожных вагонов. В России есть потребность в транспортных средствах, оборудовании для сельского хозяйства. И главное направление – новые производства.

— Сейчас мы работаем над соответствующими договоренностями, пока есть наработки по 10 проектам, и работа продолжается. Особый акцент на те производственные объекты, которые будут иметь синергетический эффект, — подчеркнул Юрий Чеботарь. А его коллега, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач, уверен, что в энергетической сфере обеим сторонам необходимо разработать соглашение об объединении рынков газа, нефти, электроэнергии. Это позволит создать равные условия для хозяйствующих субъектов и в перспективе — запустить единые принципы ценообразования. Между тем, вопрос не такой простой.

Одна из программ направлена на формирование единой промышленной политики Союзного государства. По словам заместителя госсекретаря Союзного государства Владимира Амарина, работа министерств двух стран направлена на то, чтобы максимально задействовать совместный потенциал по замещению импортных поставок, которых не стало. В связи с этим в течение последнего периода на заседании рабочих групп Союзного государства активно рассматривались вопросы по импортозамещению. В их числе — развитие микроэлектронных технологий в промышленности, в частности, электронного машиностроения, развитие общей биржевой торговли. В поле зрения также — вопросы взаимопризнания банковских гарантий при госзакупках.

Наиболее значимые программы финансируются из союзного бюджета. Среди них — проект по созданию новых спинальных систем, которые направлены на замещение импортного и создание уникального оборудования и технологий в сельском хозяйстве и медицине. Например, в этом году начнется реализация трех новых программ, ориентированных на импортозамещение в отраслях микроэлектроники, в том числе систем для помощи водителям. Например, создание продуктов фотоники – высокоскоростных устройств обработки оптических сигналов, которые не уступают по уровню мировым аналогам. Космическая программа направлена на создание наноспутников маломерного экспериментального образца для мониторинга над атмосферой.

В следующем году планируется начать финансирование еще двух программ, одна из которых касается сферы АПК и позволит разработать современные рецептуры новых кормовых добавок комбикормов и инновационного оборудования для сельскохозяйственных животных. На перспективу рассматривается программа по разработке компонентов для солнечной энергетики. Цель программы – преодолеть техническое отставание от мировых аналогов. Чтобы ускорить их реализацию, ведется работа по упрощению и дебюрократизации самого процесса разработки программ Союзного государства. Отмечалось, что период подготовки должен составлять не более чем 12 месяцев.

Именно совместные проекты — тот инструмент, который содействует процессу импортозамещения. На это направлена и работа очередного IX Форума регионов Беларуси и России. Прогресс здесь очевиден. Например, сумма коммерческих контрактов на нем достигла 65 млрд российских рублей, или 1,2 млрд долларов США. География контрактов довольно обширна. Если раньше преобладали Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, сейчас выходят на подписание контрактов с дальневосточными регионами.

— Мы понимаем, что мир уже не станет таким, как был, поэтому важно выйти из глобальной трансформации сильнее и эффективнее, — высказала мнение председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец. — Вместе с тем, Россия и Беларусь пришли к необходимому движению в экономике задолго до нынешней ситуации. Подтверждение тому-28 союзных программ. Цель этих программ — сблизить экономики наших стран, привести к увеличению товарооборота.

По словам белорусского парламентария, товарооборот с Россией из года в год растет. За 2021-й он составил около 40 миллиардов долларов, что на 35% больше, чем в предыдущем 2020-м. За первый квартал текущего года показатель составил около 14 миллиардов долларов. И это тоже гораздо больше, чем в прошлом году.

— Действительно, российская сторона проявляет интерес к белорусской легкой промышленности, — обратила внимание участница секции, председатель концерна «Беллегпром» Татьяна Лугина. — Если раньше мы больше присутствовали на близких территориях, а за Уралом наше присутствие было ниже — в этом году есть вероятность открытия в далеких российских регионах оптовых пунктов нашего концерна. Многие россияне хотят видеть у себя качественную белорусскую продукцию. У нас в этом направлении хорошо развивается дизайнерская инициатива, средний бизнес, можно приобрести эксклюзивную одежду, хотя она и дороже. Сегодня созданы все условия для развития рынка легкой промышленности. Популярны такие бренды, как «Элема», «Галантея», с успехом выходящее на российский рынок предприятие «Калинка», планируется открытие нескольких магазинов предприятия «Світанак» в Санкт-Петербурге. Хороший спрос имеет белорусскую обувь — это тоже наш тренд. Как известно, Беларусь выпускает обувь из натуральной кожи, а не каждая страна может этим похвастаться. Сейчас мы отрабатываем возможности сотрудничества с Оренбургским регионом, российская делегация посетила Оршанский льнокомбинат, Камвольный комбинат и ОАО «Моготекс». И на каждом предприятии делаются заявки на наши товары.

Вместе с тем, есть необходимость признания на российском рынке общих прав по товарным позициям. Экономики должны быть в равных правовых условиях, считает глава «Беллегпрома», тогда и интеграционные процессы пойдут быстрее. Благодаря форуму можно придать импульс тому или иному Министерству.

Россияне соглашаются: спрос на белорусскую продукцию растет. Например, за четыре месяца этого года наблюдается рост торговли на 12% по сравнению с прошлогодним периодом. Увеличились закупки белорусских целлюлозно-бумажных изделий, продукции химического производства и транспортных средств, продовольственных товаров. Из России идет больше сельскохозяйственного сырья, металла. В прошлом году Беларусь заняла второе место по общему объему товарооборота с Московской областью. Действует около 170 соглашений с 70 субъектами России. Как отмечалось во время форума, с марта текущего года проходят регулярные встречи экономических ведомств двух стран, около 70 российских регионов уже представило перечень товаров, которые они хотели бы закупать в белорусских областях. За последние три месяца заключено около 400 контрактов с белорусскими партнерами с участием 25 субъектов хозяйствования России на сумму около 10 млрд рублей. Особый интерес наблюдается в размещении сборочных предприятий белорусской сельскохозяйственной и грузовой техники.

Маргарита УШКЕВИЧ


Научный потенциал двух стран будет использоваться активнее

Итогами заседания секции № 5 по теме «Интеграция системы высшего образования России и Беларуси: региональный аспект» стало подписание новых соглашений и укрепление уже существующих. Найдены новые партнеры, проработаны пути взаимодействия и обмена наработками. В обсуждениях будущих механизмов сотрудничества приняло участие около 80 специалистов в области высшего образования. Некоторые вузы вышли на связь в формате онлайн. По мнению участников, состоялся высококонструктивный диалог научных кругов на предмет обобщения наилучших достижений в науке и образовании.

— Беларусь и Россия осуществляют тесное и взаимовыгодное академическое и культурное сотрудничество в рамках Союзного государства на основе общего исторического наследия, — подчеркнул заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования, модератор секции с белорусской стороны Олег Дьяченко. — Такое сотрудничество является гарантом устойчивого, эффективного социально-экономического развития и научно-технического прогресса Союзного государства, способствует факторам сохранения и углубления дружественных отношений между народами двух стран. Участники заседания высказались за необходимость дальнейшей интеграции национальных систем высшего образования и формирование единого образовательного пространства Союзного государства. Это будет способствовать гармоничному и всестороннему воспитанию юношей и девушек, формировать у них общее высокопатриотическое сознание, что поможет эффективно противодействовать попыткам фальсифицировать факты истории.

В ходе работы секции было подписано 17 соглашений, из них шесть в режиме онлайн. Несколько серьезных проектов будут развивать Могилевский Белорусско-Российский университет и два высших учреждения Санкт-Петербурга — аграрный и политехнический университеты. С последним, например, подписан Договор о реализации образовательной программы в сфере наземных транспортно-технологических комплексов и зарубежного регионоведения.

Олег Дьяченко отметил, что в ходе работы секции был выработан перечень необходимых мер, которые планируется реализовать совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства до 2025 года. Это обеспечение расширенного межуниверситетского сотрудничества для наращивания потенциала в образовательной, научной и инновационной сферах; совершенствование практик совместных образовательных программ с возможностью выдачи студентам двух дипломов по наиболее востребованным специальностям высшего образования; расширение практики повышения квалификации руководителей, специалистов, педагогических кадров в учреждениях дополнительного образования и образовательных центрах Беларуси и России.

Нелли ЗИГУЛЯ


Экологические проблемы в последнее время используются в качестве инструмента манипулирования

В ходе секции «Сотрудничество Беларуси и России в условиях новой международной климатической повестки», состоявшейся во время Форума регионов Беларуси и России, были выработаны предложения по развитию взаимодействия двух стран в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития в условиях изменений климата. Интеграционные подходы по гармонизации подходов в решении природоохранных и климатических вопросов приобретают особое звучание в непростой международной политической и экономической ситуации.

Правовое регулирование

Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков отметил, что изменение климата входит в число ключевых глобальных проблем, которые ставят национальные экономики перед серьезными вызовами. «Справиться с ними возможно посредством создания условий для развития и использования зеленых технологий и экономики замкнутого цикла, — убежден сенатор. — Существенным условием для преодоления такого глобального вызова современности является создание справедливых и приемлемых, в том числе для стран со средним уровнем дохода, критериев доступа к международным климатическим финансовым механизмам и ресурсам».

При этом, по словам парламентария, климатическое регулирование необходимо сделать компромиссным, учитывая интересы и уровень развития разных стран. По линии зеленой повестки выработана правовая основа взаимодействия Беларуси и России, созданы и функционируют современные инструменты двустороннего сотрудничества, осуществляется совместное участие в международных экологических и природоохранных механизмах. В то же время решение актуальных проблем в сфере адаптации к изменениям климата обусловливает подготовку концептуально новой теоретической основы, гармонизацию соответствующих правовых требований в рамках Союзного государства, внесение необходимых изменений в национальное законодательство Беларуси и России.

Фактор сдерживания и ограничения

Участники секции сделали акцент на реализации Беларусью и Россией Парижского соглашения по климату, смягчении последствий изменений климата и адаптации к ним в условиях непростой международной и экономической обстановки. Как констатировал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин, в ситуации, когда беспрецедентно нарушаются общепризнанные нормы международного права, идет фронтальная атака против России и Беларуси, климатическая повестка может стать еще одним фактором сдерживания и ограничения возможностей нашего развития на международных рынках. «Поэтому оставлять без внимания климатическую повестку было бы серьезной ошибкой, — убежден он. — Мы должны двигаться вперед. В системе действующих так называемых правил, созданной нашими оппонентами, мы находимся в уязвимой позиции. Единственный правильный путь — добиваться лидерства, инициативы в мировой климатической повестке, формируя новые смыслы в условиях взаимодействия».

Также эксперт предупредил, что климатическая повестка будет использоваться для оказания экономического и политического давления, ограничения доступа российской и белорусской продукции на мировой рынок. «Необходимо выбрать активную стратегию, которая позволит Беларуси и России самостоятельно выбирать пути достижения целей по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере, при этом сохраняя свою экономику, укрепляя свои возможности и учитывая интересы собственных граждан, — резюмировал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. — В этом случае мы должны формировать собственный план работы и свое видение мировой климатической темы. Необходимые механизмы для этого есть как в рамках Союзного государства, так и Евразийского экономического союза».

Экологическая безопасность

— Климатическая политика, экологическая безопасность, зеленая, циркулярная экономика, сохранение биологического разнообразия — все эти вопросы в последние годы стали предметом правового регулирования в наших странах, — подчеркнул министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Худык. — В Беларуси в целях обеспечения национальных экологических интересов принят и реализовывается ряд стратегических документов. Одним из наиболее важных направлений сотрудничества Беларуси и России является достижение климатических амбиций 2030 и 2050 гг., подготовка совместной Дорожной карты по углеродному регулированию.

В частности, в сентябре 2021 года правительством Беларуси утвержден новый план, в соответствии с которым к 2030 году планируется сократить выбросы парниковых газов на 30% к уровню 1990 года. Свой вклад в разработку и реализацию отраслевых и региональных планов адаптации Союзного государства к изменениям климата внесет реализация мероприятий в рамках программы Союзного государства «Об обеспечении гидрометеорологической безопасности в условиях изменчивости и изменения климата на 2023 — 2027 годы». Ее результаты позволят обеспечить снижение потерь от воздействия негативных климатических изменений для населения и экономики Союзного государства, а также оценить новые возможности, открывающиеся с изменением климата в будущем.

Еще одно важное направление взаимодействия — повышение эффективности использования водно-ресурсного потенциала. «Республика Беларусь, как и Российская Федерация, имеют достаточно высокий уровень урбанизации, а соответственно, подобные проблемы с состоянием водных ресурсов на городских территориях, — заметил Андрей Худык. — Наиболее уязвимыми к климатическим изменениям являются малые водотоки и малые водоемы, а также источники, имеющие высокое экологическое градостроительное и электрификационное значение. Полагаем, что объединение усилий российских и белорусских ученых в рамках программы Союзного государства позволило бы определить научно обоснованные подходы к восстановлению водных объектов, провести комплексную оценку их экологического состояния, а также разработать комплекс мер по восстановлению и реабилитации водных объектов отдельных городов как России, так и Беларуси».

Как убежден заместитель министра природных ресурсов и экологии России Сергей Оноприенко, между нашими странами заложен огромный потенциал взаимовыгодного сотрудничества, основанного на исторически дружественных отношениях, проверенных годами. «Россия и Беларусь взаимодействует по целому ряду направлений, в том числе в природоохранной сфере, — уточнил он. — Нашей общей задачей является рациональное использование природных ресурсов, недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека. Российская Федерация и Республика Беларусь принимают существенные меры по борьбе с изменениями климата, снижению воздействия на окружающую среду многих факторов природного и техногенного характера».

Подтверждение этому — ряд стратегических документов, направленных на выполнение международных обязательств, обеспечение национальной безопасности, реагирование на основные экологические вызовы и угрозы. К ним добавились подписанные в ходе форума меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и администрацией Томской области, соглашение о сотрудничестве между республиканским унитарным предприятием «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный гидрометеорологический университет» и другое.

Специалистами в сфере окружающей среды также были выработаны предложения по совершенствованию стратегии Беларуси и России в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития в условиях новой климатической повестки.

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Общество

Уборочный марафон Николая Пригодича. Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн

Уборочный марафон Николая Пригодича. Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн

Опытный хлебороб первый на Гродненщине превысил намолот в четыре тысячи тонн.

Общество

Зарплаты педагогов, поддержка молодых и престиж профессии. Какие еще вопросы волнуют работников отрасли?

Зарплаты педагогов, поддержка молодых и престиж профессии. Какие еще вопросы волнуют работников отрасли?

На пленуме профсоюза работников образования обсудили насущные проблемы.