Вы здесь

К 105-летию «Звязды»


Об этом свидетельствует и встреча с участием жителей деревни Дворец по случаю 105-летия газеты. Такую серьезную дату старейшее республиканское издание страны отметит уже 9 августа.​


Конечно, уже никто из тех, кто сейчас живет во Дворце, не помнит, как в годы Великой Отечественной войны их деревню облюбовали партизаны, как устроили в одном из домов подпольную типографию и выпускали популярную до войны газету. Последний свидетель тех событий – кстати, сын хозяйки дома, где издавалась «Звязда»-партизанка, — Леонид Мигун не так давно ушел из жизни. Корреспондентам «Звязды» несколько лет назад посчастливилось с ним встретиться, а соответственно, узнать информацию о деятельности журналистов-подпольщиков из первых уст.

Когда в родительском доме разместилась подпольная редакция, Леониду Мигуну было четыре года. Помнил он немного, однако упомянуть было что. «Печатали «Звязду» ночью, — рассказывал корреспондентам Леонид Мигун. — Почему расположились в нашем доме? Ведь он стоял с краю, возле ольшаника: чтобы при необходимости можно было быстро убежать. Я помню станок, на котором печатали газету. Однажды ненароком вывернул шрифт, он рассыпался. Мне тогда хорошо влетело! После того никого к станку не подпускали».

После трагического провала издательской деятельности в оккупированном Минске в деревне Шестая бригада (ныне Дворец) Любанского района выпуск подпольной «Звязды» был возобновлен в январе 1943 года.

В соседней, где жила Мария Бубич, журналисты отдыхали. Внуки этих двух женщин, кстати, присутствовали на недавней встрече.

О том, что в деревне создается газета, которую так старательно искали фашисты, мало кто знал. К конспирации журналисты-подпольщики после провала издания газеты в Минске отнеслись уже серьезнее. Леонид Мигун о том, что делается в его доме, конечно, был в курсе. Он рассказывал, что журналисты просили малыша, чтобы никому не говорил о том, что они делают. И он молчал: даже детская душа понимала, что об этом посторонним не стоит знать. В результате многие односельчане только после войны узнали, что в нескольких шагах от них создавалась известная газета.

«Она была немного больше, чем ваш блокнот, — говорил Леонид Яковлевич, глядя на то, что я держала в руках. — Жаль, что умер редактор. Михаил Парфенович Барашков был хорошим, толковым мужчиной. Зато Емельян Шурпач жил долго-долго, после войны часто бывал у нас: видимо, тянуло его в эти места».

Михаил Парфенович Барашков был опытным знатоком слова: до войны он возглавлял популярную по тому времени молодежную газету «Чырвоная змена». Ее редактировал и в партизанской зоне — вместе со «Звяздой» и Любанской районной газетой «Зов Родины». Над выпуском трех газет работало всего несколько человек: бывший редактор Любанской районной газеты Филипп Костюковец, корреспондент довоенной «Советской Белоруссии» Георгий Щербатов, сотрудники Копаткевичской районной газеты Александр Сакевич, Николай Курика, Нина Цылько и Емельян Шурпач.

Последний — один из немногих, кому посчастливилось выжить. Более того, Емельян Шурпач работал в «Звязде» и после войны — вплоть до самой пенсии. Конечно, частым гостем он был и во Дворце, а также на острове Зыслов, где продолжалась издательская деятельность газеты. Вместе с редактором тогдашней «Звязды» Аркадием Толстиком и редактором «Чырвонай змены» Владимиром Касько в мае 1975 года открывал мемориальную доску на дому, где в годы войны некоторое время располагалась подпольная типография. Присутствовал во время того торжества и местный краевед, давний друг и подписчик нашей газеты Анатолий Величко, который на то время являлся секретарем парторганизации совхоза «Городячий». Именно он вместе с библиотекарем Городячицкой сельской библиотеки Светланой сединой организовал встречу жителей Дворца, которая состоялась там на днях по случаю 105-летия «Звязды».

— Присутствовала на открытии вывески и хозяйка дома, где создавалась «Звязда», Марфа Мигун, — вспоминает Анатолий Величко. — Правда, жила она уже в новом здании — за то, что в годы войны не побоялась и предоставила подпольщикам свое жилье, государство построило ей новый дом. Именно на ее стенах и появилась вывеска. Сейчас там хозяйничают другие люди.

Нет уже ни Емельяна Шурпача, ни Леонида Мигуна, ни его матери — вообще никого, кто являлся свидетелем этого благородного дела — доносить населению правдивую информацию, рискуя жизнью. Зато есть жители Любанщины, которые хорошо знакомы с историей одного из старейших изданий страны, чтут память людей, что в чрезвычайно сложных условиях доносили белорусам слова правды и поддержки, мобилизовали их на борьбу с врагом, вселяли надежду на победу. И она действительно состоялась!

Вероника КАНЮТА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.