Родился... Как будто искорка из купальского костра — очищающая и горячая: она выжигает лишнее, что утяжеляет и клонит долу, а может и стать началом большого света, на которое идут другие. Родился однажды, но, кажется, что был всегда, с того момента, как на этой земле возникла жизнь, а люди стали мечтать о счастье, представляя его каким-то чудом. А чудо случилось, но не все то поняли. 140 лет назад произошло главное купальское чудо Беларуси: пришел человек, который все знал о тех, кто в волшебную ночь искал цветок папоротника, чтобы обрести лучшую жизнь. Только избранные знают главную тайну купальского света. И он обозначил себя, назвавшись Купалой. Выбранный для белорусов, которые от того же костра — разлетевшиеся мелкие искорки, чтобы отдать свое тепло земле, на которую упали. Он свой, поэтому просто Янка.
Без излишней чести, притом, что почтенного рода. Шляхетское «Иван Доминикович Луцевич», данное родителями, скромно спряталось за символическим простым именем. Так, можно подумать, что на то время, когда укреплялись революционные веяния, сама судьба направляла его на путь «крестьянского поэта» под ярким псевдонимом. Но нужно читать Купалу, чтобы понимать, что здесь не все так очевидно: он чувствовал себя частичкой единого костра, но именно той, которая надолго задерживает страсть, сияет огоньком в темноте и способна поддерживать огонь. И может быть, это простое имя его спасло в новой жизни, которое вскоре пришло на родину и несло людям искушение отречения — от рода, от народа, к которому принадлежал, от родины. И вот же чудо: куполов Огонек стал оберегом не только для самого поэта, к которому новая власть пристально присматривалась, но и для всего того, ради чего он пришел на свет и жил.
Отличительность рождения издавна была признаком личности, которая приходит не просто так, а имеет определенную миссию. Служение ли было настолько важным, что человеческое сознание наделяло такой путь необычными признаками и событиями? А если разобраться, то на ход истории сильно влияли простые люди, но честные и незыблемые в своем нравственном выборе в пользу света и человека. Например, на весь мир известны имена затворника, жившего в пустыне, сына простого плотника, либо рыбака, или одного восточного торговца. Но были и те, кто приходил, чтобы вести беседу с определенным народом, либо «сэрца мільёнаў падслухаць біцця». Догадывался Купала или чувствовал, что так будет? Или все же знал: как тот, для кого цветок папоротника открыл свое сияние, постигал исконные тайны, мог найти скрытые сокровища, понимал язык растений и животных, получал другие необычные качества, чтобы лучше доносить окружающим знания о сущности жизни. Таких людей называют пророками: они видят и понимают больше других, они появляются именно тогда, когда наиболее нужны. Умеют говорить с людьми на понятном для них языке. Говорят правду, задают ориентиры. Они знают, что было «до», и понимают, что может быть «после». А главное — предупреждают события, которые могут стать фатальными и которые невозможно будет поправить, понимая, что за это придется пострадать. Как сказал Купала: «Я добрай доляй послан к вам // І знаю, што было, што будзе, // І вас у крыўды не аддам». И если мы сегодня заботимся о будущем как нация и хотим в нее заглянуть, то это просто: читаем и открываем для себя Купалу. Открываем его как поэта — во взрослой жизни, независимо от изучения его произведений в школьные годы. Во-первых, их гораздо больше, чем рассказывают на уроках. Во-вторых, школа только приоткрывает, знакомит, чтобы дальше читали самостоятельно и ловили энергию, сосредоточенную в ритме строк, принимали слова как зерна истины. Потому что в словах Купалы много открытий будет как раз для взрослого ума, когда человек уже несет ответственность за жизнь — нынешнее и будущее, и принимает решения, влияющие на будущее.
В начале ХХ века его и наш с вами народ переживал непростой период, даже судьбоносный — был шанс жить либо уйти в небытие, раствориться в море народов, забыть о себе, о своем сакральном внутреннем огне и потерять единство, которое постепенно оформлялось под общим названием «Беларусь». Нужен был весомый аргумент в пользу бытия — голос на весь мир, который бы сказал от имени народа: «Я есть». Это главный Купалов завет. А все произнесенное им можно разложить на десять заповедей для белорусов, которые очень соотносятся с теми главным, что более двух тысячелетий назад заложили основу для цивилизации правды и жертвенности ради людей. Крещеный Иваном их помнил. И помог перенести в жизнь.
1. «Мы ёсць, трэба паверыць у сябе». Сказал сначала для самих белорусов: чтобы выходить к другим, нужно себя понять и. в себя поверить. Купала показал — наш родной мир красив, в нем много силы, если устроить его гармонично и с любовью к человеку.
2. Чтобы, оглянувшись по сторонам, не искать, где лучше, и не делать кумиров из других и не обольщаться чужими словами. Ведь свои есть. Мы же не немые, не так ли? Пророк говорил на понятном для простолюдинов языке и собственноручно показал, какая она красивая и поющая — бы прочувствованная песня, идущая из глубины сердца.
3. Кажется, это грустная песня? Но не ропщем напрасно, потому что имеем то, что нас укрепляет. А другое нужно заслужить, добыть, взлелеять. В том числе через слова, ведь они как спрессованная энергия. Не зря же у Купалы были периоды, когда он не мог написать ни строчки — энергия тратилась на осознание непоправимого, безобразного, чем является, например, война, посягающая на существование человека. Накопленная энергия порождает действующие слова, способные материализоваться.
4. И это чудо, достойное создателя. Мечтал же Купала о Беларуси — и вот имеем не просто одну из советских республик, как в его время, а уже самостоятельную страну. Работай ради нее – и она отблагодарит за творение. И чтобы однажды можно было спокойно наблюдать за ее самостоятельной жизнью, которой ничто не угрожает.
5. Наше трудолюбие — дар от предков, «от прадедов испокон веков», оставивших нам, кроме многих своих достояний, еще и умение позаботиться о себе и своем будущем. Они закалили характер, который не позволяет сидеть сложа руки, либо опускать их в сложных обстоятельствах. Прадеды были создателями. А значит, оптимистами.
6. Они ценили жизнь, стараясь ее сберечь — иногда вопреки либо благодаря... Бывают времена, когда нужно просто самосохраниться: физически, культурно, ментально. Янка Купала знал, насколько можно быть зажатым со всех сторон, если жесткая линия партии не позволяет быть собой, подменяет твою натуру. Или ты это, или живой?.. Но выжил после покушения на самого себя, так как его совесть нужна была Родине.
7. Ей нужно было сберечь свое пространство и честь, чтобы кому-то могли сниться сны о Беларуси — чистой и неприкосновенной. Купаловы сны — вещие. Какое время будет длиться это пророчество, от каждого из нас зависит.
8. Свое хранить — тоже его завет. Наследство, язык, Отечество. Отказаться от своего — не значит украсть чужое, кажется. Но не было бы то, было бы что другое. Вот только другое наполнение — другая суть. У Купалы, например, были стихи по-польски, но не хотел печатать их, понимая, что настоящий он — все же другой. Да и пожив в Петербурге, поучившись в Москве, остался со своим культурным сокровищем.
9. Других следует понимать, чтобы избежать несправедливых обид и неправильных выводов...
10. ...И относиться с открытой душой, без зависти, принимая свою судьбу. Ведь пишем его сами. И словами, и делами. Даже если делают их уже другие поколения — и пусть им все удается легче.
Мифическое сияние купальского цветка скрыто надежно: сразу не поймешь, откуда оно идет. А оно в людях. Те, кто носит его в себе, могут об этом и не догадываться, пока не активировали «опцию». Есть разные способы активации, кроме купальской и других традиций, которые прекрасно работали в позапрошлом и прошлом веках, а теперь жители Беларуси более отдалены от них и не всегда понимают смысл. Поэтому едва ли не самый доступный способ «новоселье» в белорусскость — через Янку Купалу, через слова других поэтов-пророков, которые отзываются, когда в них вчитаться, вдуматься, принять как часть себя. И тогда загорается внутренний, действительно белорусский свет. А бывает так, что пророка нет разве что на родине, в доме своем. Неужели это про нас? Мы же все одинаково понимаем, о чем была его главная забота...
Лариса ТИМОШИК
Мы называем Янку Купалу своим пророком. А какие из его заветов актуальны именно для вас?
Алесь Бадак, поэт, директор издательства «Мастацкая літаратура»:
— Его самый большой завет — в его же молитве: «Я буду маліцца і сэрцам, і думамі...» Эту молитву я всегда ношу в сердце. Но для меня и Купаловское стихотворение «А хто там ідзе?» в каком-то смысле молитва, и «Спадчына», и «Бацькаўшчына»... Любить Беларусь, жить ради нее — это актуально во все эпохи. И один из неисчерпаемых источников этой любви и сегодня — именно в творчестве Купалы.
Наум Гальперович, поэт, заместитель директора канала «Культура» Белорусского радио, Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь:
— «Магутнае слова, ты, роднае слова! Са мной ты на яве і ў сне; душу мне затрэсла пагудкаю новай, ты песень наўчыла мяне». Эти строки Песняра для меня всегда были действительно вещими. Так случилось, что для меня белорусское слово пришло из моего родного пригородного поселка под Полоцком, из первых прочитанных книг, от сказок бабушки, маминой матери. Мои далекие предки не говорили по-белорусски, для меня мой язык — прочувствованный и осознанный выбор, и тут мне помог Купала и своей поэзией, и своей величественной патриотической фигурой.
Я готов полностью подписаться под каждым словом классика о языке, потому что действительно стал для меня родной язык со мной наяву и во сне, и «песень наўчыла мяне».
Сергей Гумилевский, скульптор, автор памятника Я. Купале и один из победителей республиканского конкурса «Лучшее произведение изобразительного искусства патриотической тематики» (за скульптурный портрет Янки Купалы «Мне сняцца сны аб Беларусі»):
— У каждого народа есть свои символы и свои знаковые фигуры. Для белорусов Купала — не только поэт. Он и символ, и личность, через которую действовал дух народа. И благодаря куполу возник образ этого народа. Этот образ видится даже через путь, который прошел поэт, через его трагическую смерть в отеле «Москва», окутанную тайнами. Но как поэт он оставил живое слово — мощное и красивое. А в нем не только внутренний мир, мечты и чаяния самого Купалы, но мироощущение белорусов, их надежды. Поэзию Янки Купалы не спутаешь с произведениями других авторов, она откликается в сердце каждого белоруса.
Анна Запартыко, директор Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства:
— Он дал народу ощущение гордости за свой язык, за свою песню, за свою честную работу. Он своим истинным голосом зажег огонь просвещения и способствовал тому, чтобы народ стал нацией. Он дал в руки штандарт, который мы с гордостью несем в нашей независимой Республике Беларусь. «Напасцю, лаянкай напраснай // Грудзей не варта мазаліць! // Не пагасіць вам праўды яснай: // Жыў беларус і будзе жыць!»
Вячеслав Рагойша, поэт, критик, литературовед, доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного университета:
— Среди купаловских пророчеств для меня главное — уверенность Песняра в бессмертии родной Беларуси, в том, что Беларусь жить будет, несмотря ни на что. А значит — будут жить белорусская нация, язык, культура. Живут и будут вечно жить в мире и белорусы!
Его путь — свидетельство того, что подвиг, пожертвование, отечество — не пустые слова.
Эксперты — об итогах официального визита Президента Беларуси в Россию.
Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.