Вы здесь

Творческое сообщество обсудило специфику художественного образования


Совпало, или так было и нужно, но разговор о роли личности преподавателя в развитии изобразительного искусства Беларуси состоялся в день открытия выставки к 100-летию Ольгерда Малишевского. Дело в том, что яркий художник был одним из известных преподавателей искусства в Беларуси. Недаром гости пресс-конференции — представители ведущих учебных заведений страны в области искусства и руководители Белорусского союза художников – взяли Малишевского как пример преподавателя, умевшего воспитать личность.


— Художник и педагог — казалось бы, как это может объединиться в одном человеке? — рассуждает первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Нам хотелось подчеркнуть, что на протяжении почти 30 лет он работал в знаменитой «Глебовке» и повлиял на многих художников, произведения которых сейчас составляют золотой фонд отечественного искусства. Это была колоритная личность, он любил высказываться, и часто высказывался резко, не ограничивался в выражениях, когда видел, что что-то не получается, так как всегда хотел донести до ученика, в чем тот не прав. А когда видел, что ученик талантлив, но немного не вписывается в имеющуюся систему образования, в чем-то чудак, которого не всегда понимают, старался его поддержать. Мы хотели показать тех, кто защищал дипломы под руководством Малишевского, на кого он повлиял.

В этом году сфера художественного образования — под особым вниманием благодаря 75-летию Минского государственного художественного колледжа имени Алексея Глебова. По такому случаю проходит много мероприятий и выставок по Беларуси, которые касаются не только художников, прошедших через учебное заведение.

— Мне довелось работать в различных учреждениях образования, поэтому могу сказать: более сложного обучения, чем подготовка художника, не существует. С одной стороны, для преподавателя это комфортная работа: 5-8 учеников в мастерской. В таком формате, как правило, складываются почти что семейные отношения. А с другой стороны, увидеть индивидуальность в каждом из тех восьми и не погубить ее общим подходом ко всем, учесть особенности каждого, — колоссальная морально-этическая, физическая и психологическая работа. Но мне кажется, что работа в качестве педагога-преподавателя помогает работе художника-творца. Общение с учениками, попытка вникнуть в их идеи, их обсуждения дают импульс и личному развитию каждого художника, работающего со студентами.

Одна из бывших выпускниц «Глебовки» Ольга Гордионак-Киреева может не только вспоминать своих учителей в искусстве, но и сама знает, что значит эта работа, потому что преподает в гимназии-колледже искусств имени Ивана Ахремчика, где отделение живописи существует с 1962 года:

— Уникальность нашего заведения в том, что в ней учатся не только изобразительному искусству, но и музыке. Дети все живут, выращиваются, учатся вместе. В общем художник-педагог — уникальное явление, ведь ему нужно произойти не только в личном творчестве, а еще и как преподавателю, который может влиять на профессиональную и даже личную судьбу своих питомцев. Я считаю, что это особая божья благодать, даже чудо.

Может быть, поэтому председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик отметил, что из-за специфики работы-художников — преподавателей внимание государства к ним могло бы быть больше:

— В художественной сфере очень важен индивидуальный подход, потому что каждый ребенок, каждый студент, будущий художник — отдельный психотип, к каждому нужно подобрать ключик. Преподаватель искусства не навязывает свои приемы, а направляет студента, показывая несколько методов, а тот сам выбирает, что ему ближе. Очень сложно дать то, что нужно, и не погубить творческую индивидуальность. Среднее специальное образование дает первый диплом, после чего человек может пойти в Академию художеств. Но это тот первый шаг, который можно рассматривать с точки зрения его влияния на отечественную школу живописи, что имеет свои традиции, которыми мы сегодня гордимся.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.