Вы здесь

Владислав Голубок — гордость белорусской культуры. Вспоминаем факты из жизни первого народного артиста и «душегуба сцены»


Малая родина Владислава Голубка (настоящая фамилия Голуб) — станция Лесная Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Барановичского района Брестской области). Здесь в семье помощника паровозного машиниста, а затем слесаря Минского депо Язепа (Иосифа) Томашевича Голуба и Галины Владимировны Реут 15 мая 1882 года начался его жизненный путь.​


Трагическая смерть отца

Владислав был первенцем в семье Язепа Голуба, родословная которого шла с Борисовщины. Дед Владислава — Фома Голуб — вместе с братом участвовал в восстании 1863-1864 годов. Скрываясь от преследования жандармов Муравьева, разлетелись Голубы в разные уголки.

В 1929 году первый биограф Владислава Голубка, талантливый литературовед и искусствовед Николай Касперович отмечал:

«Язеп Томашевич был очень способным человек, имел твердую волю и сильную память и считался строгим авторитетом в семье, которому все подчинялись. Знал белорусский, русский и польский языки, но всегда говорил по-белорусски. Читал книги из местных библиотек. В 20 лет Язеп женился на Галине Владимировне Реут... В семье было шесть детей: Владислав, Иван, Леонард, Станислав, Бронислава и Зося».

7 октября 1895 года Иосиф Голуб во время возвращения домой был «убит преступниками револьверными выстрелами». Существует версия, что он погиб за свою революционную деятельность.

О том времени, когда он первый раз попал в профессиональный театр, Голубок вспоминал:

«Помню, как в 1896 году (в 14 лет — Э. И.) за деньги, заработанные от выгрузки дров, я купил билет на галерку в Минский городской театр... Меня не интересовал зал, внимание мое было направлено на занавес, за которым скрывалось что-то новое, неизвестное. Третий сигнал. Занавес пошел вверх. Передо мной артист. Слово. Действие. И тут у меня возникла мысль стать артистом. Я начинаю готовить детские показы, собираю своих товарищей-школьников, пишу пьесы и оформляю их».

Путь к знаниям

В 13 лет после отцеубийства Владислав остался сиротой. На руках у матери Галины Владимировны — шесть детей. Как старший сын, он был вынужден зарабатывать на хлеб, чтобы прокормить семью. Это заставило прервать учебу. Выгружал дрова из вагонов, работал приказчиком в гастрономическом магазине, слесарем в Минском локомотивном депо.

Через год Владислав сдал экзамены за полный курс училища, закончил художественные курсы. Тогда же юноша присоединился к белорусскому культурно-просветительскому движению. Значительное влияние на Голубка оказал его «товарищ с детства» Альберт Павлович (будущий белорусский поэт-юморист, драматург). Именно он ввел Владислава в писательское окружение, которое группировалось вокруг газеты «Наша ніва».

15 апреля 1904 года 21-летний Голубок женился на Ядвиге Александровне Петрашкевич. Они прожили вместе 33 года.

В 1906 году 24-летний Владислав Иосифович начал литературную деятельность на белорусском языке как поэт и прозаик. По оценке Максима Богдановича, Голубок «писал бойкие и веселые рассказы, к чему имеет истинные способности. Язык их всегда жив, темы иной раз довольно интересны».

Первые пьесы

В 1917 году было возрождено первое белорусское общество драмы и комедии, ранее запрещенное властями Российской империи. Владислав Голубок вступает в это общество вместе с женой и детьми и делает первые попытки в драматургии. За одну только осень 1917 года он пишет три пьесы, которые сразу ставит его труппа.

Весной 1920 года Голубок едет в Слуцк, где существовал культурно-просветительский кружок под названием «Папараць-кветка». Владислав Иосифович с большим энтузиазмом включается в работу по постановке одной из своих пьес. Но в это время вся культурно-просветительская деятельность была запрещена польскими оккупантами. Самого Голубка через некоторое время польские власти арестовывают и под конвоем жандармов доставляют в Минск.

11 июля 1920 года части Западного фронта Красной Армии освободили Минск от польских оккупантов. А уже менее чем через месяц — 10 августа 1920 года — жители Минска и красноармейцы приветствуют труппу белорусских артистов под руководством Владислава Голубка.

Сцена из первого спектакля «Суд» (крайний справа — Владислав Голубок).

Приведем строки из хроники Минска 1920 года:

«10 августа помещение клуба было переполнено красноармейцами, которые пришли из фронтовых боев отдыхать в Минск. Всякие правила нарушены и вместо 500 человек присутствовало 1000. С большим удовольствием принимается пьеса «Суд» и выступления белорусского хора. С этого и начинается работа белорусской труппы под руководством Голубка».

Передвижной театр

Сначала труппа Голубка была небольшая: несколько друзей Владислава Иосифовича, его жена Ядвига, их сын Эдуард, дочери Богуся, Милочка и Люся, для которых писались детские роли. Среди исполнителей были и будущие известные белорусские писатели — Михась Чарот, Василий Сташевский, Алесь Дударь, Илларион Барашко. Музыкальной частью руководил Нестор Соколовский — автор музыки Государственного гимна БССР и Республики Беларусь. На скрипке играл артист Михаил Лученок — отец композитора Игоря Лученка. Первые шаги делала Стефания Станюта.

Труппа белорусских артистов направились в путешествие по Беларуси, таким образом, став странствующим театром. Артисты не имели собственного транспорта, поэтому часто на случайных повозках или санях, а часто и пешком переходили между белорусскими городками.

Очень интересные мысли о труппе Голубка высказал профессор БГУ Александр Вознесенский:

«Работа этой труппы в культурном отношении очень полезна, проходит совсем в условиях эпического характера. Она удивительным образом напоминает историю театрального дела во времена Шекспира...»

Народный артист и «душегуб сцены»

В начале 1926 года правительство Беларуси переименовало вторую Белорусскую государственную труппу в Белорусский государственный передвижной театр (БГПТ). Писатели объединения «Полымя» обратились в Совет Народных Комиссаров БССР с ходатайством о присвоении Голубку почетного звания народного артиста Республики. 20 декабря 1928 года Совнарком БССР издал следующее постановление:

«Имея в виду особо ценную деятельность Голубка Владислава Иосифовича как организатора, режиссера и актера передвижного театра БССР постановляет придать Голубку Владиславу Иосифовичу звание народного артиста Республики.

Назначить т. Голубку персональную пенсию в размере ставки ответственного политического работника».

Но с 1929 года начались последовательные наступления на театр Голубка, всякие придирки — не тот репертуар, не те артисты, нет там про классовую борьбу, про строительство нового строя в БССР.

В то время стала знаменитой в театральных кругах реплика Голубка на «упрек в обилии смертей» в его мелодрамах:

«Меня прозвали душегубом белорусской сцены, а вот у Шекспира в «Гамлете» аж пять смертей, но его не называют душегубом».

По мнению белорусского историка Анатолия Валахановича, властям не нравилось, что перемещения передвижного театра находятся без присмотра НКВД БССР. Именно поэтому в 1932 году театр Голубка сделали оседлым, так сказать, «посадили на якорь» и приказали как можно скорее ввести в репертуар пьесы о классовой борьбе в Беларуси. Так появился на свет знаменитый БГТ-ІІІ. Интересно, что этот театр получил постоянную базу не в Минске, а в Гомеле.

В конце 1931 года художественным руководителем театра был назначен Константин Санников, а директором — Владислав Голубок.

Закрашенные подписи

В 1935 году широко отмечался 15-летний юбилей театра Владислава Голубка. Многие актеры получили почетные звания, а Владислав Иосифович был награжден автомобилем и творческой командировкой в Москву и Ленинград.

Он был известен и как художник-пейзажист, принимал участие в республиканских художественных выставках. Около 50 его пейзажей находилось в экспозиции театра. После ареста Голубка все его картины были свезены в НКВД БССР. Затем туда пригласили гомельского художника Михаила Симковского и приказали зарисовать на всех полотнах подпись автора. Симковский работал всю ночь. Утром его выпустили и даже разрешили взять что-нибудь из произведений Голубка. Симковский смог вынести только четыре работы, теперь они висят в одном из гомельских клубов.

Голубка арестовали в августе 1937 года.

Очень пострадала семья. Старшему сыну Эдуарду — научному сотруднику Института истории АН БССР — запретили защищать уже подготовленную кандидатскую диссертацию по белорусской драматургии, дочь Богуславу заставили ехать на деревню — «перевоспитываться» в колхозе, младших сыновей исключили из комсомола как детей «врага народа». Узнав об аресте мужа, его жена Ядвига Александровна пыталась покончить жизнь самоубийством, но, к счастью, ее спасли.

28 сентября 1937 года Владислава Иосифовича расстреляли. Реабилитировали 26 августа 1957 года.

Мало кому известно, что все его три сына — Эдуард, Леопольд и Сигизмунд, будучи во время Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, погибли смертью храбрых.

Эммануил ИОФФЕ, профессор, доктор исторических наук

Выбор редакции

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?