Польша намерена на днях завершить возведение стены на границе с нашей страной. Об этом сообщил заместитель главы МВД Польши Матей Вонсик. Интересно, что это уже второе подряд такое заявление со стороны польских властей. В конце июня премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сообщил о завершении строительства стены. Однако, как оказалось, глава правительства поспешил с громким заявлением и в очередной раз сел в лужу. Причем сейчас почти что в прямом смысле — причиной затягивания сроков строительства стены стали... подземные воды. «Мы продлили контракты с субподрядчиками по объективным геологическим причинам, которые появились во время установки опор», — пояснил Вонсик. Он заметил, что установка электронных систем наблюдения и контроля на ограждении высотой пять метров, украшенной печально известной «концертиной», с польской стороны продлится до середины сентября. Глава пограничной службы Польши Томаш Прага высказал мнение, что в результате нелегальные мигранты будут пытаться попасть в Польшу с других направлений, в частности, с территории Украины или Литвы. Эти действия польских властей напоминают политический театр абсурда, когда реальные проблемы (вроде гиперинфляции, роста цен и в результате резкого обнищания людей) не решаются, а внимание сознательно переключается на ту же «суперстройку». Не удивительно, что простые поляки стараются вырваться из «зазеркалья». И популярность белорусского безвиза — яркое тому подтверждение. Почему поляки стремятся попасть в нашу страну?
Прогнозируется, что Польшу в начале 2023-го впервые за десять лет накроет стагфляция, когда высокая инфляция будет сочетаться с экономическим спадом. Об этом сообщила газета Rzeczpospolіta. Национальный банк Польши прогнозирует, что в начале следующего года уровень инфляции в стране может достичь 26 процентов. Перспективы польской экономики в последние месяцы значительно ухудшились. В начале апреля экономисты прогнозировали, что в период с середины текущего года и до конца первого квартала 2023-го ВВП Польши вырастет на 2,5 процента. Сейчас они ожидают роста примерно в 1,4 процента за этот период. Ожидается, что в первые месяцы 2023-го уровень ВВП в годовом исчислении вообще снизится. Однако в этом прогнозе эксперты не учли рецессию в еврозоне, которая с каждым днем становится все более вероятной из-за дефицита газа.
Источником такого пессимизма в экономических прогнозах является скачок инфляции в Польше и рост процентных ставок. Всего квартал назад экономисты ожидали, что в апреле—июне инфляция в стране составит в среднем 11 процентов. Однако оказалось, что июньская инфляция в годовом исчислении составила 15,6% — наивысший показатель за четверть века. Вместе с инфляцией в стране выросли и процентные ставки. Такая ситуация уже привела к обвалу потребительского спроса. В июне он был даже слабее, чем в разгар пандемии COVІD-19.
«Рецессия становится главной угрозой для польской экономики. Теперь экономисты ожидают, что рост ВВП в первом квартале 2023 года будет близок к нулю. Почти 40 процентов опрошенных аналитиков считает, что экономика сократится по сравнению с нынешним первым кварталом. Признаки подобного замедления можно увидеть во всех основных секторах экономики. Аналитики отмечают как небольшой рост потребления, так и относительно слабые инвестиции», — рассказал руководитель отделения макроэкономики в польском экономическом институте Якуб Рыбацкий. По словам эксперта, наряду с замедлением экономической активности уровень роста цен в стране останется высоким.
С началом отопительного сезона Польшу ждет жесточайший кризис, заметил автор блога в Polіtyka Ян Хартман. В Польше уже накопился «небывалый по размерам» долг, а попытки сгладить ситуацию выпуском новых партий денег не могут срабатывать вечно. «Поток пустых избирательно-пандемических денег и медлительность в повышении процентных ставок привели к тому, что инфляция затронула нас гораздо больше, чем другие страны Европы», — подчеркнул обозреватель. По его мнению, Варшаве придется самой решать внутренние проблемы, потому что «в нестабильные и авторитарные страны никто не инвестирует». Ситуация ухудшится с началом отопительного сезона на фоне мирового энергетического кризиса: высокие тарифы на газ и уголь ускорят инфляцию.
«В течение шести месяцев евро будет стоить шесть злотых, а литр бензина — десять злотых. Мы вступим в стагфляцию, то есть в сочетание экономического спада с инфляцией. И это будет тяжелейший кризис. Нужно будет закрывать шахты, покупать дорогой газ, ставить ветряные мельницы и бороться с последствиями штормов, засух и наводнений», — спрогнозировал Ян Хартман. И помощи из того же Брюсселя ждать не приходится — как известно, руководство Евросоюза отложило выделение Польше 35 миллиардов евро из восстановительного фонда Европы. Поводом вновь стало недовольство ЕС состоянием польской судебной системы.
Польша готовится к рекордно «дорогой» зиме из-за повышения цен на уголь. Об этом сообщило РИА «Новости» со ссылкой на газету Rzeczpospolіta. В результате проблем с доступностью угля рекордное повышение цен на тепло может затронуть около 20 миллионов жителей Польши. Стоимость этого вида топлива имеет шансы вырасти на несколько десятков или даже сотен процентов. Запрет на поставки угля из России уже отразился на государственных и частных фирмах. Это, в свою очередь, повлияло на доступность и стоимость ресурса на рынке.
На фоне нерешенных проблем расширяется протестная волна. Так, на прошлой неделе в центре Варшавы на акцию протеста вышли фермеры, недовольные экономической политикой правительства Польши, сообщило Польское радио TOK FM. На акцию собрались фермеры из организации Agrounіa, объединяющей польских аграриев. Крестьяне прошли от Дворца культуры и науки до Сейма. Демонстранты принесли плакаты с надписями «Не дадим себя ограбить!» и «Толстяков — на работу!». В толпе слышались призывы к смене власти в Польше. Организаторы протеста также призвали присоединиться к акции всех поляков, возмущенных экономической политикой властей.
Лидер Agrounіa Михал Колодзейчак заявил, что фермеры будут бороться с повышением процентных ставок. «Это не борьба с инфляцией. Это борьба с нами», — цитирует Колодзейчака польское издание Gazeta Wyborcza. Он добавил, что из-за такой политики молодые люди вскоре будут жить в квартирах размером с собачью будку. «Государственные компании не могут уподобляться мафиям, которые вытягивают наши последние деньги. На кризисе зарабатывает государство», — считает глава Agrounіа.
Если Польша огораживается пятиметровым ограждением с колючей проволокой, то Беларусь открывает границу для соседей. Как известно, с 1 июля для поляков открыт безвизовый въезд в нашу страну. С 15 апреля такую возможность получили жители Литвы и Латвии. За это время белорусским безвизом воспользовалось более 115 тысяч иностранцев, сообщили в Госпогранкомитете. Среди них — около полутысячи поляков, только за минувшие выходные — более 200.
«Безвиз будет популярен в силу определенных экономических обстоятельств, связанных с инфляцией, кризисом, экономическими санкциями. Следует учитывать тот фактор, что восточные, приграничные регионы Польши, скажем так, не самые высокоразвитые с точки зрения экономики и инфраструктуры. В этих регионах есть многочисленные социальные проблемы, и местные жители, допустим, Подляского воеводства, приграничного с Беларусью, Люблинского воеводства, будут пользоваться возможностью просто в экономических целях путешествовать, посещать Беларусь», — отметил в эфире телеканала ОНТ польский политолог Матеуш Пискорский. Эксперт убежден, что поляки будут стремиться в Беларусь. «Многие поляки точно будут появляться в приграничных городах Беларуси, прямо в продуктовых магазинах, на заправках. Я думаю, что основной трафик между нашими странами — это как раз поляки, которые будут пытаться найти более дешевые продукты, более дешевое топливо на белорусском рынке», — отметил политолог.
Однако делается все, чтобы поляки не узнали о безвизе с Беларусью. «Этот шаг, во-первых, практически не обсуждается в польских СМИ. Так что я бы сказал, что основные польские СМИ, которые или связаны с правительством Польши, или с внешними игроками, в первую очередь англосакскими, вообще не заинтересованы в том, чтобы поляки узнали о существовании безвизового режима», — заметил Матеуш Пискорский. По его словам, Беларусь находится в официальном списке тех стран, которые опасны для граждан Польши. «Так что следует полагать, что правительство, основные СМИ будут либо молчать о такой возможности, чтобы никто просто элементарно не узнал о существовании такой возможности вообще, либо пугать поляков и как-то предупреждать их, чтобы ни в коем случае они такой возможностью не пользовались», — отметил политолог.
Он заметил, что польские власти могут, например, ввести ограничения по ввозу отдельных видов товаров на территорию Польши. «Это все возможно. Так делалось уже и раньше и по отношению к Беларуси, и по отношению к тем полякам, которые в свое время пересекали границу с Российской Федерацией в Калининградской области», — отметил Матеуш Пискорский. По его словам, такие возможности действительно существуют. «Но тогда, как мы все понимаем, начнутся проблемы. Безусловно, появится контрабанда, с точки зрения польских властей, если будут введены ограничения», — заметил политолог.
Тем временем поляки активно пользуются безвизом. «Я приезжал в Брест навестить друзей. Давно не виделись, коронавирус и все такое. Я приезжал лет 20 назад, и теперь можно только позавидовать: города не узнать, все к лучшему. А с другом мы посидели, поговорили», — рассказал телеканалу СТВ Тадеуш Кукафка. Скоро снова приедет, заметил поляк. «Ваш Президент сделал безвиз, спасибо ему за это. Мы можем ездить друг к другу. По телефону не то, а так посидели, поговорили. Главное, что мы можем приехать друг к другу с улыбкой, и на этом должны быть основаны наши взаимоотношения между народами», — считает Тадеуш Кукафка.
«У вас вкусный хлеб и масло, бензин у вас дешевле, буду заправляться. Хорошие люди. Приеду еще», — говорит еще один гость из Польши. А вот как выразился житель Польши Марьюш: «Я купил бы вашей вкусной колбасы, но заставят выбросить на нашей таможне. Нельзя перевозить продукты через границу — ни мяса, ни масла. У вас дешевле одежда, мне нужна рубашка и брюки. Я для жены куплю на вырученные деньги хорошие духи. Так должно быть: вы должны ездить к нам без виз, мы — к вам. Покупать продукты. Мы — братские народы», — отметил поляк.
«Безвиз — это хорошо. Ближайшие города посетить можно, — добавил житель Польши Славек Чапалович. — У вас много достопримечательностей. Беловежская пуща, кафе у вас классные. Почему бы не приехать в тур выходного дня? Тем более сейчас есть возможности. Будем организовывать такой тур. А пока с собой везу хорошие впечатления. Ваш березовый сок да квас мне очень нравятся».
«Для меня безвиз — очень приятная неожиданность». Об этом заявила жительница Польши Светлана Баюра. «Я, например, очень долго ждала такого момента, когда могу забрать своих детей, сесть в субботу и поехать на обед к старшему сыну, повидаться», — сказала она. Женщина живет в Польше уже 25 лет. «Я могу сейчас забрать семью и поехать на могилу к маме, папе. Первый раз поедем и посмотрим, как это все происходит, в следующий раз поедем всей семьей. Для меня это, конечно, очень приятный сюрприз», — отметила она.
Безвиз для поляков — это наша мягкая сила по отношению к Западу. Об этом заявил в эфире Первого национального канала Белорусского радио аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. «Запад увеличивает вооружение и военную технику на наших границах, а мы открываем фактически наши границы для простых граждан Польши, — отметил эксперт. — Чтобы они могли приехать к нам, увидеть нашу экономику, наши цены, закупиться нашими товарами, топливом». Это все прямой удар по западной пропаганде, уверен политолог. «Естественно, никакая западная пропаганда в этих условиях не будет работать, как бы они ни старались нагнетать ситуацию по Беларуси, показывать некий образ агрессора в нашем лице. Из-за безвиза это им будет очень сложно сделать, — считает Алексей Авдонин. — Потому что простые поляки приезжают к нам, видят, что все то, что транслируется в них через их пропагандистские установки, центры, не соответствует действительности. Мы ориентированы на добрососедство, а не на конфликт».
Пётр ДУНЬКО
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.