Вы здесь

Что нового ждет аудиторию «Беларусь 3»? Директор Наталья Маринова о качественно новом уровне социокультурного канала


«На телевидении нет равнодушных к своей работе людей, которые бы не хотели показать уровень собственного мастерства. Такие здесь просто не задерживаются» — в этом убеждена руководитель социокультурного телеканала. И девиз «Беларусь 3» — «Телеканал истинных ценностей» — также можно считать отражением стремления его команды рассказывать о действительно важном в культурной жизни страны и делать то особенно, познавательно и профессионально. Как показали результаты недавнего Национального телевизионного конкурса «Телевершина», все у них получается. А чтобы узнать, что ждет аудиторию канала в ближайшей перспективе и всегда ли предложение профессионалов попадает в цель, мы поговорили с директором телеканала Натальей Мариновой.


— Наталья Васильевна, в этом году «Беларусь 3» на «Телевершине» отметили двумя наградами. Насколько ожидаемыми они были и в чем важность получить оценку профессиональных коллег?

— Приятно, что нашу работу оценили. Мы подавали на премию проекты нашего производства в нескольких номинациях. Особенно рады, например, за проект «Живое наследие», потому что это действительно уникальная работа для белорусского телевизионного пространства. Смотрите, в Беларуси есть список нематериального культурного наследия, и съемочная группа, работающая в данном направлении, она по каждому пункту едет и снимает отдельную 26-минутную передачу. И все мы понимаем, что одно дело — собрать текстовый материал про тот или иной объект, а другое — найти носителей, которые и сегодня сберегают наследство, договориться, чтобы они согласились на съемки (организовались и показали обряды, традиции). Все это организационная сторона, за которой стоит достаточно непростая работа, с которой успешно справляется наша творческая группа. Второй момент — творческая составляющая процесса. Весь материал нужно донести до зрителя таким образом, чтобы ему было интересно. А значит, из отснятого в командировке материала нужно сделать такую программу, чтобы ее смотрели. И, как показывают данные медиаизмерений, нас смотрят и программа пользуется популярностью. Поэтому, безусловно, приятно, что у нас получается сочетание белорусских традиций, современного телевизионного производства, а на выходе мы имеем хороший телевизионный продукт, который интересен аудитории и получил высокое признание профессионалов.

Вторую награду мы получили за концерт симфонического оркестра Белтелерадиокомпании «Эхо войны». Он тоже непростой, ведь, возможно, это первый проект, где симфонический оркестр был снят и показан таким образом, что в нем сочетались классическая музыка и та же современная телевизионная подача. Мы впервые в студии 600 метров при таком уровне светового, студийного оформления и технических средств, которыми располагает Белтелерадиокомпания, сделали музыкальный проект, взяв за основу именно классическую музыку. И то, что он также отмечен «Телевершиной», свидетельствует о высоком профессиональном уровне всех, кто работал на нем: операторов, режиссерских групп и самого симфонического оркестра. В общем, большая удача, что в составе Белтелерадиокомпании есть такой коллектив, и мы имеем возможность сотрудничать. У нас записано несколько программ в цикле «Вечера с симфоническим оркестром», где и музыка Средневековья, и музыка белорусского театра. А сейчас идет работа над записью концертных программ, посвященным музыке белорусского кино, и готовится программа произведений Монюшко.

Вообще, можно считать, что у нашего телеканала в этом году три награды. Поскольку проект, сделанный региональной телекомпанией «Брест», — четырехсерийный документальный фильм «Брестская крепость» — появился по заказу «Беларусь 3». Идея проекта была изначально нашей, просто реализовывали ее наши коллеги. И премьера его в телеэфире, кстати, состоялась также на социокультурном канале. Поэтому «Телевершину» за этот фильм мы считаем и своей.

— Понятно, что оценка работы профессиональным жюри дает стимул для дальнейшего роста и развития. А вот не кажется ли вам, что было бы уместно найти способ, чтобы дать право голоса в рамках этого конкурса и телеаудитории?

— «Телевершина» — национальный конкурс, где оценивается работа профессионалов телевизионного производства, а может в какой-то степени даже ремесло, которым и является журналистика по сути своей. Думаю, было бы интересно, если бы в рамках конкурса появилась номинация, в которой телеаудитория имела бы возможность выражать свои предпочтения. Единственное, что возникает вопрос, как здесь определять претендентов и победителя. Видать нужно проработать определенные алгоритмы, систему голосования. Ведь, конечно, у нас есть данные медиаизмерений, но с этим не все однозначно, поскольку у каждого телеканала свои охваты, разная аудитория и задачи. Даже один и тот же проект, но расположенный в разное время или в зависимости от дня недели, соберет разных зрителей. Поэтому здесь вопрос открытый. Из своего опыта скажу (я работала на разных телеканалах), что те проекты, программы, которые получили в этом году премию, пользуются популярностью среди аудитории.

— Какие впечатления оставил конкурс, учитывая, что это было его возвращение после значительного перерыва?

— Мне кажется, что конкурс все ждали и объективной была оценка жюри, хотя то впоследствии всегда вызывает дискуссии. Я очень рада за Белтелерадиокомпанию и за всех коллег, чья работа была высоко отмечена в этом году. Было приятно повидаться со всеми за пределами работы. Ведь непростые времена мы переживаем, особенно последние два года. И все много работают, но нет времени на какие-то паузы, где можно сказать комплименты в адрес друг друга. У нас на телевидении как говорят — чтобы остаться на месте — нужно очень быстро бежать. А мы все настолько быстро бежали, что не просто остались в «обойме», но и, преодолев определенную дистанцию, вышли на качественно новый уровень. И «Телевершина» его продемонстрировала и утвердила нас в мысли, что все мы делаем правильно. Поэтому нужно продолжать этот профессиональный марафон. А Белтелерадиокомпания и организаторы сделали настоящий праздник для всех телевизионщиков. Благодаря этому мы ненадолго остановились, оглянулись, передохнули и снова вернулись на дистанцию, чтобы дальше делать качественный телепродукт для своей аудитории.

— А что кроме рейтингов и наград сегодня позволяет вам понять: проект просуществует долго, либо его дни уже сочтены?

— Есть проекты, которые прекращают свое существование по объективным причинам. Вот, например, когда закончится список нематериального культурного наследия, и мы расскажем обо всех объектах из него, то, конечно, не будем повторяться. Это просто обычный рабочий процесс. Другое дело, когда мы берем показатели телевизионной аудитории. Анализируем цифры и видим, что какую-то программу не смотрят. Тогда делаем попытки все же заинтересовать зрителя нашим продуктом через определенные алгоритмы. А если и это не срабатывает, то закрываем проект, а для темы ищем новое прочтение и формат. Плюс мы много отзывов получаем и в процессе живого общения со своей аудиторией. Во время выездов на съемки наши журналисты имеют возможность услышать оценки и отзывы как от героев передач, так и телезрителей. Некоторые периодически нам звонят, чтобы озвучить свои впечатления, пожелания или критические замечания. Иногда слышим довольно детальный и подробный разбор своей работы. И делаем из этого тоже определенные выводы.

— С постоянством на «Беларусь 3» происходят прямые трансляции и показы телеверсий различных культурных форумов, конкурсов, спектаклей. Что из этих двух форматов дает большую долю просмотров?

— Мы постоянно отслеживаем информацию о количестве просмотров наших программ. И могу сказать, что сама форма «прямой эфир» или «телеверсия» не в значимой мере влияет на объем телесмотрения. Здесь все зависит от мероприятия, которое представляет определенный интерес для телеаудитории. Так, например, очень хорошо прошла прямая трансляция с участием Патриарха Кирилла в Полоцке к 1130-летию православия в Беларуси. Концерты в Молодечно также очень хорошо были приняты зрителями. Но интерес аудитории обусловлен как мероприятием, так и такими факторами, как время показа и даже время года. Если говорить о целесообразности трансляций и телеверсий, то прежде всего это позволяет нам доносить информацию как можно большему количеству людей. Мы ставим себе задачу дать возможность широкой аудитории попасть на культурные мероприятия независимо от их местонахождения, ведь все же даже самый большой концертный зал не может вместить абсолютно всех желающих. Кстати, бывает так, что повторение какого-то мероприятия в телеэфире собирает еще большее количество зрителей, чем прямая трансляция. Что касается выбора формата (прямая трансляция или телеверсия), то здесь мы также ориентируемся на значимость события и работу, которую нужно провести, чтобы выдать качественный продукт в эфир. Потому что одно дело, когда команда «Беларусь 3» работает, к примеру, на открытии фестиваля и важно дать зрителю возможность пережить общие эмоции здесь и сейчас от события. И совсем другая, как снимаем тот же спектакль и понимаем, что нужно проработать какие-то моменты со звуком, монтажом и т. д. Однако независимо от формата подачи мы всегда стремимся делать качественный продукт. У нас сейчас современная техника и настолько профессиональные режиссеры, звукооператоры, операторы работают, что чувствуется даже, как возросло качество телеверсий по сравнению с тем, что было несколько лет назад. И это замечают, как артисты, так и телезрители.

— В прошлом году в День белорусской письменности на «Беларусь 3» стартовал проект «Кафедра». И вы по этому поводу отмечали, что формат лекций очень популярен. Каких еще тем и форматов хочется добавить в палитру программ вашего телеканала?

— Открою вам тайну. Мы сейчас уже активно готовимся к 10-летию телеканала, которое будем отмечать в феврале следующего года. И в связи с этой датой в работе подготовка серии премьер. Потому что нам хочется в первую очередь устроить праздник для своей телеаудитории. Так, хотим сделать акцент на талантливых молодых людях в белорусской культуре. Ведь десять лет с позиции телевидения — уже возраст, а по человеческим меркам — это только начало. Мы работаем с «Молодыми талантами Беларуси», поддерживаем концерты колледжа при Академии музыки. Но хочется сделать отдельную площадку для талантливой молодежи нашей страны. И у нас есть идеи, как это можно подавать. Будет несколько направлений. Мы хотим показать молодое поколение, его взаимодействие с более опытными коллегами и продемонстрировать их потенциал и перспективу.

— Вообще насколько жарким будет лето и осень на социокультурном?

— Знаете, я от многих слышу, что лето – такое время, когда нужно идти в отпуск. А для нас тот же июнь был очень насыщенным, так как прошел фестиваль в Молодечно, «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», до 22 июня у нас состоялась премьера спектакля «45 минут». В монтаже находятся еще несколько спектаклей и концертных программ, которые отсняли и готовим к эфиру. Отдыхать некогда. Сейчас культурных событий столько, что только успевай отслеживать и выбирать, о чем рассказывать. В июле – празднование Дня Независимости, 140-летия Янки Купалы, скоро на «Славянский базар в Витебске» поедем. Будем проводить прямую трансляцию детского конкурса. А после уже начнем готовиться ко Дню белорусской письменности.

— Когда есть свободное время, то какую культурную программу сами предпочитаете?

— Я получаю приглашения на различные мероприятия, но мне сложно прийти в какое-то место и абстрагироваться. Люблю театр, однако не всегда удается там оставаться незамеченной и не говорить о делах. Часто могу выбрать кино, просто посмотреть, на своем телеканале. Думаю, наши зрители заметили уже мою любовь к советскому кинематографу. Эти фильмы, хоть и были сняты десятки лет назад, но по-прежнему рассказывают о дружбе, любви, предательстве и других жизненных вещах, но при этом воспитывают светлые чувства в человеке, дают нам повода радоваться, думать. И в этом скрыта настоящая магия, особенно когда смотришь киноленты в хорошем качестве.

Алена ДРЯПКО

Фото из архива Натальи МАРИНОВОЙ

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.