Вы здесь

Валентина Быстримович. Стрижка за сорок копеек


Я, Галка и Вовка жили на одном переулке и в школу ходили вместе километра полтора вдоль железной дороги или по шпалам. Хотя в школе предупреждали: «По железнодорожному полотну ходить нельзя». Мамы давали нам по десять копеек на завтрак. За эти деньги в буфете можно было купить чай и плюшку или пирожок. Иногда мы покупали брикетик фруктового чая. Это было так здорово — идти из школы и грызть фруктовый чай!


Фото: pixabay.com

Тётя Нина, Галкина мама, наставляла меня: «Валя, ты же отличница! Позанимайся с Галей, подтяни её». И я бежала к Галке «заниматься». Мы мечтали, фантазировали… и делали вид, что учим уроки. Наше взросление началось с появления у одноклассниц модных стрижек. Возможно, это мы сначала повзрослели, а потом стали менять причёски.

В кинотеатре крутили фильм «Бриллиантовая рука». На афише была пометка: «Дети до шестнадцати лет не допускаются». Это так интриговало! Говорили, что фильм - просто бомба! Попасть на сеанс для нас стало целью. Прикинемся шестнадцатилетними, но где взять деньги на билеты? Решили экономить на завтраках...

Мы топтались возле кинотеатра и заглядывали в окна соседней парикмахерской. Наблюдали за процессом. У всех одноклассниц были косички, и мы прикидывали, как бы мы смотрелись с причёсками?

Самыми первыми подстриглись под «Гаврош» Людка и Маринка. Они гордо зашли в класс, и всем девочкам тут же захотелось такую стрижку. Это было так стильно по сравнению с надоевшими косичками! Причёску Людки тётя Нина одобрила и дала Гале сорок копеек на стрижку: «Пора и твои мышиные хвостики обрезать, а то надоело разделять три волосинки в два ряда». У Галки были мягкие и тонкие волосы.

— Пойдем в кино, — запрыгала я от радости, как только увидела у подруги деньги. — Сорок копеек хватит на два билета. А потом я тебя сама подстригу. Видела, как это делают в парикмахерской.

Идея была гениальной, и Галка согласилась.

После уроков мы побежали в кино. Классный фильм! По дороге домой мы подражали контрабандистам: «Чёрт побери! Чёрт побери!» и хохотали как сумасшедшие. Подстричь Галку нужно было до возвращения тети Нины с работы. Мы незамедлительно приступили к процессу: завернутая в простыню подруга сидела на стуле посреди комнаты, а я, как заправский мастер, колдовала вокруг её головы с большими ножницами тёти Нины.

Сначала две косички беззвучно упали на пол вместе с бантами. Потом часть волос я зачесала на лицо и обрезала чёлку, получилось наискосок и зубцами. Зато определились контуры причёски. Оставалось стрижке придать форму «Гаврош». Галка сидела смирно, а я, высунув кончик языка от напряжения, старательно стригла… Это оказалось не просто. То ли ножницы были не те, то ли расческа или руки у меня росли не из того места, только пряди никак не срезались ровно. Но я поняла принцип – надо срезать постепенно, чтобы переход одной длины в другую был плавный.

Локоны, словно живые, выскальзывали из ножниц, и плавного перехода не получалось. Но волос было ещё много, а значит, шанс всё скорректировать оставался. И тут, на мою беду или на Галкино счастье, в гости зашёл Вовка. Увидев Галку, он сделал изумлённые глаза и завопил прямо с порога: «Галя! Что она из тебя сделала! “Лесенку” выстригла! Давай её тоже подстрижём!»

Вообще-то есть такая стрижка — “лесенка”. Почему это так ужаснуло тогда Галку? Может, не слово «лесенка», а Вовкины вылезшие из орбит глаза? На мой взгляд, на голове подруги ничего похожего на “лесенку” и близко не было. Галка, как ужаленная, бросилась к зеркалу. На её лице отразился неподдельный ужас, как будто она увидела не свою голову, а Медузы горгоны.

 «Давай её подстрижём! — остервенело ревел Вовка. — Держи её!» И они бросились меня ловить. Я носила длинные косы и избавляться от них не собиралась даже несмотря на моду. С ножницами в руках я выскочила из дома и босиком неслась по улице. Как я от них тогда убежала? Галке от матери потом влетело.

На следующий день в школу я шла одна с чувством вины, а Вовка шёл за мной и издали с вожделением поглядывал на мои косы. Видно, ему всё ещё хотелось их обрезать. Подруга на уроках так и не появилась. Больше всего на свете я теперь боялась встретиться с тётей Ниной.

Галка пришла в школу через день, её подстригли под мальчика. Со мной она не разговаривала. Я тоже виновато молчала. А по дороге домой встретила её маму и покраснела до корней волос. Тётя Нина, взглянув на мое страдающее выражение лица, сжалилась:

— Валя, я уже не злюсь, волосы отрастут. Конечно, парикмахерша была в ужасе, когда Галя села в кресло… Если вы так хотели в кино, надо было просто попросить у меня денег… Ну да ладно. Не бойся, приходи к нам.

Мы с Галкой помирились. Но с тех пор я больше никого не стригла.

Валентина БЫСТРИМОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.