Вы здесь

«Звязда» подпольная. История людей, которые ценой жизни издавали газету в оккупированном Минске


Рядом с Комаровским рынком, который знает каждый житель столицы, находится скромный памятник. Шесть каменных букв сливаются в одно слово — «ЗВЯЗДА». В годы фашистской оккупации на этом месте стоял дом, в котором были напечатаны второй и третий номера одноименной подпольной газеты. Подвиг людей, имевших отношение к опасному и в тоже время благородному делу, был увековечен после Великой Отечественной войны.


В этот дом, находившийся на улице с символическим названием — издательская (ныне Кульман) — подпольная редакция переехала после трагических событий, произошедших со многими участниками первого нелегального выпуска «Звязды». Его редактора, Владимира Омельянюка, гитлеровцы убили, отца и сына Вороновых, в доме которых по улице Рымарской был напечатан первый номер, арестовали — в конце 1942 года они погибли в фашистском застенке. Трагически сложилась судьба и у наборщика Бориса Пупко...

Несмотря на то, что всего лишь за один газетный выпуск была заплачена такая высокая цена, издание газеты решили продолжить. Роль и сила печатного слова была на виду — неслучайно за разоблачение подпольной редакции оккупанты обещали заплатить 75 тысяч немецких марок, что по тому времени составляло огромные деньги.

Буквы — в мешочках

Под редакционные нужды одну из комнат своей квартиры согласилась отдать Татьяна Яковенко, жена красноармейца. Его снимал бывший военнопленный Арсений Гришин. В квартире бывал редко: выполняя задания подполья, часто был в разъездах, поэтому был не против, что там разместится подпольная типография.

Ввиду того, что типография была перенесена в другое место, а в процессе подготовки газеты возникали трудности, второй номер подпольной газеты вместо июля, как было изначально запланировано, вышел в августе. Над этим выпуском, как и над третьим, увидевшим свет 6 сентября 1942 года, работал небольшой редакционный коллектив: Вячеслав Никифоров, Ядвига Савицкая, Владимир Казаченок, Хасан Александрович, Сергей Благоразумов, Клавдия Фалдина и Анастасия Корпусенко.

Сын наборщика подпольной «Звязды» Борис Александрович долгое время дружил с нашей редакцией, имел удостоверение почетного корреспондента «Звязды». Именно от него мы узнали много интересных деталей, связанных с выходом издания в оккупированном Минске. От отца Борис Александрович знал, что выпускать газету было очень сложно: все время чего-то не хватало — то бумаги, то краски, то типографских устройств. Его мать, Галина Александрович, сшила из марли около двухсот мешочков, в каждом из которых хранилась буква. После того как номер был оттеснен, буквы вновь складывались в свои «резервуары».

Так выглядел дом по улице Издательской, в которой летом-осенью 1942 года создавалась подпольная «Звязда». На ее месте сейчас стоит памятник.

Хасану Александровичу очень часто приходилось работать и ночью. В целях конспирации закрывались ставни, окна завешивались одеялами. Печатать вручную – дело не из легких. Уставшего наборщика возле типографского станка нередко сменял Владимир Казаченок. Иногда складывались такие ситуации, что раньше от запланированного нужно было заканчивать работу, скрывать шрифт, верстатку, набор... Вот о каком случае Хасан Мустафович рассказывал своим детям: «Утром я пришел заканчивать набор 3-го номера газеты, а через час-два хозяйка дома сообщила мне, что идут товарищи Казаченок и Ватик (так в подпольной типографии называли Вячеслава Никифорова). Вместе мы начали составлять макет номера. Не успели закончить работу, как Татьяна Яковенко сообщила, что сюда идет полкой. Казаченок и Ватик вышли в другое помещение, а меня закрыли на замок. Перед этим мы решили, если полкой захочет зайти в помещение, где печаталась газета, — убить его холодным оружием».

До этого, к счастью, не дошло. Однако продолжать создавать газету по указанному адресу уже было опасно. Кроме того, по издательской проходили немцы и их помощники — через дорогу находилась гестапо. Только оккупанты даже не догадывались, что у них под носом — в соседнем доме — набиралась и печаталась газета, типографию которой они так старательно искали! После выхода третьего подпольного номера работать на этой квартире больше не рисковали — нашли другое место.

В 1967-м Татьяна Яковенко, которая была одной из немногих, кому из тех людей посчастливилось выжить, передала в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны предметы интерьера комнаты, где в годы оккупации кипело журналистское дело. Стол, стул и табурет, за которыми реально работали Минские подпольщики-«звяздовцы», помещены в импровизированной конспиративной квартире новой экспозиции. На столе лежит принесенный Татьяной Яковенко валик, который полиграфисты использовали для газеты. Подпольная «Звязда» — также в экспозиции: в музее хранится 51 номер за 1942 год. В разное время их принесли разные люди, которые, к сожалению, не могли объяснить, откуда газеты появились в их семьях.

Кто редактор?

До сих пор нет единого мнения о том, кто был редактором других, кроме первого, выпускал подпольной «Звязды». Не раз ставилась под сомнение деятельность той же Ядвиги Савицкой, которая, по некоторым данным, являлась редактором 2-го, 3-го и 4-го номеров. Другие опровергают этот факт, утверждая, что должность руководителя занимал заведующий отделом пропаганды и агитации Минского городского подпольного комитета Вячеслав Никифоров (подпольный псевдоним «Ватик»).

Вячеслав Никифоров.

Когда началась Великая Отечественная война, Вячеславу Никифорову было 32 года. С первых дней оккупации столицы он включился в подпольную борьбу с врагом. Инициировал создание подпольной группы «нефтяников», которую возглавил подпольщик Константин Григорьев. Некоторое время квартира Никифорова, находившаяся на Червенском тракте, была явочной. Здесь собирались патриоты, хранилась запрещенная литература и оружие.

После того как в мае 1942 года погиб первый редактор подпольной «Звязды» Владимир Омельянюк, Вячеслав Никифоров принимал непосредственное участие в дальнейшем выпуске издания. Лично занимался оборудованием подпольной типографии по издательской улице, подбирал людей для подпольной редакции, участвовал в выпуске газеты и распространял ее.

Весомый вклад в деятельность подпольной газеты внесла и Ядвига Савицкая. Каждый подпольный номер создавался в тяжелейших условиях: повсюду были шпионы и провокаторы. Когда Ядвига Савицкая занималась обработкой материалов или писала их, ее дочь всегда находилась на улице, мать — во дворе. При малейшем подозрении подпольщица получала сигнал и прятала материалы в подоконник. «При хороших условиях газету можно было сделать за два-три дня, а делали ее месяцами, — рассказывала Савицкая. — Не успевали взять в руки карандаш, как поступает сигнал тревоги. Заходить в квартиру кто-то, всякая работа останавливается».

Кроме непосредственной журналистской работы, Ядвига Савицкая неоднократно носила напечатанную газету в городки и села. По ее словам, были моменты, когда газету отдавала крестьянам публично, не скрываясь. При этом не было ни одного случая, чтобы из страха кто-то отказался ее взять. Население той или иной деревни быстро знакомилось с содержанием издания, которое затем передавало другим людям. Подпольщики, которые приходили в этот населенный пункт во второй раз, были здесь желанными гостями.

Ядвига Савицкая.

Что касается наполнения газеты материалами, по признанию журналистов-подпольщиков, над вторым, третьим и четвертым номерами подпольной газеты работать было гораздо легче по сравнению с первым. Корреспондентская сеть расширялась. Партизаны, а также мирное население проявляли большой интерес к газете: они не только ее читали, переписывали материалы от руки, а и сами снабжали газетчиков информацией, являлись авторами публикаций. Попадали в подпольную редакцию и материалы из лагерей для военнопленных.

Владимир Казаченок, участвовавший в выпуске подпольной «Звязды», в послевоенное время также был одним из претендентов на редакторство в газете. По воспоминаниям некоторых подпольщиков, Владимир Степанович делал многое ради того, чтобы газета вышла в свет. Другие, называя его гостем подполья, вообще оспаривали причастность Казаченка к военной «Звязде», но экспертиза газетных номеров подтвердила, что его рукой были написаны многие материалы.

Наиболее точно и, наверное, честно свою роль в издании газеты уже после войны определил сам Владимир Казаченок. Он говорил, что неправильно показана роль отдельных товарищей в создании подпольной газеты. Последняя, по мнению подпольщика, имела коллективного редактора-редколлегию, состоявшую из трех человек — Никифорова, Савицкой и собственно его.

Скорее всего, так оно и было. В условиях военного времени вряд ли кто-то из подпольщиков думал о том, какую должность он занимает. Не было и конкретных назначений. После трагической гибели редактора первого подпольного номера «Звязды» Владимира Омельянюка, а также ареста некоторых подпольщиков выпуск газеты возобновился без всяких приказов — это было дело чести патриотов своей Родины.

Вероника КАНЮТА

Фото из архива редакции

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.