Вы здесь

Учебные пособия доработают с учетом замечаний


Как подчеркивают в пресс-службе главного образовательного ведомства, качество учебных пособий остается одним из важнейших условий обеспечения качества общего среднего образования, поэтому этот вопрос находится на постоянном контроле не только со стороны Министерства образования, но и со стороны руководства страны.


В период с 2015 по 2021 год в образовательную практику были поэтапно внедрены 217 новых учебных пособий для 1-11 классов.

По результатам проверки, проведенной Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в феврале-марте 2022 года, было указано на ряд недостатков в школьных учебных программах и учебных пособиях: это перегруженность научной информацией, сложными для понимания учащихся терминами, определениями, несоответствие объема учебного материала времени, отведенному на его изучение, несоответствие содержания учебных пособий принципам дидактики, в первую очередь, принципам доступности, систематичности и последовательности изложения учебного материала.

В основу таких выводов легли, в том числе, результаты исследуемых проверок учебных пособий, проведенных Национальным институтом образования.

С целью широкого обсуждения обновленных учебных пособий, определения мер, направленных на устранение выявленных проблем и повышение качества учебных пособий, были организованы диалоговые площадки на базе областных институтов развития образования. В их работе приняли участие авторы учебных пособий, рецензенты, учителя, в том числе участники опытной проверки, методисты учреждений дополнительного образования взрослых.

В ходе обсуждения были высказаны предложения и замечания, которые должны стать предметом глубокого анализа специалистов Национального института образования, авторских коллективов, предметных секций Научно-методического совета при Министерстве образования, секций Государственной комиссии по подготовке учебников и учебных пособий в гуманитарно-обществоведческой сфере, академии последипломного образования, региональных институтов развития образования.

Говоря о том, что еще предстоит сделать для совершенствования учебных программ и учебных пособий, министр образования Андрей Иванец отметил: «Мы должны провести доработку учебных программ и учебных пособий, привести их в соответствие с возрастными познавательными особенностями учащихся, обеспечив доступное изложение учебного материала. При этом должны быть учтены результаты диалоговых площадок, опытной проверки учебных пособий, результаты анкетирования учащихся и педагогов, замечания, поступившие на инфолинию Национального образовательного портала, результаты проведенных республиканских контрольных работ по учебным предметам. К тому же работа по совершенствованию учебных пособий должна иметь комплексный характер.

По результатам проведенного анализа учебных пособий необходимо выделить те, которые нужно тщательно переработать. У нас есть план издания и переиздания учебных пособий. Подход очень прост: если пособие хорошее, то нет необходимости в его переиздании. А если пособие не очень хорошее, а в плане оно стоит на переиздание через пять лет, то его нужно переиздать сейчас».

Буквально на прошлой неделе состоялось заседание Республиканского совета по исторической политике при Администрации Президента Республики Беларусь. В частности, там прозвучало предложение, чтобы учащиеся 10-11 классов «историю Беларуси» и «мировую историю» изучали как интегрированную дисциплину — история Беларуси в контексте мировой истории. С чем это связано? Во-первых, с преемственностью школьного и вузовского исторического образования. С 1 сентября во всех вузах нашей страны будет введена «История белорусской государственности». Приходя в белорусские вузы, школьники должны понимать университетский интегрированный курс. Разработка интегрированного школьного курса позволит объединить часы, предусмотренные на изучение «истории Беларуси» и «мировой истории» для изучения интегрированной дисциплины. Это позволит одновременно увеличить количество часов и подготовить выпускников школ к курсу вузов «История белорусской государственности».

Нужно иметь в виду, что с 1 сентября текущего года будут внедряться новые учебные планы, которые затронут изучение таких предметов, как русский, белорусский, английский языки, русская и белорусская литература. В частности, для русского, белорусского языка, русской и белорусской литературы на уровне 10-11 классов увеличивается количество часов.

Министр также отметил, что серьезную работу предстоит провести в плане повышения квалификации учителей. Академия последипломного образования, Национальный институт образования и областные институты развития образования должны действовать в одной связке.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото edu.gov.by

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.