Вы здесь

Оршанский лен и добрушский фарфор вполне могут стать геобрендами


В настоящее время наблюдается развитие рынков, когда большой торговый оборот приводит к необходимости эффективной индивидуализации услуг и товаров. Одним из правовых механизмов защиты услуг и товаров, их производителей, сохранения репутации регионов является географическое указание и наименование места происхождения товаров. Важно то, что с помощью такой защиты хозяин бренда имеет право претендовать на произведенную собственность, ссылаясь на закон.


Это имеет большое значение для развития регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, — считает начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Синишова.

Однако почему-то в нашей стране мало кто использует такой правовой механизм защиты товара, как географическое указание.

Между прочим, географическое указание содержит название населенного пункта или местности, которое можно использовать на товаре для создания у потребителей четкой ассоциации о месте производства продукции с ее особыми свойствами, качеством, репутацией или иными характеристиками. Самыми известными географическими брендами являются мурманское стекло, тульский самовар, сыр пармезан и французский коньяк. Когда мы слышим названия этих товаров, то как потребители понимаем, о каких вещах идет речь, из какой страны они и каковы их особые свойства.

Получив право пользования географическим указанием, белорусский производитель не только подтверждает оригинальность своего товара и его качество, но и способствует формированию положительного имиджа своего региона, города, села и страны в целом.

Несмотря на существенные плюсы этого маркетингового инструмента, большой популярности и спроса на регистрацию географических наименований у нас в стране нет. И на это есть две причины. Во-первых, предприятию, для того чтобы получить правовую защиту географического указания, необходимое заключение компетентного органа, что его товар, действительно наделенный географическим указанием, имеет особые свойства, связанные с местом происхождения. Во-вторых, наши субъекты хозяйствования мало знают о том, что есть такой объект интеллектуальной собственности, как географическое указание.

В настоящее время Национальный центр интеллектуальной собственности охраняет 37 географических указаний. В основном это иностранные названия: 24 грузинские бренды, ирландский и шотландский виски, тульский пряник и другие. Среди белорусских брендов — «Минская минеральная вода», «Лидское пиво» и «Лидский квас». Наталья Синишова считает, что, имея статус географического наименования, продукция субъекта хозяйствования получает уникальный маркетинговый инструмент, помогающий эффективно продвигать и продавать товар. Второй рычаг — запрет использования подобных названий другими субъектами хозяйствования. У нас довольно много уникальных товаров в стране, о которых люди даже не знают. Вот, например, ООО «Гермес А» добывает сапропелевые лечебные грязи. Также предприятие занимается их поставкой в санатории.

Наш белорусский лен широко известен. Изделия из льна пользуются повышенной популярностью и в США, и в Китае. Почему бы не сделать брендом Оршанский лен? Это мог бы быть великолепный инвестиционный проект, который бы привлек средства в регион. Кроме того, Добрушский фарфор, Кировская Жарка и Нарочанская минеральная вода обладают всеми условиями уникальности географических наименований.

Неглюбские полотенца может зарегистрировать одна мастерица

Кто же может получить географическое указание? Это могут быть просто граждане, организации, юридические лица, объединения лиц с различным субъектным составом.

В Беларуси есть мастерицы, которые ткут уникальные полотенца — неглюбские. И с учетом нашего закона даже одна из них, продолжающая традицию, может подать заявку на получение географического указания и получить право пользования наименованием «неглюбские полотенца».

А неглюбские полотенца – одна из интересностей белорусской земли. В отличие от широко распиаренных слуцких поясов, которые на самом деле принадлежат к персидской этнической традиции, полотенца из Неглюбки — достояние белорусского этноса. Со слуцкими поясами их роднит техника ручного ткачества. Во всем остальном они антиподы. Слуцкие пояса служили атрибутом шляхетского костюма. Как известно, шляхта считала себя потомками легендарных сарматов. Отсюда тяга ко всему Восточному.

Неглюбская традиция ручного ткачества родилась на белорусской земле. Одной из ее особенностей является то, что полотенце ткалось с изнаночной стороны. Поперечные орнаментальные полосы мастерицы по традиции называют «хрящами».

Получить географическое наименование могут и Ассоциации производителей. В поселке Дрибин мастера — шаповалы изготавливают валенки. Жители могут объединиться в Ассоциацию производителей и подать заявку.

Что касается самой процедуры, то она состоит из нескольких этапов. Первое – подача заявки и оплата патентных пошлин. Далее – экспертиза. Необходимое заключение компетентного органа о том, что товар имеет определенные свойства, качество, репутацию, связанную с местом происхождения. И таким компетентным органом является Академия наук со всеми ее подчиненными организациями.

В Беларуси разработан обширный список того, что может охраняться таким объектом интеллектуальной собственности, как географическое наименование. Это и растения, и животные, сельскохозяйственная продукция, изделия ремесленных промыслов, разнообразные напитки, минеральные воды, специи, чаи и другие продукты питания. Не так давно осуществлялась корректировка Закона «О географических указаниях». Сегодня требования к лицам, собирающимся регистрировать географические названия, максимально упростились. Главное – чтобы товар был поистине уникальным.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».