Вы здесь

Тайны земли дреговичей. Сколько лет Туровской епархии?


Весь этот год юбилейный для православия на белорусских землях — 1030 лет. За исходную дату берут 992 год, когда была учреждена Полоцкая епархия, ставшая первой кафедрой на нашей земле. Эта дата точно известна историкам. Но ведь на то время было не только Полоцкое княжество, которое вслед за Киевом приняло христианство восточного образца. Гораздо ближе к Киеву географически находилось Туровское княжество, но официально считается, что Туровская епархия начинает свой отсчет с 1005 года. И наверное, здесь еще могли бы быть уточнения...​


О вере Христовой наши предки, скорее всего, знали раньше, чем сюда пришли православные священники. Кривичи, радимичи, дреговичи контактировали с торговцами, которые использовали знаменитый путь из варяг в греки, перемещаясь по рекам Западной Двины, и Днепру. Среди тех людей встречались христиане. Но так случилось, что среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини бывшая жена великого князя Киевского Владимира Рогнеда. Ее старший сын Изяслав, согласно Никоновской летописи, отличался особым благочестием. Согласно летописным источникам, Владимир разделил русскую землю на несколько княжеств, своего сына Изяслава посадил в Полоцке, а Святополка — в Турове. Наверное же, процесс принятия и укрепления христианства шел одновременно в обоих княжествах?

Первые епископы на белорусские земли направлялись митрополитами киевскими, которые были в каноническом ведении у патриархов Константинопольских. Через Православную Церковь осуществлялась духовная и культурная связь с центром христианской цивилизации того времени, что поспособствовало духовному и культурному подъему, которым были отмечены ХІ и ХІІ века нашей истории. И когда Полоцк был крупным городом кривичей, то туров объединял вокруг себя дреговичей.

— Новая вера и новая культура не требовали радикального разрушения традиционного образа жизни, но задавали идеалы, которых искала сама народная душа. Можно сказать, что Национальный генотип избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Племенное сознание постепенно отходило, появилось единое этническое самосознание, — отмечает Валентина Теплова, профессор Минской духовной академии. — В Полоцке неизвестны такие события, как свержение языческих богов либо крещение огнем и мечом (это на первом этапе было, потому что новое еще не проверено жизнью), что сопровождало принятие христианства в Киеве и Новгороде. Возможно, это объясняется тем, что политика полоцкого князя Изяслава, с именем которого связано распространение христианства на белорусских землях, отличалась для того жесткого времени необычайной мягкостью и терпимостью.

Наверное, подобным образом действовало духовенство, прибывшее вместе с ним, и епископ, имя которого источники не сохранили. Но надо отметить, что источники по истории распространения христианства на белорусских землях сохранились в очень ограниченном количестве. Поэтому большое значение при изучении этой эпохи приобретают материалы археологических раскопок. Если мы говорим уверенно и точно о создании Полоцкой кафедры, то история создания Туровской кафедры — второй Православной на территории белорусских земель — не очень понятна. Единственным свидетельством, позволяющим характеризовать и говорить о принятии христианства на территории Туровской Земли, является Киевский патерик архимандрита Киево-Печерской лавры Иосифа тризны.

Но этот источник принадлежит к XVIII веку, он достаточно поздний. Именно в ней упоминается дата создания Туровской епархии-1005 год. Ряд исследователей, занимавшихся историей Туровской епархии, несогласен с этой датой. Например, белорусский археолог, профессор Петр Лысенко допускал, что такая дата, скорее всего, не соответствует реальности. Он считал, что не могло быть, чтобы такое важное княжество, каким в то время было Туровское, приняло крещение позже, чем Полоцкая земля или другие земли тогдашней Руси. По его мнению датой основания Туровской епархии нужно считать тот же 992 год. С этим мнением соглашаются многие российские исследователи. Например, историк ХІХ-начала ХХ века Евгений Голубинский, который очень пристально изучал эпоху Х-ХІ веков в развитии церкви. Он также называл дату основания епархии в Турове ту же, что и Полоцкой.

В этом есть логика. Первые летописные упоминания о турах принадлежат к 980 году. Многие исследователи считают, что Туров был вторым по значению городом Киевской Руси. Туровское княжество включало в себя такие города, как Пинск, Слуцк, Несвиж. Территория Туровской епархии в первые века ее существования была обширна и охватывала земли, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. А в самом городе при археологических раскопках в 1960-х годах были обнаружены руины древнего храма ХІІ века, который был самым большим на территории княжества в то время, но просуществовал недолго, был разрушен — и это еще одна загадка Туровской земли. Кстати, также при раскопках нашли частично уцелевшее Туровское Евангелие ХІ века, написанное кириллицей. Найденная в 1865 году рукопись — наиболее древняя из тех, что обнаружена в Беларуси.

Туровская епархия переживала разные времена, как и сама Беларусь. Но была восстановлена в конце ХХ века.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. Во вторник события будут развиваться благоприятно для вас, неожиданно могут возникнуть новые перспективы для карьеры.

В мире

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Президент Беларуси Александр Лукашенко и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин договорились об историческом подъеме сотрудничества на новый уровень.