Вы здесь

Поинтересовались, как живет первый в Могилевской области районный издательский дом


Сегодня в стране успешно работают республиканские и областные холдинги, объединившие под одной крышей газеты, социальные сети, а где-то — радио и даже телевидение. Оно и понятно: при тех объемах информации, которые сегодня существуют, так легче угодить читателю. Процесс реформирования распространился и на районы. Буквально на Новый год, 31 декабря, был создан первый на Могилевщине районный Издательский дом «Шклов-инфо». Ему только семь месяцев, но образование уже доказывает свою жизнеспособность. Чем живет ведомство, выясняла корреспондент «Звязды» в разговоре с ее главным редактором Ириной Чульцовой.


Пишем, снимаем, оказываем услуги

Возможности издательского дома «Шклов-инфо» сегодня самые широкие. Для района с численностью населения около 27 тысяч человек образование — вообще передовое. Оно одновременно предлагает общественно-политическую газету «Ударный фронт» с общим тиражом более 5 тысяч экземпляров, телевизионный контент на кабельном канале, издательские услуги — изготовление открыток, буклетов, визиток и так далее (заказы поступают даже из районов), так называемый мерч от «Шклов-инфо» — одежда, подарочные камни, чашки с символикой района, его достопримечательностями и брендами. Здесь же можно заказать календари с фотографиями любимых людей, по отдельности или в семейном кругу. Много поклонников «Шклов-инфо» присутствует на его собственном портале, в соцсетях и на YоuTubе. Количество просмотров иногда доходит до несколько тысяч.

— Все необходимое оборудование, которое помогает так широко себя представлять, уже было на базе редакции газеты и телевидения, — отмечает главный редактор. — Просто в новом формате мы стали им активнее пользоваться. Сейчас это наша «фишка». При создании холдинга нам очень помогли районные и областные власти, вместе мы обсуждали все нюансы, проговаривали всевозможные последствия. Мы же – первое образование такого рода. Перенимать опыт не у кого, пишем историю с чистого листа.

Министерство информации сегодня ориентирует издания страны на активную работу в соцсетях, призывает аккумулировать все возможности и оперативно предоставлять события по разным каналам. И «Шклов-Инфо» в постоянном поиске новых пользователей. «Одноклассники», «Фейсбук», «Вконтакте», модный в последнее время Іnstаgrаm — корреспонденты издательства размещают там более 3-4 новостей ежедневно. Район небольшой, но ведь они находят, чем удивить. Вон информация о том, как в местном хозяйстве телят поят пепси-колой, побила все рекорды по просмотрам. Даже вездесущий ТикТок перепостил эту новость. Для интернета журналисты делают маленькие, на половину или полторы минуты, видеоролики. Их охотно просматривают в соцсетях и на YоuTubе. Одна и та же новость подается под разным соусом, чтобы не выглядело, что это банальный репост. Другие заголовки, варианты текста, различные фото — получается совершенно новое восприятие. Уникальность всегда оценивается на порядок выше. Для любителей телеконтента – телепрограмма «результаты», где каждую пятницу освещаются самые важные события за неделю.

Ирина Чульцова — руководитель с огоньком, она не сомневается ни в себе, ни в своих коллегах. Преобразования в информационном пространстве ее нисколько не смущают. Наоборот, это же открывающиеся возможности для самореализации! На место главного редактора она пришла с районного телевидения. Но опыт работы в газете у нее тоже есть. Еще во время практики, когда училась в БГУ, имела возможность брать мастер-классы у здешних мэтров, одним из которых считает бывшего редактора Александра Белясова. Признается, что его советы помогают ей в работе и сегодня.

Чтобы добавить остроты

На газету у Ирины Чульцовой вообще большие надежды. Кто-то считает печатный вариант анахронизмом, но она с этим не согласна. Все зависит от наполнения. По мнению собеседницы, количество читателей «Ударного фронта» увеличилось благодаря тому, что журналисты перестали опасаться делать материалы острой социальной направленности. А раскрепостила их именно работа в холдинге. Теперь им приходится создавать материал для сайта, газеты, соцсетей и телевидения. Сначала дефицит острых тем компенсировали за счет обращений, поступающих в соответствующий отдел райисполкома. Но люди быстро оценили такой шанс решить свои вопросы и стали сами предлагать темы для сюжетов. Недавно, например, в редакцию обратились жители агрогородка с жалобой, что не работает общественная баня. Журналисты выехали на место, встретились с руководителем хозяйства, на балансе которого значится этот объект, и теперь она снова работает.

— Если в прошлом году мы только один материал отправили на реагирование в компетентные органы, то в этом году за такой же период — одиннадцать, — уточняет Ирина Чульцова. — И это не учитывая тех публикаций, где мы разбирались на месте вместе со специалистами. Лично я писала про детскую площадку, мимо которой хожу на работу. Раздражало, что там постоянно бедлам, бутылки валяются, песочница в заброшенном состоянии. И сейчас такого безобразия стало гораздо меньше. Еще одна наша автор обратила внимание, что с недавно отремонтированной дороги украдены люки. Написала материал, и мы отправили его на реагирование. Альтернативные ресурсы помогают нам реагировать на события оперативно. Однажды корреспондент сделала острый материал в газету (она выходит два раза в неделю), но до следующего номера факты могли потерять актуальность. И она переделала его под телевидение, чтобы сразу же дать его в эфир.

Читателя всегда привлекают горячие темы, которые больше на слуху. Ирина готовила материалы и с беженцами из Украины, и с участниками протестных митингов. Рейтинг просмотров таких публикаций зашкаливал. Важно этот интерес направить в правильное русло.

— Мне довелось видеть, как Сирия превращалась из процветающей страны в руины, — говорит собеседница. — После окончания вуза я прожила там год. Когда начались боевые действия, я вернулась. Было страшно просыпаться под крики толпы и выстрелы. Когда в нашей стране были попытки сделать переворот, было реально не по себе. Ведь знала, чем все может закончиться. Очень большую цену приходится платить, если кто-то приходит извне. Сирия разрушена не теми людьми, что в ней живут, а странами, которым были интересны только ее ресурсы.

Кубок от «Шклов-инфо»

Главный редактор приглашает на экскурсию по издательскому дому. На деле это несколько кабинетов на разных этажах Шкловского райисполкома. Телевизионная студия, например, занимает помещение на первом этаже. За ее жизнедеятельность отвечают два оператора и корреспондент. При необходимости Ирина Чульцова готова подстраховать коллегу. Студия компактная, но там есть все необходимое для работы. Конечно, всегда хочется чего-то нового, более совершенного. Но, как заметил министр информации Владимир Перцов, когда в апреле во время Дня информирования в районе посетил Издательский дом, материально-техническая база у него основательная.

А в этом году на республиканском фестивале «Купалье» в Александрии шкловские журналисты удивили министра небольшим экспромтом. Предложили 3-минутное путешествие по Шкловщине с помощью VR-очков.

— Идея с видеороликом родилась сама собой, — рассказывает Ирина. — Буклетов и фильмов про Шкловский район хватает. И мы поставили перед собой цель сделать компактное видео с высоты птичьего полета. У нас, кстати, и свой квадрокоптер есть.

Определенную прибыль приносит издательскому дому сувенирная продукция. Она также помогает повысить имидж района далеко за его пределами. На купальском празднике в Александрии кепки и фуфайки от «Шклов-инфо» пользовались повышенным спросом. А недавно поступил заказ от хозяйства с Любинич нанести их символику на кубки и бейсболки.

— Пример того, как можно эффективно работать в связке с государственными субъектами, — уточняет Ирина. — Мы популяризируем деятельность хозяйства, а она помогает нам зарабатывать. А еще мы создаем фильмы для сельхозпредприятий, их можно увидеть на нашем кабельном канале и на YоuTubе. Это зафиксированная память, которая через несколько лет станет уже историей. И спрос на нее еще больше повысится. Сегодня мы по крупицам собираем факты периода возникновения этих объектов, еще мгновение – и они могли бы исчезнуть. Мы успели их сохранить и очень этим гордимся.

На стене в редакции много дипломов. Издание неоднократно отмечалось на различных журналистских соревнованиях. По итогам прошлого года коллектив «Ударного фронта» получил «Золотую букву» за победу в номинации «Молодежная тематика». Есть на счету «Шклов-инфо» и высшая награда Национального телеконкурса «Телевершина». Все это свидетельствует, что даже в районных масштабах можно создавать интересный и востребованный контент.

В тему

Александр Давыдович, заместитель председателя Шкловского района:

— То, что редакции решили объединить усилия, хорошо, райисполком их в этом только поддержал. Хотелось бы, конечно, смотреть свое телевидение на ZАLА. Но пока это очень дорогое удовольствие даже для некоторых столичных телеканалов. И технические, и финансовые возможности должны быть другими. Помню, как мы создавали свое телевидение, считай, из ничего, как покупали первую камеру, другое оборудование. Сейчас это уже серьезное учреждение с профессиональным коллективом, хорошими наработками. Газета вообще приносит прибыль, надеемся еще больше повысить ее тираж. Для нас очень важно, чтобы издательский дом «Шклов-инфо» был востребован и самоокупался.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

г. Шклов

Выбор редакции