Вы здесь

Разрушая стереотипы и помогая людям: смотрим Галину Адамович


Белорусское документальное кино играет особую роль в отечественном культурном процессе. Лентами фиксируется наша действительность, осмысливается время, в котором мы живем. Благодаря высокому творческому и профессиональному уровню, фильмы участвуют во многих кинофестивалях, нередко получают награды. Каждый из режиссеров несет внутри себя целую вселенную, уникальную и неповторимую. В этом материале мы расскажем о режиссере документального кино, лауреате международных фестивалей в Греции, Голландии, Италии, Молдове, Польше Галине Адамович.​


Будущий документалист сначала училась в политехническом институте, но после третьего курса забрала документы и поступила в Академию искусств на курс Виктора Дашука. Галина признавалась, что сначала ничего не получалось. Ей понадобилось время, чтобы прийти в гуманитарную «форму» и почувствовать интерес. «Тогда снимали на кинопленку — дорогое производство. На тебя, режиссера, работали цех обработки пленки, операторы, звукорежиссеры, осветители. Я сомневалась, имею ли я право этим заниматься, не лучше ли стране купить трактор, чем давать деньги на кино», — делилась Адамович. Первую награду режиссер получила в 1995 году за свою дипломную работу. Лента под названием «Полюби меня черненьким» рассказывала о детях-мулатах, родившихся в Беларуси, — так началась ее профессиональная карьера на «Беларусьфильме» в студии «Летопись».

Пожалуй уже с тех пор определилась линия творческого направления, по которому Галина Адамович движется и по сей день. Социальная проблематика в работах режиссера раскрывается через личные истории людей. Интересуют ее и вопросы Белорусской народной культуры: ряд лент она посвятила героям, живущим в разных уголках Беларуси, но каждый день занимающимся одним делом – сохраняющим традиции предков.

Нельзя не упомянуть фильм «Инокиня» — лента получила большое количество наград, в том числе в 2011 году приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» на XVІІІ «Лістападе». А также Гран-при Открытого фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге и многочисленные призы за лучший документальный фильм на кинофестивалях в Москве, Киеве, Батуми, Трускавце. Главной героиней «Инокини» стала Ирина Денисова — преподавательница, которая долгое время работала в лицее при консерватории. В какой-то момент ее младший ребенок заболел онкологией. Лента рассказывает о том, как из-за болезни сына Ирина пришла к вере. Как рассказывала сама Галина Адамович, во время создания картины было ощущение, что высшие силы используют ее в качестве инструмента. «В этом фильме присутствует непонятный мне элемент чуда», — отмечала режиссер.

Острую тему домашнего насилия Адамович затронула в картине «Хороших девочек не бьют» — документальная лента посвящена судьбам женщин, пострадавших от рук своих близких. До сегодняшнего дня упомянутая тема словно под запретом, во время создания фильма и поиска героинь съемочной команде приходилось преодолевать много препятствий. Иногда команде не давали контакты пострадавших, а некоторые из жертв отказывали в интервью. Картина пытается разрушить стереотип «бьет — значит любит». «Это надо менять, — отмечает режиссер. — Пока я создаю кино, стараюсь максимально помочь тем, кого снимаю, поэтому эмоционально всегда сложно».

К 140-летию Якуба Коласа режиссер вместе с узбекскими коллегами готовит документальную ленту под рабочим названием «Якуб Колас: книга ташкентского бытия». Адамович планирует снять фильм-путешествие, рассказ в котором будет вестись от имени правнучки поэта Василины Мицкевич. В картине будут использованы кадры из кинохроники: творческая встреча узбекских, белорусских и русских поэтов в Доме Красной Армии в Ташкенте, во время которой присутствовал и Колос. Также в дни 60-летнего юбилея Ташкентская киностудия снимала выступление нашего песняра – все это можно будет увидеть в новой документальной работе.

Прикоснуться к Вселенной Галины Адамович удастся 10 августа — телеканал «Беларусь 3» покажет ленту «Веда», которая расскажет историю деревни, что в 1942 году разделила судьбу Хатыни. В 2016 году в Веде была освящена часовня-памятник в память о сожженных людях. На протяжении почти десяти лет писатель и краевед Вениамин Бычковский строил часовню, несмотря на то, что это занятие едва не разрушило семейную жизнь героя. В фильме Вениамин и его жена Анастасия размышляют над вопросом, что более важно: семья или «дело жизни».

Документальную ленту Галины Адамович «Веда» можно будет посмотреть в 10:00 на «Беларусь 3».

Арина КАРПОВИЧ

Превью: pixabay.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.