Вы здесь

Шиманский: Попав в штат «Звязды», я был на седьмом небе от счастья!


В разные годы в «Звязде» работали известные писатели и языковеды, печатались классики белорусской литературы. В штате старейшей республиканской газеты находились и те, кого через некоторое время назовут патриархами белорусской журналистики. Среди них — известный публицист и писатель Михаил Шиманский.


Он отдал журналистике свыше 70 лет. Печататься начал в один из непростых периодов — в 1940-е. И сейчас, уже давно будучи на заслуженном отдыхе, продолжает работать со словом. Из-под пера заслуженного работника культуры БССР, члена Союза писателей Беларуси, лауреата Государственной премии Республики Беларусь в области литературы, лауреата специальной премии Президента деятелям культуры и искусства вышло около 30 книг. По сценариям Михаила Шиманского снято несколько документальных фильмов. Накануне юбилея газеты мы встретились с Михаилом Николаевичем, упомянули его работу в «Звязде» и поговорили о роли журналистики в современном обществе.

— Михаил Николаевич, кто повлиял на ваше решение связать свою судьбу с журналистикой?

— Моя мать. В детстве она читала мне чудесные стихи русских поэтов, которые выучила в беженцах под Царицыном. С трепетным волнением я воспринимал поэтические образы. Так у меня рождалась любовь к художественному слову. До сих пор люблю, уважаю, ценю слово, а значит, и книгу. Такое мое настроение перешло в неистовую любовь к журналистике. Газетные строки на меня воздействовали какой-то магической силой. Моя журналистика началась с нестерпимого желания что-либо написать в Березовскую районку «Пламя». Пробовал, переписывал, страдал, долго не решался отправить маленькую заметку в редакцию. Отправив, не мог дождаться. И такое чудо – напечатали! Да еще за моей подписью. Березовская районная газета, которая впоследствии называлась «Маяк» (такое название носит до сих пор), стала моим первым рабочим местом.

— А как вам удалось попасть в штат наиболее популярной и влиятельной по тому времени газеты «Звязда»?

— Мой творческий путь в редакции старейшей и очень заслуженной газеты начался в 1959 году и продолжался 11 лет. Время немалое и в моей журналистской судьбе чрезвычайно ответственное, интересное. В «Звязду» я пришел уже с журналистским опытом. До этого три года проходил срочную военную службу в Вологодской области, на Кольском полуострове, в Кемеровской области, и везде сотрудничал с редакциями окружных военных газет, присылал материалы о службе своей и товарищей. Когда увольнялся в запас, из редакции окружной газеты меня посылали во Львовское высшее военно-политическое училище, но командир нашей роты отговорил меня, аргументировав это тем, что всю жизнь придется стоять в военном строю, и посоветовал поступать на отделение журналистики филфака Белорусского государственного университета. Поступил! На лекции походил, кажется, месяц, послушал, чему нас учат и, не найдя конкретной журналистики, смело и решительно пошел в «Звязду». В редакции меня встретили тепло и доброжелательно. Привели в отдел промышленности, строительства и транспорта — началась реальная журналистика. Сначала внештатным корреспондентом, на третьем курсе меня взяли в штат литсотрудником.

— Для студента — большая честь...

— Безусловно! Помню, как Борис Мицкевич, который преподавал у нас зарубежную литературу, поздравил меня с таким важным событием в жизни и спросил, какая у меня будет зарплата. Ответил, что не знаю. Бесконечно преданный журналистике, я тогда не придавал особого значения материальным вопросам. Попав в штат «Звязды», я был на седьмом небе от счастья!

— Что наиболее запомнилось с периода работы в старейшей республиканской газете?

— Это был период, когда творческие силы редакции были велики. Имена «звяздовцев» хорошо знали читатели: Борис Стрельцов, Раиса Самусенкова, Зиновий Пригодич... Не только талант, но и полная самоотдача в работе, жажда творческого поиска, высокая личная ответственность, добросовестность, уважение к читателям и прочее, что определяет суть журналистики, были присущи моим коллегам по «звезде». Главный редактор Василий Пыжков делал все, что мог, чтобы постоянно идти в ногу с жизнью. На редакционных летучках он требовал от нас, сотрудников, освещать острые темы. Некоторые впоследствии возмущались, что редактор требует невозможного, так как каждый более-менее критический материал требовал согласования в ЦК. Пыжков поощрял творческий поиск. Им даже была разработана четырехбалльная система оценки материалов – от «плохо» до «отлично». Еще Василий Андреевич был просто необуздан (в лучшем смысле этого слова) насчет заголовков. Если название материала не принимал, а такое случалось часто, на тексте отмечал: «Предоставить 5/8/10 вариантов заголовков!» Он быстро выбирал один, еще три-четыре подчеркивал и советовал хранить отдельно. Листы с этими заголовками я складывал в специальную папку (за время работы в «Звязде» их накопилось сотни), и в дальнейшем мне удавалось быстро и легко подготовить именно такой заголовок, который сразу принимал Пыжков.

— О журналистских экспериментах Василия Пыжкова ходили легенды...

— Некоторые из них были довольно смелые, оригинальные и, безусловно, инновационные в белорусской печати. В частности, Василий Андреевич создал в «Звязде» отдел четвертой полосы, этим самым поломав официально узаконенную структуру газеты. Задачу поставил конкретную и соответствующую: четвертая полоса, хотя по счету была и последняя в «Звязде», должна быть самой интересной, содержательной, чтобы увлечь как можно больше читателей. Именно с ней связывали надежды по увеличению подписчиков. Насколько помню, читатели достойно отметили эту творческую задумку редакции. Многие писали, что читать газету начинают с четвертой полосы.

— А куда тогдашние «Звязды» ездили в командировки?

— В основном по Беларуси. В моей журналистской судьбе отличительную роль сыграл Солигорск. В 1963 году, выполняя соответствующее постановление ЦК КПБ и Совета Министров Республики, «Звязда» организовала свой спецвыпуск на строительстве очередного Солигорского калийного комбината. Работа чрезвычайно ответственная и сложная, так как она непосредственно касалась «большой химии», которая тогда многое определяла в экономике Советского Союза. «Звязда» своим словом содействовала успешному строительству и своевременному вводу в строй нового гиганта калийной промышленности в Беларуси, которому уделялось исключительное внимание в самом ЦК КПСС. Нужно ли говорить, что для газеты значила организация этого спецвыпуска, ответственным за который назначили меня? Регулярно спешил из Минска в Солигорск, где без перерыва ходил по огромной стройке, беседовал со многими людьми — в конце дня еле переставлял ноги. А потом летел в Минск, чтобы быстрее все написать, выдать очередной номер спецвыпуска и вовремя привезти его в Солигорск. Теперь, когда вспоминаю то время, не верится, как выдержал. Опыт «Звязды» был высоко оценен ЦК КПБ и Советом Министров. Меня в числе передовиков наградили грамотой Верховного Совета БССР. Главный редактор одной районной газеты по моим спецвыпускам написал и успешно защитил кандидатскую диссертацию.

— Вы работали рядом с легендами белорусской журналистики. Охотно ли они делились опытом с молодыми сотрудниками?

— Самые приятные и памятные воспоминания — о журналисте Александре Матусевиче. В войну он был активным участником Минского подполья. Вместе с молодым журналистом Григорием Страшко уничтожил агента СД, верного слугу фашистов Фабиана Акинчица. Когда в 1958 году был создан Союз журналистов СССР, Матусевича избрали ответственным секретарем республиканского правления творческой организации. В редакции «Звязды» наши рабочие кабинеты находились рядом. И теперь вижу дядю Алеся, как мы его называли, перед собой: волосы на голове белые как снег – от пережитого, а глаза искрящиеся, у них еще много житейских страстей. Заходить ко мне в кабинет, интересоваться, над чем работаю. Я только что вернулся из колхоза, вычитывал напечатанный на машинке текст. «Можно посмотреть?» — спрашивает дядя Алесь. Как же отказать, хотя очень волнуюсь. Он внимательно читает мой материал и говорит: «Чувствуется, что душа у вас деревенская. И ночей своих для этого не жалели. В свои молодые годы я тоже так делал. Берегите, братец, свою любовь к деревне, к земле-кормилицы, ведь ее легко потерять в большом городе». Интеллигентный, тактичный, душевный дядя Алесь всех сотрудников «Звязды» называл на «вы» и по родительскому имени. Для нас он был примером во всем.

— Современному поколению журналистов есть в чем равняться и на вас: большой журналистский опыт, в том числе в «Звязде» и одной из наиболее популярных в Союзе «Известиях», 29 написанных книг... Что пожелаете нынешним акулам пера, которым приходится работать в довольно непростое время?

— Журналистика, как и сама жизнь, постоянно меняется. Нынешние СМИ, главным образом, имеют оперативный, информационный характер, довольно решительный и резкий, так как этого требуют вызовы времени. Наша страна подвергается постоянному санкционному давлению, существует угроза суверенитету и независимости страны. Многие политики на Западе всячески пытаются переписать историю Великой Отечественной войны, фальсифицируют правду. И самое вопиющее — за рубежом нацисты действуют нагло и агрессивно, в том числе и в соседних с нами странах. Белорусы не молчат, нынешняя журналистика — на переднем крае борьбы с нацизмом и экстремизмом. Каждый сотрудник государственных СМИ должен иметь свою твердую гражданскую позицию. Она и в том, чтобы знать и ценить наше героическое прошлое, уверенно смотреть в будущее, любить и крепить родную Беларусь.

Вероника КАНЮТА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. Во вторник события будут развиваться благоприятно для вас, неожиданно могут возникнуть новые перспективы для карьеры.

В мире

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Се Сяоюн: «Китайско-белорусское сотрудничество пойдет по ускоренному пути развития»

Президент Беларуси Александр Лукашенко и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин договорились об историческом подъеме сотрудничества на новый уровень.