Вы здесь

Как «Звязда» в 90-ые годы возвращала с небытия имена героев ВОВ и отстаивала честь партизан


Наша газета — одно из немногих изданий, которое выходило во время немецко-фашистской оккупации. В захваченном Минске — в условиях, не предназначенных для издательской деятельности, под ежедневной угрозой смерти — увидели свет четыре номера подпольной «Звязды». Изданные 105 выпусков в партизанской зоне также дались непросто. За выход подпольной газеты была заплачена очень высокая цена — многие, кто имел к этому отношение, не дождались Победы...​


В Хатыни. С потомком сожженных деревень.

Иначе быть не могло — патриоты, знавшие силу журналистского слова и метко пользовавшиеся им, не остались в стороне в такое непростое время. За большие заслуги в мобилизации белорусского народа на борьбу против немецко-фашистских оккупантов в период Великой Отечественной войны старейшее республиканское издание Беларуси было награждено орденами Отечественной войны и степени и Трудового Красного Знамени. «Звязда» — единственная газета Советского Союза, имеющая боевую награду... и такое количество памятников, которые поставил ей народ.

Однако и в мирное время «Звязда» вынуждена была отстаивать историческую память, противостоять попыткам фальсификации героического прошлого, которые не прекращаются до сегодняшнего дня. И в этом заслуга добросовестных журналистов, настоящих патриотов своего Отечества. Среди них — Татьяна Подоляк, которая на протяжении 20-летней работы в «Звязде» осуществила немало патриотических проектов, вошедших в историю нашей газеты и вообще страны. Своим богатым опытом опытный журналист, профессор кафедры медиалогии факультета журналистики БГУ, доктор филологических наук, доцент сейчас делится с будущими сотрудниками массмедиа. Накануне знаковой даты Татьяна Владимировна ответила на вопросы «Звязды», в которой прошла путь от корреспондента до заместителя главного редактора.

— В начале 1990-х, когда в Беларуси начала нарастать волна фальсификаций относительно Великой Отечественной войны, газета «Звязда» одной из первых стала на защиту исторической правды...

— Время было непростое: кардинальные «переосмысления» истории, свержения героев, навязывание «альтернативных» взглядов на события Великой Отечественной... Ни разу наша «Звязда» — ни статьей, ни строкой, ни словом — не изменила своим военным коллегам-предшественникам. Сохранение и отстаивание исторической правды всегда было в центре внимания старейшей белорусской газеты. В послевоенной редакции работали журналисты, издававшие подпольную «Звязду», многие фронтовики, партизаны. Например, выдающийся фельетонист и очеркист Янка Козлов стал журналистом «Звязды» сразу после освобождения Беларуси, в 1944 году. Ему было всего 25. Но на то время это уже был сформирован человек с непростой военной биографией. Он был бойцом партизанского отряда имени С. Буденного с октября 1942 года. В 1943-м был переведен в обком КП(Б) Беларуси на должность радиста редакции Белостокской областной подпольной газеты «Белостокская правда». Иван Кондратович отработал в «Звязде» 40 лет. Мы довольно часто созванивались, он до последнего не терял чувства юмора. На День Победы «звяздовцы» приезжали к нему с поздравлениями и традиционно звучало Симоновское: «Выпьем за Победу, за свою газету!..»

В начале 1990-х тема Великой Отечественной войны нечасто освещалась в прессе либо затрагивалась в связи с разнообразными форумами «белорусов мира», которые в то время модно было проводить. На них с охотой съезжались в том числе многие коллаборационисты, сбежавшие из Беларуси в 1944-м вместе с немцами. Они ехали сюда чуть ли не героями.

С Иваном Шамякиным.

— Об этом сейчас мало кто знает...

— Из песни слов не выкинешь. Журналисты вынуждены были брать у «гостей» мини-интервью. Две такие публикации есть и у меня. Подписанные псевдонимом. Самый любимый вопрос к «иностранным белорусам»: советуете ли посетить Хатынь и музей истории Великой Отечественной войны? На меня смотрели, как на ненормальную, и цинично объясняли, что в Беларуси их интересует «культурный аспект»... Именно тогда подошла к главному редактору Владимиру Наркевичу и попросила доверить мне военную тематику. Первая статья называлась «У каждого — своя жизненная правда. Но истина, как и Родина, — одна. На всех». Конкретные факты на основании эксклюзивных документов анализировались известным историком, тогдашней заведующей отделом партизанского движения Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Раисой Черноглазовой. В течение долгого времени она была главным консультантом «звяздовских» публикаций на военную тему, имевших широкий резонанс в обществе. Всегда с улыбкой вспоминаю: в редакцию звонили ветераны с вопросом, в каком партизанском отряде воевала — хотя родилась я через 20 лет после войны. У нас, белорусов, память ее, видимо, в генах.

— Несмотря на большое количество оппонентов, в вопросе сохранения памяти о событиях Великой Отечественной и их героях у «Звязды» были авторитетные поклонники, которые на собственном опыте знали, что такое война: Иван Шамякин, Пимен Панченко, Михаил Савицкий... Несмотря на непростой характер народного художника СССР, Героя Беларуси, вы с ним нашли общий язык, о чем свидетельствует цикл интервью с Савицким. Как мастер относился к переписыванию истории?

— Жестко негативно. Центральная тема творчества Михаила Андреевича — художническое утверждение правды войны. Правды, которую невозможно опровергнуть. Последняя большая работа, над которой работал Михаил Савицкий, — «Скобровка-1944» — была задумана, чтобы открыть еще одну страшную правду Великой Отечественной войны в Беларуси, о которой почему-то долгое время молчали. Концлагерь возле Марьиной Горки, в Скобровке, где забирали кровь у детей, нигде официально не существовал. Через него прошло более трех тысяч деток. Гигантский лагерь... Детей, которые не выдерживали, после трех заборов крови умирали — их просто закапывали... Савицкий хотел громко сказать об этом величайшем преступлении. Он очень серьезно относился к той работе. Много раз переделывал. Замазывал... К сожалению, так и не успел завершить. Работа хранится в Художественной галерее Михаила Савицкого.

— По инициативе народного писателя Беларуси Ивана Шамякина 16 июня 2005 года Мингорисполком принял решение об установлении в Минске проспекта газеты «Звязда». Как общественность восприняла данный факт и долгой ли была «эпопея» в этом случае установления исторической справедливости?

— И на самом деле, историческая справедливость. Сегодня немногие помнят, что депутатами было принято решение переименовать проспект газеты «Известия» в проспект газеты «Звязда». Обращение Ивана Петровича Шамякина было опубликовано 21 мая 2002 года. На протяжении трех лет шли письма в поддержку предложения народного писателя — от поэтов и прозаиков, художников, театральных деятелей, коллег-журналистов, читателей. В поддержку высказались и тогдашние министры информации, культуры, образования, руководители Национальной библиотеки, музея истории Великой Отечественной войны, Национального театра имени Янки Купалы, многие другие. Проспект газеты «Звязда» — очень уютный уголок нашей столицы!

— «Звязда» открывала имена участников войны, которые были незаслуженно забыты. В частности, было возвращено с небытия имени Трифона Лукьяновича. С чего все началось?

— Минчанин Трифон Лукьянович — один из тех, кто официально «в списках не значится». С подвигом этого белоруса связывают сюжет всемирно известного мемориала в берлинском Трептов-парке: советский солдат спасает немецкого ребенка. (Уточню: согласно историческим источникам, при штурме Берлина советские солдаты спасли более 200 немецких детей). На улице Эльзенштрассе в Берлине стоит стела, надпись на которой сообщает, что на этом месте Трифон Лукьянович, старший сержант Советской Армии, 29 апреля 1945 года ценой собственной жизни спас немецкого ребенка от пули эсэсовцев. Но в Беларуси самого Лукьяновича долгое время считали легендой: не сохранилось документов — значит, и не было такого человека.

Спустя многие годы после войны чрезвычайно трудно установить правду и восстановить справедливость. И все же редакция «Звязды» попыталась то сделать, проведя своеобразное журналистское расследование с помощью фронтовика Георгия Сосновского, бывшего директора музея боевой и трудовой славы «Белвар» — до войны это был радиозавод имени Ленина, где работал Лукьянович. Кстати, на одном из зданий на проспекте Независимости белорусской столицы можно увидеть созданный Заиром Азгуром барельеф с изображением солдата с девочкой на руках и соответствующей надписью о Лукьяновиче. Не сохранилось документов Лукьяновича, не осталось его родных — все и всех уничтожила война. Георгий Сосновский начал искать свидетелей подвига нашего земляка и заводчан, которые знали его до войны. И нашел! Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что вполне оправданная для мирного времени логика «нет документов — нет и человека» не может быть принята за абсолютный аргумент, когда речь идет о войне. Уж очень наворотила-напутала война, много уничтожила и сожгла, множество вопросов оставило для нас, потомков...

Татьяна Подоляк с сыном наборщика подпольной «Звязды» Борисом Александровичем.

— Именно «Звязда» внесла предложение назвать одну из улиц Минска в честь Лукьяновича — отметив, что это была бы дань уважения и памяти не только благородному поступку нашего земляка, но и всем, кто не вернулся с войны, кто пропал без вести на фронтах Великой Отечественной и чьим родным военные архивы до сих пор выдают справки: «В списках не значится...».

— Инициативу газеты поддержали многие читатели, ветераны Великой Отечественной, целые трудовые коллективы. Вышло свыше десятка публикаций по поднятой проблеме. И вот после трехлетней «эпопеи» легендарный белорус вернулся на родину: 15 октября 1997 года в Минске состоялось торжественное переименование 3-й Поселковой улицы в улицу Трифона Лукьяновича. Казалось бы, справедливость и здравый смысл возобладали — и можно поставить точку. Но... Уже в начале ХХІ века вновь стали подниматься вопросы по поводу нашего земляка, только на этот раз — в совершенно ином, малопонятном контексте и со странными акцентами: легендарный подвиг Лукьяновича некоторые личности начали приобщать к счету... фальсификаций Великой Отечественной войны. Обвиняли и «Звязду», и журналиста. И снова надо было браться за перо. Упомянула кинооператора и режиссера, народного артиста Беларуси, фронтовика Иосифа Вейнеровича. Первую свою государственную премию (тогда она называлась Сталинская) Иосиф Наумович получил еще в 1943 году. Человек, которого по праву называют летописцем народного подвига. Во время войны он снимал фронтовую и партизанскую хронику, участвовал в создании фильмов «Оборона Москвы», «Разгром фашистских войск под Москвой», «Народные мстители», «Освобождение Советской Белоруссии», многих других. В документальный фильм «Пять лет и всю жизнь» Вейнерович ввел небольшую киноновеллу о Лукьяновиче — хотя, признался, многие чиновники были против: мол, где бумажки? Иосиф Наумович говорил: «Обидно! Ну как же так, немцы, наши давнишние враги, поставили памятник, а мы все отбиваемся: дело в бумажке!.. Сколько раз я прыгал в тыл врага с парашютом, с киноаппаратурой — ни о каких бумажках не думал!..»

— И в который раз «Звязде» удалось отстоять историческую правду...

— Историки, которые строго придерживаются исключительно документальных источников, соглашаются: ситуацию вокруг подвига Лукьяновича никак нельзя связывать с фальсификациями Великой Отечественной войны. Какая же это фальсификация? Это может быть миф, легенда... Что ж, можно подойти к проблеме и с такой стороны: а если Лукьянович — и впрямь легенда? Так любая легенда всегда основывается на конкретном событии. Что — то может быть добавлено, что-то приукрашено, но в основе все равно — реальный факт. Если о белорусе ходят легенды, то стоит гордиться! И все же, будем честно смотреть правде в глаза. Сколько безымянных братских могил, где спят вечным сном неизвестные солдаты, разбросано и на белорусской земле, и в других странах «пол-Европы», которую они «прошагали-проползли» за победу. Как ни досадно, но ведь и поныне незахороненными остаются десятки тысяч наших солдат, солдат-победителей. Какие сведения сохранили о них военные архивы? И какие ответы даются их родным на запросы? Видимо, такой же, как и на запрос о Трифоне Лукьяновиче: «В списках не значится...».

Татьяна Подоляк с Михаилом Савицким.

Нация, государство, народ сильные, когда умеют ценить и помнить своих героев — тех, кому обязаны жизнью, самим фактом существования. На улице Трифона Лукьяновича в Минске рожденные уже в ХХІ веке маленькие граждане Беларуси учатся делать свои первые шаги, родители рассказывают своим детям о войне и о Победе, о мужественном сыне нашей земли, который в последние дни войны ценой собственной жизни спас немецкую девочку. Жизнь продолжается — память живет.

— Одной из первых после долгого перерыва газета подняла тему сожженных вместе с жителями деревень в годы Второй мировой войны. О трагедиях своих населенных пунктов через «Звязду» рассказывали еще живые свидетели тех событий, которым чудом посчастливилось избежать фашистской расправы. За цикл публикаций «Потомки огненных деревень» вы получили специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в области журналистики. Прошло более десяти лет, а тема по-прежнему актуальна — появляются новые памятники сожженным фашистами деревням, в рамках Всебелорусской молодежной стройки идет реконструкция Хатыни...

— Тема еще более актуализировалась — фальсификации истории войны становятся все более циничными и бессовестными. Нарастает волна попыток пересмотреть итоги Второй мировой войны с целью принизить роль СССР и народов нашей тогда общей великой страны в победе над гитлеровской Германией. Причем о вкладе Беларуси и понесенных жертвах многие «специалисты» вообще стараются не упоминать. Патриотическая инициатива «Потомки огненных деревень» не была случайной. Чтобы поставить завесу лжи, которая закутывается в одежду правдоподобности, редакция «Звязды» и ГМК «Хатынь» в начале 2006 года обратились к свидетелям трагедий сожженных деревень с просьбой-предложением откликнуться. Обращение получило широкий резонанс. В начале ХХІ века остались действительно последние свидетели. В войну они были детьми, подростками. Чрезвычайно важно было услышать их голоса. Чтобы помнить. Чтобы подобные трагедии не повторялись никогда и нигде. Публикуя материалы проекта «Потомки огненных деревень», старейшая белорусская газета еще раз подтвердила: на территории Беларуси немецко-фашистские оккупанты вели войну на уничтожение. Тактика «выжженной земли», «расширения жизненного пространства» — нацистский генеральный план «Ост». Три четверти населения подлежало «выселению» из родной земли — физическому уничтожению. Четверть — «онемечиванию», превращению в рабов. Прошлая война и потери в ней — болезненная, незаживающая рана белорусского народа.

— 24 сентября 1980 года на главной площади Минска был открыт памятник первому редактору подпольной «Звязды» Владимиру Омельянюку и его боевым товарищам. Вы, еще школьницей, были в составе Почетной вахты. Наверное, судьба?

— Об этом факте совсем забыла. Вспомнился он случайно — когда историк Евгений Барановский принес большую статью о том, как определялось место гибели Омельянюка и устанавливался памятник. Материал сопровождался фотографиями с открытия памятника, в том числе опубликованный «Звяздой» репортаж с этого события. В газете вдруг узнала себя. Так вот же я, предпоследняя в ряду Почетной вахты. Столько времени прошло с сентября 1980-го, но разве может забыть, как то было. Как происходил конкурс среди учеников минских школ на право быть в составе Почетной вахты во время открытия памятника. Кроме традиционного набора характеристик (отличница, комсомолка, активистка), у меня были и творческие достижения, многочисленные публикации в газете «Чырвоная змена»...

Как странно складывается жизнь. Или, может, действительно есть какое-то предначертание судьбы, и моя почетная вахта на открытии памятника Владимиру Омельянюку и погибшим журналистам-подпольщикам была вовсе не случайной? Позже я стала журналисткой «Звязды», где почти незаметно пролетели вдохновленные 20 лет. Возможно, свою первую, самую главную журналистскую закалку я получила именно тогда, в сентябре 1980-го, когда школьницей имела честь присоединиться к истории газеты-патриотки. И эта почетная вахта памяти для меня — навсегда.

Вероника КАНЮТА

Фото из архива Татьяны ПОДОЛЯК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.