Вы здесь

Как классика объединяет культуры


В культурной палитре Беларуси множество цветов и оттенков — потребуется много времени, чтобы рассказать обо всех творцах нашей страны. Но проект «Камертон» телеканала «Беларусь 3» постепенно справляется с непростой задачей. Среди гостей студии — известные музыканты, режиссеры, актеры и художники.​


О своем жизненном пути рассказывали драматург Алексей Дударев, художественный руководитель Белорусского государственного цирка Витаутас Григолюнас, кинорежиссер Вячеслав Никифоров, поэт Владимир Мазго и многие другие. В это воскресенье «Беларусь 3» предлагает зрителям познакомиться с ведущим мастером сцены, солистом Большого театра Беларуси Эвеном Капитеном. Каким образом уроженец Франции оказался в Беларуси? Как в 19 лет стал солистом Театра оперы и балета? Обо всем по порядку.

Будущий танцор балета родился в 1997 году в деревне, что находится неподалеку от Тулузы. Эвен заинтересовался танцами еще в детстве, а уже в 13 лет отправился в Париж в балетную школу при «Гранд-опере». Юношу всегда тянуло к балетной классике — хотелось овладеть русским танцевальным языком. Творческая судьба решила одно знакомство: «Еще в Париже я случайно познакомился с танцовщиком-французом, который окончил Белорусскую хореографическую гимназию-колледж и уже работал в Музыкальном театре. От него услышал много добрых слов о преподавании там — и решился», — рассказывает Эвен. Парня пугало то, что он не знал русского языка. Сложности возникали даже с пониманием расписания занятий — приходилось обращаться за помощью к друзьям, чтобы те пояснили, в какой класс нужно идти. Как отмечает танцор, единственное, что он воспринимал без помех, – названия балетных па, которые на уроках традиционно произносятся по-французски.

Но талант, упорство и напряженная еженедельная работа над техникой помогли преодолеть все сложности. Кроме того, Эвен каждый вечер изучал русский язык, в этом ему помогала преподавательница французской. Через 2-3 месяца занятий парень начал понимать одногруппников. В 2016 году, после окончания хореографического колледжа, танцора пригласили в труппу Большого театра Беларуси. Но в кордебалете Эвен пробыл всего неделю – его перевели в солисты. Кто-то может сказать, что это удача. Однако молодой человек еще на третьем курсе танцевал в Оперном театре, исполняя роль тореадора в «Дон Кихоте». Сейчас среди главных партий танцора – балеты классического наследия в постановке Валентина Елизарьева: принц Дезире в «Спящей красавице», Зигфрид в «Лебедином озере», Эспада в «Дон Кихоте». Также в репертуаре Эвена — роли Вацлава в «Бахчисарайском фонтане», Ромео и Париса в «Ромео и Джульетте», Хозе в «Кармен-сюите». Танцор отмечает, что в Большом театре Беларуси очень хороший репертуар: «Здесь мне есть куда расти. Режиссеры и балетмейстеры видят меня в аристократических, романтических ролях. Но я хочу танцевать не только принцев, а еще и Спартака, Альберта в «Жизели».

«Звязда» рассказывала о премьере балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок». В Большом театре Беларуси его поставил хореограф, народный артист Беларуси Юрий Троян. Среди исполнителей роли Ивана — Эвен Капитен. Как рассказал солист, личность Ивана он стремился показать наивным веселым мальчикам, который видит мир будто впервые. «В балете два акта, поэтому физическая нагрузка, конечно, ощущается — много мизансцен, которые нужно танцевать энергично и в то же время с легкостью. Партия довольно сложная по дыханию», — рассказывал Эвен. Ему сложно играть наглых героев, ведь по своей натуре молодой человек скромен. Поэтому роль подобных персонажей танцор выполняет с небольшой долей сарказма. В качестве примера — Пер Гюнт.

Интерес к русской школе балета не пропадает у Эвена и до сегодня. Молодой человек признавался, что больше всего его вдохновляют именно российские танцовщики, их неповторимый стиль танца. Среди кумиров Эвена – Владимир Шкляров, Леонид Сарафанов, Кимин Ким, Анхель Корелла: «Для роли Ромео я много перенял именно от него, у него учусь актерскому мастерству. У него именно тот Ромео, которого я хотел воплотить на сцене в танце. Со мной над этой ролью много работала педагог — репетитор Людмила Бржозовская», — отмечал танцор.

Сегодня Эвен в Большом театре Беларуси танцует свой шестой сезон. Как отмечает сам танцор, у него появилось больше опыта, благодаря этому на сцене он чувствует себя спокойнее, чем когда начинал карьеру. Солист переживает больше эмоций, и если раньше концентрировался на технике, то сейчас углубляется в образы, желая отыгрывать разных по характеру персонажей. «Я мечтаю станцевать все классические балеты. В Европе их осталось не так много, а здесь классический репертуар очень большой». Не последнюю роль в данной ситуации играет личность хореографа Валентина Елизарьева. Эвен Капитен подчеркивает, что спектакли Елизарьева определяются эмоциональностью, техникой и прыжками — недаром молодых танцоров привлекают постановки известного хореографа.

Получается, что в создании отечественного культурного процесса участвуют не только белорусы, но и неравнодушные к искусству, талантливые и открытые к новому иностранцу. Чтобы поближе познакомить зрителей с личностью Эвена Капитена, а также деятельностью Большого театра Беларуси, 21 августа в 15:45 телеканал «Беларусь 3» покажет выпуск передачи «Камертон: Эвен Капитен — классика вне времени».

Арина КАРПОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.