Вы здесь

Ольга Хачкова делает вещи из текстиля по белорусским этнобрендам


Человек, который с детства стремится к прекрасному, не успокоится, пока не найдет в мире творчества свою тропинку. Народный мастер Республики Беларусь Ольга Хачкова освоила множество техник традиционного и современного декоративно-прикладного искусства. Постоянный участник и дипломант Республиканской выставки современного народного творчества «Рождественские узоры», Международной выставки мастеров писанки «Мир в моих ладонях» и других проектов в области народной культуры, Ольга Хачкова много сделала для изучения и развития декоративно-прикладного искусства в Минской области. Сейчас мастерица изготавливает вещи из текстиля по белорусским этнобрендам в технике ручной набойки по ткани, обучает детей и всех желающих традиционным видам народного искусства.


Искать себя и не сдаваться

В детстве Ольга хорошо рисовала. Девочке было восемь лет, когда ее первую работу забрали на выставку. После школы поступила в Гомельское профессионально-техническое училище народных художественных промыслов (ныне — Гомельский профессионально-технический колледж народных художественных промыслов) на специальность «художник-оформитель». Закончив его, некоторое время работала в училище, занималась аппликацией соломкой и соломоплетением. Затем поступила на заочное отделение в Минский педагогический университет имени Максима Танка на факультет народной культуры. Во время учебы во многом познакомилась: роспись по дереву и по стеклу, ткачество поясов, лепка из глины. Освоила декупаж, изделия из войлока, бисероплетение, вытинанку... и продолжала искать «свой» вид творчества.

Работая заведующей отделом традиционной культуры в Минском областном центре народного творчества, задумала попробовать ручную набойку по ткани. Рисунок выбрала по мотивам вытинанки. Результат понравился. Так Ольга нашла свою нишу — старинный вид росписи ткани. Когда-то набивные салфетки, скатерти, платки были почти у каждой белорусской хозяйки.

— Мне хотелось создавать продукт, основанный на народном искусстве, с использованием традиционных узоров, но при том адаптированный к современным реалиям, — рассказывает Ольга Хачкова. — Набойка или набойка — древняя технология отделки ткани — дает для этого отличные возможности. Когда достигла в этом деле профессионализма, решила: будет хорошо, если белорусские этнобренды приобретут новую жизнь на платьях, палантинах, салфетках.

Возродить забытое искусство

Сегодня набойка по ткани — почти полностью забытое искусство. У наших предков оно было очень популярным, набиваемыми узорами отделывались салфетки, занавески, покрывала, полотенца, а также одежда — юбки, платки, рубашки. Рисунок на ткань наносился с помощью изготовленного из дерева специального клише для печати — штампа. По деревням ходили художники со своим набором штампов, поселялись в одном из домов, местные жители приносили им ткань, а мастера отпечатывали на ней рисунки. И несли свое искусство дальше, в другую деревню, как создательница знаменитых рисунков — белорусская художница-примитивистка Елена Киш. Позже в Беларуси появились мануфактуры, где набивные ткани изготавливались фабричным способом с помощью так называемых манеров, рассказывает Ольга Хачкова. А искусство ручной набойки понемногу пришло в упадок.

Конечно, современный способ несколько отличается от древнего.

— Сначала рождается идея, эскиз художника, — объясняет Ольга Хачкова. — Затем изображение обрабатывается в графическом редакторе и вырезается мастером на деревянном штампе. С помощью акриловой краски делается отпечаток на ткани, который высыхает в течение суток. Ткань я просую с изнаночной стороны, чтобы краска закрепилась. Если выдержать технологию, готовое изделие можно потом мыть в стиральной машине. Использую только натуральные ткани — лен или хлопок.

Сегодня у мастерицы несколько коллекций штампов по тематике Белорусского народного искусства. Узнаваемы мотивы вытинанок, слуцких поясов, характерные изображения льва и тигра из рисунков Елены Киш, элементы декоративной росписи оговских сундуков — такие сундуки делались и красиво раскрашивались в первой половине прошлого века в деревне Огово, что на Брестчине. А также еще одного белорусского бренда, имеющего статус нематериальной историко-культурной ценности-руховских ковров.

— Те, кто хочет освоить секреты набиванки, приходят на мои мастер-классы, и я с удовольствием делюсь с ними тем, что знаю и умею, — говорит Ольга Хачкова.

Точка означает богатство

Еще один вид народного искусства, которым Ольга Хачкова увлеклась давно, — это писанка, роспись яиц воском. В рамках выставочного проекта «Живые источники», который в этом году, в Год исторической памяти, реализовала Национальная библиотека Республики Беларусь совместно с Белорусским союзом мастеров народного творчества, Ольга Хачкова провела два мастер-класса — обучала всех желающих набойке по ткани и писанке.

— Мастер-класс по писанке проходил накануне Пасхи; научиться художественной росписи яиц пришли 32 человека, — говорит она. — Мне хотелось бы, чтобы писанку рассматривали не только как атрибут праздника, но и как самостоятельный вид народного декоративно-прикладного творчества. Я занимаюсь росписью яиц круглый год, на выставки представляю иногда до 500 единиц.

Для наших предков изготовление писанки было ритуалом. Узоры на поверхность яйца наносились горячим воском с помощью деревянной палочки, в которую был вбит гвоздик. Секреты росписи яиц хранят музеи писанки – в агрогородке Избино в Вилейском районном доме ремесел Минской области и в поселке Сопоцкин Гродненского района.

— Работая в фондах Гродненского музея, я узнала, что традиционный образец писанки передается из поколения в поколение и соответствует символике Белорусской народной культуры: дерево здесь означает род, причем корни — это предки, а ветки — мы, — объясняет народный мастер. — Сакральным символом является Солнце. А богатство символизирует точка, ведь она означает зерно, а именно засеянное поле, хороший урожай являлись для наших предков настоящим богатством.

Раскрашивая яйцо, человек не просто повторяет узор, а как бы составляет метафорическую карту своей души. Зная символику этого вида искусства, можно «прочитать» изображение, найти в созданных на интуитивном уровне узорах информацию о своем внутреннем мире.

Живая связь поколений

Уже год как Ольга Хачкова работает руководителем народной студии декоративно-прикладного творчества «Аистенок» Национального центра художественного творчества детей и молодежи Министерства образования Республики Беларусь. Дети воспринимают народную культуру с искренним любопытством. Видят готовые изделия из соломки или льна, удивляются их совершенству и не могут поверить, что когда-нибудь смогут сделать подобное своими руками. А если у них получается, эмоции бьют через край!

Как приобщить ребят к народному белорусскому декоративно-прикладному творчеству?

— Наилучший результат получается, когда элементы народного искусства переносятся в современный контекст, — уверена Ольга Хачкова. — Например, в студии у нас есть руховский ковер. Такие настенные ковры, декорированные аппликацией из соломки на черном фоне, в послевоенные годы изготавливали в деревне Рухово Стародорожского района Минской области и дарили на свадьбу. Характерный элемент — пара в центре ковра, это могут быть два лося, две птицы. Ковер в аутентичном варианте уже музейный экспонат. Изображения цветов, животных, птиц по его мотивам мы перенесли на ткань. Главное, дети понимают, что это не просто цветочки и зверушки — за красивой картинкой стоит большая экспедиционная, культурологическая работа. Или взять вытинанку, которая производится в Любанском районе Минской области. Я показываю детям видео, где народный мастер Наталья Одинец вырезает вытинанку, и объясняю, из каких сакральных элементов она состоит. Дети включают образное мышление, пытаются сами вырезать.

Так создается живая связь поколений и воспитывается любовь к родной земле, ведь одно дело — увидеть плод народного искусства в музее, и совсем другое — самим поучаствовать в создании этнобренда.

Арт-терапия и любимое занятие

У Ольги Хачковой постоянно рождаются идеи новых ярких и необычных работ. Она производит вручную свечи, знает, как покрасить ткань природными красителями из листьев и ягод.Ткань получается фантастическая!

— Кажется, каждой клеточкой чувствуешь созидательную энергию творчества, — говорит автор многочисленных проектов в области народного искусства. — У меня не бывает эмоционального выгорания. И даже если настроение так себе, точно знаю: начну создавать что-нибудь, и он улучшится. Недаром говорят о духовно-терапевтическом эффекте творчества.

Выбрать свой вид декоративно-прикладного искусства Ольга Хачкова рекомендует и женщинам, которые вышли на пенсию и ищут, чем бы занять время. Такие женщины часто приходят к ней на мастер-классы, осваивают то или иное умение, чтобы дарить радость и красоту себе и окружающим.

Елена Браво

Фото автора и из личного архива Ольги ХАЧКОВОЙ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.