Вы здесь

Нужны ли сваты на свадьбе?


Кому же на свадьбе доверяли почетную роль сватов, которая была раньше чуть ли не самой главной, ведь благодаря их непосредственному участию когда-то происходило сватовство и «помолвка», предшествовавшие свадьбе? Вокруг этих свадебных чинов сформировался своеобразный кодекс чести, который сфокусировал те «золотые» правила традиционного мировоззрения, которые ставили их в центр обрядовых событий. Видимо, совсем неслучайно первыми претендентами на роль сватов были крестные родители жениха и невесты.


Фото: out-club.spb.ru

Смотрите сами. Крестные родители были на первом плане торжественного застолья и в день крещения младенца, и на праздничных родинах, и в день свадьбы своих крестников, подводя тем самым черту под временем активного взаимодействия в контексте обрядовых событий рода.

Таким образом, крестные родители завершали этап духовного формирования молодых людей, а шафер и шаферка, которые только входили в пространство будущего духовного наставничества, должны были ее подхватить (напоминаем: когда у молодых рождался ребенок, первыми, кому они должны предложить стать крестными, были шафер и шаферка с их свадьбы).

Этапом сложного обрядового перехода из одного состояния молодых в другое правили сваты, которые должны были знать историю жизни молодых, их семей и родственников и через призму этих знаний стремились повлиять на судьбы. В таком случае сват – связывающая нить между прошлым и будущим.

Если же крестные родители не имели обычного права стать сватом (причинами могли стать вдовство, смерть детей, развод, второй брак) и свахой на свадьбе своих крестников, тогда сватов выбирали «со стороны».

Сватами приглашали людей не моложе 40 лет, но и не пожилых: «...выбирают за свата хозяина лет за сорок: моложе не имел бы должного авторитета и уважительности, а старый человек не смог бы исполнить обязанности, которые требует такая должность, что требует чрезвычайно много движения». Обязательно учитывали его семейное положение и наличие детей. Никаких ситуаций «несовершенства» в отношении их не допускались. Сватов оценивали по количеству проведенных ими свадеб: чем больше, тем опытнее и мудрее становились эти люди.

В соответствии с основными правилами народной культуры пары сватов выбирали из числа друзей, соседей, родственников, знающих в местных традициях, во всех их хитросплетениях и недоговоренностях, обладавших артистизмом, смекалкой, чувством такта и «багажом» пословиц, поговорок, интересных историй, словом, умеющих поговорить и повеселить.

Народный опыт предостерегал: того, кто участвовал в главных ритуалах погребального обряда, больше никогда не приглашали в сваты. В библиотеке Белорусского государственного университета культуры и искусств мы познакомились с милой сотрудницей, женщиной средних лет, которая рассказала нам, что хорошо знает традиции белорусской свадьбы, много лет ее приглашали на торжества в качестве опытной свахи. Но потом она расплакалась и сказала, что ей очень жаль, ведь она больше не сможет помогать молодым людям: недавно похоронила мужа. А народный этикет и собственное сознание запрещают ей в дальнейшем исполнять эту главную роль на свадьбе.

Таким образом на свадьбе было четыре пары сватов. Считайте сами: Крестный отец с женой и крестная мать с мужем со стороны невесты, Крестный отец с женой и крестная мать с мужем со стороны жениха. Наличие жен и детей позволяло крестному отцу жениха и крестному отцу невесты участвовать в обрядах сватовства. Наличие мужа и детей, то есть счастливое замужество, давало право крестной матери невесты и крестной матери жениха организовывать подготовку свадебных Караваев для молодоженов соответственно: «Каравай пекли вечером перед свадьбой. Теперь молодые выносят, а тогда выносила крестная с крестным. Мои крестные у меня, его0 — у него».

Сегодня практически не востребована основная функция свата и свахи — сватать молодых людей. Но, как и прежде, на свадьбе присутствуют люди, которых перевязывают полотенцами и условно называют сватами. Поэтому современным молодым людям хочется посоветовать выбирать в Сватах супружеские пары с каждой стороны, не разрешая их ритуального разделения (речь идет о современной, или «городской», традиции, когда сваху выбирали со стороны невесты, а свата — со стороны жениха). Перевязывая сватов полотенцами, вспомните о символике правого (мужского) и левого (женского) в обрядовом поле белорусской традиционной культуры: полотенце свату завязывают через левое плечо под правую руку, а свахи, наоборот, через правое плечо под левую руку.

И как тут не упомянуть, что сегодня роль свата на свадьбе исполняет человек по фамилии «Тамада». От его профессионализма во многом зависит, в каком русле пройдет свадьба — традиционный обряд соединения двух родов: с учетом традиционных духовных ценностей и выполнением высокой культуры отношений или обряд будет превращен в банальное застолье, сопровождающееся анекдотами и развлечениями, а отсутствие профессиональных знаний компенсируется примитивными играми... Но это уже совсем другая история...

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.