Вы здесь

Что ждет школы с 1 сентября?


В новый учебный год система образования нашей страны вступает с новой редакцией Кодекса Республики Беларусь Об образовании. В нее были включены изменения, произошедшие за последние десять лет. В документ внесено более 200 изменений и правок, включено 17 новых статей (всего их 297).

Основное нововведение Кодекса – обязательное общее среднее образование. В прошлой редакции обязательным было базовое образование. Общее среднее образование можно будет получить как в школе, так и параллельно с получением профессии в колледже. Кроме того, новой редакцией определено инклюзивное образование, предусматривающее отдельную работу по созданию всех необходимых условий не только для поддержки детей с особенностями психофизического развития и их обучения, но и для получения ими профессии с последующей социализацией.


Воспитательный потенциал урока

1 сентября за школьные парты сядут 115 тысяч первоклассников (в прошлом году их было на тысячу меньше). Общее же количество школьников превысит 1 миллион 85 тысяч человек. Тема первого урока в День знаний — «в исторической памяти сила и единство белорусского народа».

Как рассказала начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Коржова, традиционным подарком к новому учебному году станет открытие в стране четырех новых школ. Одна из них (на 471 место) откроет свои двери для детей в Кобрине. Школа на 321 место готовится к открытию в Столине. Также новая школа на 720 мест примет детей в Смолевичах. А в Минске появится школа, рассчитанная на 1020 учеников. Всего же в стране будет функционировать 2901 государственное учреждение образования.

Для подвоза 53 тысяч учащихся планируют задействовать 1,5 тысячи школьных автобусов, в том числе 86 специально оборудованных для учащихся с особенностями психофизического развития.

— Особое внимание в этом учебном году, как, кстати, и в предыдущем, будет отдаваться воспитательному потенциалу урока. Мы говорим, что каждый урок должен не только нести знания по своему предмету, но и воспитывать учащихся, — подчеркивает Ирина Коржова. — Для этого Министерство образования дает соответствующие рекомендации по освещению тех или иных тем, например рекомендации по освещению темы геноцида белорусского народа в рамках преподавания различных учебных предметов.

В 2021/2022 учебном году завершился переход на обновленные учебные программы, который осуществлялся поэтапно с 2015 года. «Поэтому в новом учебном году никаких коренных изменений не произойдет, — уверяет начальник управления. — Учебные программы менялись точечно, с учетом замечаний и предложений, поступавших от педагогов-практиков с мест. Кроме того, произошли изменения в типовом учебном плане на 2022/2023 учебный год».

Как пример, в новом учебном году в 10-х и 11-х классах увеличится количество часов на изучение предметов «белорусский язык» и «русский язык». Если раньше учащиеся на старшей ступени школы изучали белорусский и русский языки по часу в неделю, то теперь в одном из полугодий у учеников будут два урока белорусского и один — русского, а во втором полугодии – наоборот. Профильные классы это не коснется. А вот количество часов, отводимых на изучение предмета «иностранный язык», уменьшится на старшей ступени школы на час в неделю.

Еще одно изменение связано со вступлением в действие новой редакции Конституции Беларуси: в учебные программы по истории Беларуси и обществоведению были внесены корректировки, предусматривающие изучение изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

Изменятся перечень и форма сдачи выпускных экзаменов. Так, одиннадцатиклассники в середине мая будут сдавать централизованный экзамен по белорусскому или русскому языку (на выбор) и математике. Для этого на базе учреждений образования откроют более 100 специальных пунктов. Школьников туда будут доставлять организованно. Контролировать процесс и обрабатывать результаты будет республиканский институт контроля знаний, который занимается проведением в стране централизованного тестирования.

Приглашают новые факультативы...

С 1 сентября белорусских школьников ждут новые факультативы, разработанные Министерством образования. Теперь их разрешено проводить и по субботам. Среди них—учебная программа факультативных занятий «межпредметные грани математики» для учащихся восьмых-одиннадцатых классов и факультатив «в мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» (по учебным предметам «информатика», «физика», «география», «математика», «химия», «биология») для старшеклассников. В рамках последнего факультатива учащихся будут знакомить с историей возникновения и развития промышленности, технологиями автомобиле-, приборо- и машиностроения. Расскажут, как развиваются такие отрасли, как энергетика, металлургия, архитектура и строительство, проинформируют, что нового в природопользовании и охране окружающей среды...

Также Министерство образования утвердило программу нового факультатива под названием «мое психологическое благополучие и помощь сверстникам в кризисной ситуации». Факультатив, в первую очередь, направлен на то, чтобы дать подросткам возможность изучить себя, свою личность, проработать навыки самопомощи, научиться оказывать посильную помощь друзьям.

Во время занятий школьники узнают, что такое психическое здоровье, как побороть стресс, в чем проявляется кризис и как его преодолеть, как установить личные границы, как научиться мыслить позитивно, что такое личностный рост и еще много важных вещей.

Наряду с традиционными методами обучения на новых факультативах будут задействованы кейс-технологии, метод проектов, дискуссии, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии, потенциал образовательных экскурсий, выездных занятий, онлайн-семинаров и вебинаров.

Кроме того, было разработано и продолжение учебной программы факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма» для шестого (седьмого) класса. Ее содержание основывается на взаимодействии учреждений образования с Церковью. В центре внимания – воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать ответственность за судьбу своего Отечества, осознание значения церкви как важнейшего социального института.

Новый Кодекс об образовании предусматривает конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Он будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и оценок предметов, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.

В школы возвращается допрофильная подготовка, то есть на уровне 8-9-го классов во всех школах директора смогут формировать допрофильные классы. Это необходимо делать для того, чтобы к моменту окончания 9-го класса молодые люди могли или сделать выбор своей дальнейшей траектории обучения на уровне колледжа, или продолжать обучение на третьей ступени общего среднего образования и делать осознанный выбор профиля.

На старшей ступени школы по-прежнему будут действовать профильные классы с изучением отдельных дисциплин на повышенном уровне, профильные классы профессиональной направленности (педагогические, спортивно-педагогические, аграрные, военно-патриотические) и базовые классы, ученики которых будут знакомиться с профессиями рабочих (служащих). В обновленный перечень входит более 80 профессий: среди них пчеловод, пекарь, печник, повар, радиомонтер, оператор электронного набора, садовник, фотограф, визажист, официант и другие. Новый перечень создавался с учетом нужд рынка труда в регионах.

Что касается укрепления материально-технической базы учреждений образования, то в текущем году закупается оборудование для 230 кабинетов трудового обучения и для 380 кабинетов биологии.

Ирина Коржова заметила, что к использованию в образовательном процессе будут допущены дневники учащихся, разработанные в 2022 году. В соответствии с новой редакцией Кодекса об образовании у них были обновлены права и обязанности учащихся, а также перечень государственных праздников и знаменательных дат. На форзаце дневников размещена реклама Республиканского центра психологической помощи.

Новые возможности в подготовке кадров

В 2022-2023 году на уровне профессионально-технического образования будут обучаться 60 тысяч человек и более 100 тысяч — на уровне среднего специального образования. Как рассказала заместитель начальника Главного управления профессионального образования Министерства образования Александра Петрова, в стране будут функционировать 122 учреждения профтехобразования, 110 учреждений среднего специального образования, а также другие учреждения, которые реализовывают такие программы, например, филиалы вузов, гимназии-колледжи искусств, филиалы Республиканского института профессионального образования.

— Отмечу, что мы вступаем в эру обновленного Кодекса об образовании, поэтому вводится единое наименование для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования — колледж. Это не значит, что резко изменится структура подготовки кадров, в колледжах будут готовить на уровне профессионально-технического образования квалифицированных рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена и рабочих со средним специальным образованием. В принципе, обе эти траектории подготовки кадров востребованы экономикой, — подчеркнула Александра Петрова. — Изменений в содержании в связи с переименованием и переходом на единый вид — колледж — не планируется, однако учреждения образования могут расширить перечень программ подготовки в соответствии с потребностями региона и базовых организаций. Например, открыть подготовку рабочих со средним специальным образованием. Такие рабочие выделяются высоким уровнем квалификации, их подготовка направлена на потребности высокотехнологичных производств — там, где на самом деле нужны рабочие с высоким разрядом, которые могут обслуживать новейшее оборудование.

Содержание образовательных программ в профессиональной школе изменяется в связи с тем, что изменяются технологии производства, требования к рабочему месту. Соответственно, происходит обновление учебно-программной документации и образовательных стандартов. По словам Александры Петровой, только в текущем году были обновлены стандарты по 17 специальностям профессионально-технического и 37 специальностям среднего специального образования.

Также с 1 сентября вступает в действие новый общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций. Новая редакция этого документа была приведена в соответствие с видами экономической деятельности, которые сегодня существуют. «Поэтому в этом году нас ждет масштабная разработка учебно — программной документации и образовательных стандартов под новый классификатор», — заметила Александра Петрова.

Она добавила, что, кроме лабораторий и учебных мастерских, в системе профобразования функционируют 52 ресурсных центра. В новой редакции Кодекса об образовании они называются «центрами компетенций». На сегодняшний день через них прошло уже более 27 тысяч человек.

Центры компетенций – это структурные подразделения учреждений образования, оснащенные современным оборудованием, которое постоянно обновляется и которое невозможно иметь в каждом учреждении образования. В кодексе прописана сетевая форма взаимодействия при реализации образовательных программ, то есть, все учащиеся профильных специальностей будут иметь доступ к материально-технической и учебной базе центров компетенций и проходить там подготовку на новейшем оборудовании в рамках, например, учебной практики, производственного обучения, в рамках выполнения лабораторных или практических работ.

Кроме того, на базе центров компетенций ведется подготовка к республиканским и международным чемпионатам профессионального мастерства. Последний республиканский чемпионат проходил в 2020 году по 47 компетенциям. В его финале было представлено более 300 участников.

«В общем, мы не планируем сбавлять темпы чемпионатного движения, — заверила Александра Петрова, — поскольку, как показала практика, это мотивирует наших учащихся, стимулирует интерес со стороны школьников продолжить свое обучение в учреждениях профессионального образования, привлекает к системе внимание не только потенциальных учащихся, но и заказчиков кадров, которые вместе с нами организовывают данные соревнования, изучают стандарты современных инновационных производств. В сентябре нас ждет распределенный Евразийский чемпионат профессионального мастерства в Москве и Саранске, мы будем участвовать в чемпионате высокотехнологичных отраслей промышленности в Екатеринбурге, первом чемпионате «Профессионалы» в Санкт-Петербурге, первом чемпионате высоких технологий в Великом Новгороде. А в мае 2023 года состоится уже пятый национальный чемпион профессионального мастерства, на который, по традиции, будут приглашены и участники из других стран».

Будь в курсе!

Раньше много вопросов возникало относительно того, в каком возрасте нужно принимать детей в первый класс. Теперь первоклассниками могут стать мальчики и девочки, достигшие шестилетнего возраста к 1 сентября. По заявлению одного из законных представителей ученика начать обучение в школе может ребенок, которому 6 лет исполняется с 1 по 30 сентября. Следует отметить, что согласно новой редакции Кодекса руководитель учреждения образования может принять ребенка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, когда будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.