Вы здесь

С ветерком по проспекту! На что важно обратить внимание каждому стороннику «зеленого транспорта»?


Велосипеды и самокаты – это модно, экологично, современно. А еще это может быть опасно. Для самих «ездоков» и для пешеходов, которые порой высказывают недовольство обилием велосипедов и электросамокатов на тротуарах. О том, правомерно ли их возмущение, мы решили уточнить у сотрудников ГАИ.


В нашу повседневную жизнь прочно вошли так называемые «средства персональной мобильности» (преимущественно электросамокаты). Прочий «зеленый транспорт» – моноколеса, гироскутеры, скейты, ситибайки – в прошлые годы пережив бум, теперь, похоже, сокращают свое присутствие на улицах белорусских городов. Испытание временем выдержали и велосипеды, их количество постоянно увеличивается.

Необходимость изменений ПДД в том, что касается передвижения на велосипедах и электросамокатах, продиктована жизнью. И эти изменения вступят в силу в конце октября. На что важно обратить внимание каждому стороннику «зеленого транспорта»?

Электросамокат – не игрушка

В последние годы с приходом тепла на улицах резко увеличилось число пользователей электросамокатов и других «средств персональной мобильности». Впрочем, некоторые не отказываются от экологичного транспорта вплоть до снегопадов. Многочисленные шеринговые компании активно предлагают всем желающим средства персональной мобильности, предоставляя возможность взять их в аренду.

– С 27 октября вступят в силу изменения в ПДД, касающиеся передвижение лиц на данных устройствах. В частности, вводится определение «средства персональной мобильности», под которым понимается устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее), – рассказывает старший инспектор по особым поручениям ГУ ГАИ МВД Анна Банадык.

Заметим, что лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности (тех же электросамокатах) ПДД приравниваются к пешеходам.

– Передвигаться на таких устройствах необходимо по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия другим участникам дорожного движения, – рассказывает старший инспектор. – Пересечение проезжей части дороги на средстве персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а в случае их отсутствия – по пешеходным переходам.

Пересекать дорогу ездокам на средствах персональной мобильности правила предписывают со скоростью идущего шагом пешехода, заблаговременно снизив скорость, и выезжать на дорогу при условии обеспечения безопасности, подчеркивает собеседница.

Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии). В темное время суток, а также в светлое при недостаточной видимости дороги, пешеход (а мы помним, что ездоки на электросамокатах, моноколесах и т.д. квалифицируются как пешеходы) должен обозначить себя световозвращающим элементом, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара, позволяющая своевременно обнаружить препятствие для движения (например, разглядеть идущих впереди людей). При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется использовать защитный шлем.

Под запрет для «пешеходов на средствах персональной мобильности» новые правила помещают езду со скоростью более 25 км/ч; перевозку «пассажиров» вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности и езду не держась за руль (при наличии такового). Разумеется, запрещено использование средств персональной мобильности в состоянии опьянения. Также управлять электросамокатами не разрешает новая редакция ПДД детям до 14 лет (исключение – пешеходные и жилые зоны, то есть дворы).

– Какой бы вид передвижения вы ни выбрали, всегда будьте внимательны и осторожны. С уважением относитесь к окружающим, будьте вежливыми и дисциплинированными, – советует специалист.

Старый друг – велосипед

Если электросамокаты, моноколеса и прочие девайсы можно назвать одним из символов третьего тысячелетия, то велосипед – старый друг всех тех, кто по разным причинам не желает садиться за руль автомобиля, но хочет быть мобильным. До самых холодов это наиболее популярный вид транспорта как в городе, так и в сельской местности. А сегодня есть виды велосипедов даже для зимней езды.

– Хотелось бы в очередной раз напомнить элементарные требования ПДД для данной категории участников дорожного движения, – отмечает Анна Банадык. – Прежде всего, двигаться по проезжей части дороги велосипедистам разрешается только в случае отсутствия обочины, тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, но не далее 1 метра от правого края дороги; детям до четырнадцати лет запрещено управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

Новые Правила дорожного движения, которые вступят в силу в октябре, предусматривают ряд новшеств и для велосипедистов.

– Так, движение велосипедистов по проезжей части вне зависимости от наличия велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки будет разрешено:

  • в зоне с ограничением максимальной скорости движения не далее 1 метра от ее правого края в один ряд;
  • в ходе учебно-тренировочного процесса в случае сопровождения автомобилем прикрытия. При этом движение велосипедистов допускается в два ряда, но не более 10 велосипедистов в группе.

По-прежнему в темное время суток, а также при недостаточной видимости дороги на велосипеде должны быть включены: спереди – фара, излучающая белый свет, а сзади – фонарь, излучающий красный свет. При этом вне населенных пунктов велосипедист должен быть одет в одежду повышенной видимости со световозвращающими элементами.

– Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов, – отметила специалист.

Согласно новым правилам, при пересечении проезжей части на пешеходных переходах, велосипедных переездах велосипедист вправе не спешиваться.

– При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество перед другими транспортными средствами, – подчеркнула инспектор. – В случае пересечения проезжей части дороги на перекрестке по велосипедной дорожке, по линии тротуаров или обочин велосипедист обязан руководствоваться требованиями транспортных светофоров или регулировщика для транспортных средств, а на нерегулируемом перекрестке – правилами проезда нерегулируемых перекрестков и дорожными знаками приоритета.

При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода, добавила она.

И еще одно важное требование ПДД: перевозить пассажиров на велосипеде запрещено! Исключение – перевозка детей в возрасте до семи лет в велосипедном шлеме на дополнительном специально оборудованном сиденье, фиксирующем и предохраняющем ноги ребенка.

Сотрудники ГАИ признают, что велосипедисты (как, впрочем, и пешеходы на средствах персональной мобильности) – достаточно уязвимая категория участников дорожного движения.

– Необходимо помнить, что велосипедисты обязаны быть в несколько раз внимательнее и осторожнее других участников дорожного движения. Они сами обеспечивают свою безопасность, – подчеркивает старший инспектор по особым поручениям ГУГАИ МВД. – Однако и водители автомобилей должны признать, что велосипед – транспортное средство, которому в некоторых случаях законно разрешено двигаться по дороге. Главная задача водителей – быть внимательными при перестроениях, совершении маневров и других действий, которые могут повлечь наезд на двухколесное транспортное средство.

Не всем по душе

Если еще относительно недавно на тротуаре пешеходы чувствовали себя беспечно, с приходом в нашу жизнь моды на велосипеды и прочие «экологичные средства передвижения» им приходится оглядываться по сторонам. И далеко не всем это по душе.

«Честно говоря, я побаиваюсь велосипедистов и особенно – «электросамокатчиков», – признается знакомая. –Движутся они бесшумно, а скорости развивают высокие. Страшно подумать, что может быть, если какой-нибудь «гонщик» не справится с управлением и наедет на пешехода».

Пожилых людей (и не только пожилых) порой пугают вылетающие из-за спины или выскакивающие навстречу «самокатчики» и велосипедисты, родителям приходится быть внимательнее, присматривая за детьми в пешеходной зоне. Пешеходам стало привычно озираться по сторонам, если они решили изменить траекторию движения по тротуару.

Проблему призваны решить велодорожки, но, во-первых, не везде они есть, да и там, где есть, порой велосипедисты и «самокатчики» ими пренебрегают. А во-вторых, зачастую и пешеходы выходят на велодорожки — например, в скверах и парках, да и на тротуарах вдоль городских улиц. И тут уж приходит черед возмущаться «ездокам»: мол, что это пешеходы «путаются под колесами» там, где выделено место для движения велосипедов и самокатов?

Водители говорят о том, что теперь приходится быть особо внимательными на светофоре или на «зебре» – порой велосипедисты и «самокатчики» появляются из-за припаркованных машин, не всегда снижая скорость до «пешеходной».

– Определенные проблемы, конечно, есть – как и с любым новым, что появляется в жизни общества. Но экологичные виды передвижения вошли в нашу жизнь прочно и надолго. Поэтому важно взаимопонимание и соблюдение Правил дорожного движения.

Важно помнить, что, как бы ни менялись ПДД, безопасность водителей и пешеходов целиком зависит от сознательности и тех, и других.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.