Вы здесь

Алексей Черота: «По произведению всегда заметно, получится ли из молодого человека писатель»


Мы живем в водовороте эмоций. Особенно остро это испытывают подростки, которые сталкиваются со спектром различных проблем: начиная от внутренних страхов и недовольств и заканчивая внешними конфликтами, например, буллингом в школе. Некоторые из них обращаются к литературе — действительно, написание стихов или рассказов помогает выплеснуть весь накопленный негатив. Во время такого творчества некоторые из парней и девушек понимают, что литература для них — не только хобби или инструмент для разрядки, но и дело, которым они хотели бы заниматься профессионально. Чтобы узнать, в каком направлении двинется молодому автору, «Чырвонка. Чырвоная змена» обратилась к Алексею Черота, главному редактору газеты «Літаратура і мастацтва». Герой интервью рассказал, что совсем недавно при Союзе писателей Беларуси был создан Совет по работе с молодежью, одной из задач которого является поддержка талантливых парней и девушек.


— Этот совет был организован в мае, а возглавляет его молодая писательница Анна Чиж-Литаш. Во время первого заседания участники познакомились между собой и выстроили направления дальнейшей работы. Планируется, что совет поможет в популяризации литературы среди молодежи через организацию встреч молодежных коллективов, в ходе которых участники обсудят современную белорусскую литературу, а также поделятся собственным творчеством.

— По вашему мнению, какой формат работы писателя с молодежью самый успешный?

— Непосредственные отношения: встречи в школах, в высших и профессиональных учреждениях. Заставить читать очень сложно, особенно если молодой человек этого не хочет. Мои коллеги делились, что когда они приходили в аудиторию и рассказывали о своем творчестве, то наблюдали другой уровень интереса. От учащихся начальных школ не раз слышал: «А что, есть живые писатели?» Когда к ним обращаться лично, они видят, что писатели — это такие же люди, как и они сами. С ними интересно разговаривать, они хорошо знакомят с литературой. Это самое эффективное средство.

— Действительно ли в читательском молодежном поле наблюдается сильный спад интереса?

— Возможно, спад интереса есть именно к бумажной книге. Мне кажется, что много людей пользуются электронными средствами. И говорить, что наша молодежь не читает вовсе, — неправильно.

— Если говорить о молодежи, которая пишет... Часто ли она обращается в литературные журналы?

— Нам очень часто присылают произведения. Когда я работал в журнале «Нёман», мы получали их не только из Беларуси, но и из России, из Израиля. Сейчас в «ЛіМ» также присылают прозу, поэзию и даже критику.

— А что вы могли бы сказать насчет качества присланных произведений?

— Ни один классик не начинал писать сразу настолько здорово и гладко, что никакая редактура не была нужна. По произведению всегда заметно, может ли получиться из молодого человека писатель. Не все из тех, кто имеет задаток и одаренность, продолжают заниматься литературой.

— Помню, преподаватели у нас всегда спрашивали: «Зачем вы используете иностранные имена? Почему ваш герой живет в Минске, но зовут его Джордж?» Можете ли вы выделить тенденцию, присущую именно молодым авторам?

— Здесь многое зависит от моды определенного времени. Действительно, западные имена встречаются гораздо чаще, чем славянские. Возможно, это какая-то проекция на зарубежную литературу. В большей степени я хотел бы обратить внимание на то, что в последнее время творчество молодых людей очень мрачное. Читаешь и думаешь: «Тебе же еще жить и жить, много чего впереди, а столько мрака». Пожалуй, это подростковая специфика. Но в глаза бросается.

— В Беларуси есть филологический факультет. Но в отличие от России нет Литературного института. Как вы считаете, имеем ли мы в нем потребность?

— Если у человека нет задатков, его никто не научит писать. Я помню, как на филологическом факультете БГУ состоялась встреча с делегацией российских писателей. Вышла молодая девушка: «У меня есть своя школа, где я учу людей писать — готовлю поэтов и прозаиков». Как можно научить писать стихотворение? Я считаю, что это или дано или нет — ты можешь сидеть и рифмовать, но если в твоем занятии нет души и таланта, это всегда видно. Из такого человека писателя не получится.

Определенное образование должно быть. Полагаю, филфак, где большое внимание отдается белорусской, русской, античной литературе, с этим справляется. Я помню эти огромные списки книг, которые за семестр надо было прочитать. Научиться можно именно на классике, если ты это пропускаешь через себя, сможешь что-то выстраивать. Сначала должно сформироваться видение и понимание того, что такое настоящая литература, а что такое массовая, или графомания. Если человек может отличить настоящую литературу от недействительной, то он способен оценить и себя.

— Оценка себя — это, безусловно, важно. Но иногда, чтобы понять, в каком направлении двигаться, молодому автору нужно мнение сбоку. Эту роль чаще всего выполняет критика, но сейчас с ней наблюдаются проблемы...

— К сожалению, в последнее время профессиональная, серьезная критика у нас очень слабо себя проявляет. Среди молодежи таких тоже единицы. Сейчас критика вообще ушла в интернет — это не анализ произведения, который основывается на знании литературы и ее законов, а собственная оценка, которая не подкреплена знаниями. Здесь речь идет о субъективности.

— Рассуждая о роли интернета в творческом поле, я вспоминаю поэтические слэмы и чтения, которые проводились в Минске чуть ли не каждую неделю. Их участники не печатались, но были очень популярны среди молодежи — в интернете их стихи имели много просмотров, а во время выступлений творцов узнавали. По вашему мнению, это было обусловлено талантом или популярностью в сети?

— Мне кажется, что талант здесь абсолютно ни при чем. Это умение подать себя, маркетинг в чистом виде, эпатаж. Возможно, среди них встречались какие-то способные парни и девушки, но в первую очередь то, что происходит в интернет-пространстве, — просто умение себя прорекламировать.

— И все же в современном мире недостаточно просто хорошо писать — молодой автор должен обладать менеджерскими чертами, чтобы продать свое произведение. Или таланта достаточно?

— Как показывает практика, можно выехать и на таланте. Понятно, что сейчас издать книжку довольно трудно. Но в Беларуси есть газета «Літаратура і мастацтва», журналы «Маладосць» и «Полымя». Для тех, кто пишет на русском языке, есть журнал «Нёман». Если произведение действительно талантливое, никто не откажет молодому автору в публикации. Проводится много конкурсов, результатами которых становятся публикации в коллективных сборниках. Есть конкурс Союзного государства «Мост дружбы», который проводится раз в два года. По его итогам издается альманах на двух языках. Каждое областное отделение Союза писателей Беларуси проводит свои конкурсы, которые приурочены к юбилеям писателей или другим значимым событиям.

Я не вижу проблем, чтобы напечататься, но многие из молодежи просто не знает, что есть литературные журналы или конкурсы. Они все забрасывают в интернет, где нет никакого отбора и критериев.

— Какой бы совет вы могли дать молодым авторам? К кому обратиться? Каким должен быть первый шаг?

— В первую очередь я посоветовал бы больше читать. А если есть необходимость в оценке своих произведений, то опять же упомяну Союз писателей Беларуси, в частности, Минское областное отделение. Его председатель Михаил Позняков проводит большую работу по объединению вокруг себя молодых литераторов. Также при каждом вузе есть литературные объединения, нужно интересоваться и находить единомышленников. Обязательно присылайте свои произведения в журналы, Редакторы просматривают все письма, и если произведение стоит, оно будет напечатано.

Арина КАРПОВИЧ

Фото дано героем

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».