Вы здесь

С именем Финберга. Оркестр, которым руководил маэстро, будет носить его имя


Народного артиста Беларуси, дирижера Михаила Финберга не стало в конце прошлого года. Осталось дело — большое, единственно важное, которому он посвятил всю свою жизнь: оркестр. Концертный оркестр Беларуси был не только его делом — вообще смыслом жизни, даже семьей. А семья обычно имеет имя, которое объединяет различные ее ответвления. При «оркестре Финберга», как его обычно называли при жизни маэстро, кроме основного коллектива, были и ансамбли. Он фактически создал отдельный мощный центр музыки, части которого работали на разные зрительские аудитории, но все имели общую цель: просвещение через белорусскую культуру. Он и сам стал ее носителем и очень активным пропагандистом как белорусской музыки, так и белорусского слова.


Трудно было представить в 1987 году, во что выльется начало работы Михаила Финберга с концертным оркестром — что благодаря рвению его руководителя Беларусь получит множество ярких концертных программ на произведения выдающихся белорусских поэтов и композиторов. Это были настоящие культурные события, когда были подняты слои песен, созданных на слова Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Владимира Короткевича, Петруся Бровки и современных поэтов. Якобы песни и были на слуху, о них знали, но когда они объединились в отдельной программе, то звучали особенно торжественно, а слушатели были впечатлены открытием: наше, белорусское слово, самое благозвучное и красивое. Финберг улыбался, и время от времени сам подавал пример, как надо говорить по-белорусски. Он вкушал отдельные слова так, как это может делать музыкант: старался подбирать такие, чтобы человек задумался: а что это значит? И если Финберг так может говорить, то почему я не могу? Он вдохновлял своим примером.

И тогда вдохновлял, когда один за другим в Беларуси стали возникать фестивали, основателем которых стал Государственный концертный оркестр Беларуси. Сначала было мощное движение, которым в какой-то момент стал фестиваль национальной песни и поэзии в Молодечно, для которого создавались специальные программы. А потом дирижер пошел дальше, поняв, что современность невозможна без истории. И снова сделал невероятное, фактически укутав Беларусь сетью фестивалей камерной музыки, на которых поднимались старинные произведения, ведь музыка в Беларуси не началась с 1917 года. Вместе с научным руководителем фестиваля профессором Ольгой Дадиомовой они показали: в Несвиже, Мире, Мстиславле, Заславле и других городах люди готовы слушать серьезную белорусскую музыку, открывать для себя имена Иоанна Голланда, Антония Радзивилла, Осипа Козловского и тех музыкантов, имена которых запорошились через века и эпохи. А музыканты его оркестра доказывали: они способны играть не только эстрадные произведения, но и очень виртуозные музыкальные сочинения. За что и получали высокие оценки: звание Заслуженного коллектива и позже Национального. Казалось, что какую бы идею ни предложил неугомонный Михаил Яковлевич, они сумеют ее осуществить вместе с этим оркестром. С его оркестром, за который маэстро всегда стоял горой, об уровне и имидже которого так сильно заботился, ведь знал: «национальный» — высокое звание, все время нужно доказывать, что ему соответствуешь. Теперь народный артист Беларуси Михаил Финберг со своим оркестром навсегда. И все так же определяет его имидж.

Лариса ТИМОШИК

Фото БелТА

Выбор редакции