Вы здесь

«Шанхайский дух» очень близок Беларуси. Политолог Юрий Шевцов о ШОС и перспективах Беларуси в организации


15 сентября начинается саммит ШОС в Самарканде, где ожидается участие глав 15 государств и глав 10 международных структур. На нем предполагается принять ряд важнейших решений по стратегическим направлениям. В том числе будет рассмотрена заявка Беларуси на получение статуса члена организации. О том, что это принесет нашей стране, почему это событие по праву можно назвать историческим, чем примечателен «Шанхайский дух», в эксклюзивном интервью «Звязде» рассказал известный белорусский политолог, востоковед Юрий Шевцов.


Фото Евгения Пясецкого.

— Юрий Вячеславович, в чем особенность Шанхайской организации сотрудничества?

— Изначально эта организация создана для обеспечения безопасности в Евразии. Прежде всего в Центральной Азии. Этот регион и сейчас взрывоопасен. Актуальная задача — предупредить экспорт исламского экстремизма, а также различного рода организованной преступности из Афганистана на север. Также следует иметь в виду, что именно здесь находится всемирный центр производства наркотиков. Для этого было необходимо выстроить взаимодействие. И была выбрана такая форма, как организация сотрудничества. По мере того, как ШОС стал успешным, задачи и количество участников начали расширяться. На повестке дня появились и экономические вопросы. Организация начала преобразовываться в действующую систему взаимодействия между странами. Особенность ШОС заключается в масштабе. В эту организацию вошли абсолютно разные страны, которые на других площадках не в состоянии взаимодействовать. ШОС — это не блок, а такая форма взаимодействия, которая делает возможным решение практических вопросов между участниками. Другой формы в мировой практике не существует.

— Что происходит на современном этапе ее развития?

— Мы видим, что последние несколько лет в Евразии происходит много крупномасштабных процессов с участием ключевых мировых игроков, через которые создается прежде всего новая экономическая инфраструктура, а также в области безопасности. Единственная международная организация сотрудничества, на основе которой возможно создать действенную площадку взаимодействия, это ШОС. Здесь показателен опыт Ирана. В прошлом году был начат процесс принятия его в организацию. Эта страна давно находится под санкциями США и Запада. Она стремительно развивается за счет перекачки доходов от экспорта нефти в перерабатывающую отрасль. Успешно реализуется ее атомная программа.

Иран в прошлом году успешно заключил уникальный договор с Китаем на 25 лет, так называемый Большой договор. Его параметры официально не оглашаются. Из тех сведений, которые появились в открытых источниках, стало известно, что Иран и Китай договорились о гарантированных поставках нефти по согласованной цене. Это означает, что Иран ушел от американских санкций. Китай получил возможность инвестировать огромные средства в иранскую индустрию и главные объекты. Называется сумма в 200 миллиардов долларов. Для Ирана она на самом деле большая. Страна очень скоро сумеет развить перерабатывающую промышленность и вообще всю экономическую инфраструктуру. Опираясь, в том числе, на китайские инвестиции. Кстати, таким образом Китай и Иран выстроили отношения стратегического партнерства. Подобные отношения были сформированы у Китая с Пакистаном. Развивается китайско-пакистанский экономический коридор. Здесь реализуются знаковые проекты. Общий объем инвестиций — почти 60 миллиардов долларов.

Несколько месяцев назад в Тегеране состоялся саммит, в котором приняли участие руководители Ирана, Турции и России. Были достигнуты двусторонние соглашения. Россия начинает интенсифицировать развитие транспортного коридора «Север-Юг» от Санкт-Петербурга. Еще упоминались проекты в области военно-промышленного комплекса. Обсуждаются просто грандиозные проекты, вроде канала между Каспийским морем и Персидским заливом. Так что вхождение Ирана в ШОС в качестве полноправного члена происходит наряду с экономическими преобразованиями в этой стране.

— ШОС становится новым центром силы?

— Очевидно, что площадка ШОС становится важнейшей альтернативой группе G7. Эта группа управляется Западом, нацелена на санкции. Поэтому ШОС оказался такой площадкой, которая объединила страны, противостоящие именно «семерке». И успешно развивают сотрудничество.

ШОС — площадка взаимодействия культур, которые не заняты экспортом себя друг на друга. Таким образом развивается взаимодействие различных цивилизаций, не нацеленных на поглощение. Это и есть тот самый «шанхайский дух», который Беларуси очень близок. Взаимодействуют культуры, не желающие унификации по западному образцу. Здесь важно стремление выстроить равноправный диалог. Это радикально иной подход, тип взаимодействия, когда противостояние коллективному Западу происходит не через формирование антизападной идеологии, а через развитие площадки взаимодействия суверенных государственных систем. Расширяется география ШОС — ряд стран стремятся начать процесс поэтапной интеграции в ШОС. Оформляется второй полюс планеты, успешно противостоящий англосаксам.

— Чего ожидать от саммита в Самарканде?

— Теперь, в частности на саммите 15-16 сентября в Самарканде, ШОС будет усиливать свое значение как площадки не только для всей Евразии, а и в глобальном масштабе. Будет завершен процесс принятия Ирана, который был начат в прошлом году на саммите в Душанбе. Будет обсуждаться ряд вопросов, связанных с экономическими проектами и проблемами в области региональной безопасности.

Мы видим, что многие страны «шанхайской семьи» прошли через кризисы, реальной была угроза региональной стабильности. Процесс дестабилизации подогревают внешние силы. Они стремятся создать второй фронт против России, сорвать все транзитные китайские проекты, связанные с новым Шелковым путем. Чтобы не допустить возможность внешнего вмешательства в безопасность всех стран региона, необходимо усиление взаимодействия. Это будет обсуждаться на саммите в Самарканде.

Один из пунктов повестки — принятие Беларуси в качестве полновесного члена организации. Из всех международных объединений это для нас самое важное после взаимодействия с Россией. Положительное решение саммита дает Беларуси возможность нивелировать западную блокаду, поскольку на площадке ШОС решаются стратегические вопросы глобального развития. Это возможность участия в развитии крупных транзитных коридоров, строительства инфраструктуры, воплощения масштабных программ.

Для Беларуси это то, что мы называем «разворотом на Восток». Это направление чрезвычайно перспективное. Тем более, когда в рамках ШОС начали реализовываться проекты, альтернативные Западу, охватывающие много государств. У нас есть талант заниматься большой политикой, кстати, редкий для небольшой по размерам страны. После распада СССР Беларусь несколько раз принимала участие в значимых международных инициативах — от реформы Движения неприсоединения до создания Евразийского экономического союза. С этим багажом заметности в большой дипломатии мы приходим в ШОС в качестве полновесного члена. Это дает необъятные окна возможностей. Как мы ими воспользуемся, зависит исключительно от нас.

Дословно

Наступает время исторического стресс-теста Шанхайской организации сотрудничества, заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко в сентябре прошлого года на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Душанбе. По мнению белорусского лидера, об этом четко свидетельствуют острые глобальные вызовы современности. Президент отметил, что компетенция ШОС позволяет одновременно заниматься самыми разнообразными вопросами: от безопасности, экономического развития, выстраивания новых финансовых и гуманитарных систем до реализации крупных инфраструктурных проектов. «Однако успешно реализовать эти преимущества можно только совместными усилиями, объединением наших потенциалов на благо наших народов», - подчеркнул Александр Лукашенко.

Справка

Шанхайская организация сотрудничества — крупнейшая мировая региональная платформа взаимодействия. О ее создании было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае Казахстаном, Кыргызстаном, Китаем, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. До этого страны работали в формате «Шанхайской пятерки» — без Узбекистана. Политическое объединение было основано на Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы (Шанхай, 1996 год) и Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (Москва, 1997 г.). Сейчас ее членами являются восемь стран (кроме основателей, это Индия и Пакистан, которые также присоединились в 2017-м) с общим населением более трех миллиардов человек, формирующих четверть глобального ВВП. Беларусь получила статус наблюдателя в ШОС в 2015-м. Такой же статус в организации имеют еще три страны — Афганистан, Иран (в прошлом году была одобрена заявка страны на получение статуса члена организации и начата соответствующая процедура) и Монголия. У ШОС также есть шесть партнеров по диалогу: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. В прошлом году заявку на получение соответствующего статуса подали Египет, Катар и Саудовская Аравия.

Беседовал Николай ЛИТВИНОВ

Выбор редакции